Иллюстрация Ивана Билибина

Старик Мороз – персонификация холода, природной стихии, с которой были связаны две жизненно важных вещи для человека: тепло и еда. В слишком лютые холода немудрено насмерть замёрзнуть, а нагрянувший не вовремя мороз может погубить посевы, оставить без будущего урожая, а то и скотинку извести. Потому Мороза старались умилостивить, для чего проводили специальные обряды.

Впрочем, об этом мы подробно беседовали вчера, кто не читал, рекомендую ознакомиться.

Сегодня же начну рассмотривать образ данной персонификации стихии в народных сказках.

Начну с самой известной – с «Морозко».

Есть такой универсальный каталог, в котором классифицированы и систематизированы фольклорные сказочные сюжеты – указатель сюжетов фольклорной сказки (он же индекс Аарне – Томпсона – Утера). В нём, среди прочих, указан сюжет № 480 «Мачеха и падчерица». Согласно данному сюжету по требованию мачехи падчерицу увозят в лес, где некое сверхъестественное существо (в нашем случае Морозко, но вместо него может фигурировать Баба Яга, а в украинских сказках чаще всего – лошадиная голова) испытывает девушку и даёт ей награду. Сводная сестра испытывает зависть, пытается повторить её путь, но не выдерживает испытаний и погибает.

Русских вариантов сказки «Морозко» – сорок штук, украинских – тридцать, белорусских – одиннадцать. Похожие сказки встречаются также у некоторых соседствующих с восточными славянами народов.

Изначально, по мнению исследователей, «Морозко» был ближе к быличкам, а форму волшебной сказки сей устный рассказ приобрёл уже тогда, когда Мороз начал утрачивать в народном сознании черты мифологического персонажа. Вот такой путь из мифологии в сказку...

Приведу два текста сказки «Морозко».

Первый – из сказок Афанасьева (под номером 95):

Злая мачеха, желая избавиться от падчерицы Марфушки, девушки работящей и безропотной, приказала мужу отвезти её в лес и выдать замуж за Мороза. Старик не посмел ослушаться сварливой жены: привёз дочку в бор, оставил возле большой сосны и вернулся домой.

Вскоре появился Морозко. Трижды спросив у Марфушки «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?», он укутал замерзающую гостью шубами.

На следующий день старик снова поехал в лес и нашёл там дочку живую, здоровую, с богатыми подарками. Когда мачеха увидела падчерицу в новой шубе и с коробом белья, она решила и своих дочерей отправить к жениху. Однако на вопрос «Тепло ли вам, девицы?» те отвечали грубо и скоро «окостенели».

Второй – из сказок Пушкинских мест:

Овдовев, старик вторично женился. Новая жена невзлюбила его родную дочь и приказала избавиться от неё. Отвёз старик её в лес, насобирал хворосту и уехал. Девушка шла по тропинке и набрела на избушку. Ночью туда пришёл Морозко, принёс ей платье, шубу, валенки, подогнал коня, доставил крытый возок.

Когда собака сообщила мачехе о том, что её падчерица едет домой в серебре и золоте, старуха сначала не поверила. Но скоро увидела, что девушка и вправду жива, здорова и богата. Велела мачеха и своё родное дитя доставить в ту же избушку. Но мачехина дочка повела себя заносчиво, встретила Мороза неприветливо, за что и поплатилась: остались от неё одни косточки.


Иллюстрация Валерия Каррика

В украинской вариации Мороз представлен едущим в повозке богатым паном. Вместо бедной падчерицы – некая замёрзшая баба.

«Мороз, бабусю?» – спрашивает пан.

«Мороз, паночку, Боже його помнож!» – отвечает баба, чем льстит Морозу.

Он одаривает бабу белой шубой и хлебом (помните, в начале статьи упоминал, что с Морозом связаны тепло и еда?).

А вот другая встретившаяся баба ответила иначе: «Мороз, паночку, щоби його бирса взяла, щоб він на лисого голові непевний, розтріскався, щоб його бенеря так била, проклятого, як він оце мене!»

На том бабе и конец от переохлаждения...


Иллюстрация Иннокентия Коршунова

Популярности сказки «Морозко» способствовал одноимённый советский фильм режиссёра Александра Роу 1964 года выпуска.


Плакат к фильму «Морозко» 1964 года

Справедливости ради, отмечу, что фильму «Морозко» 1964 года предшествовал «Морозко» 1924 года, где дебютировал будущий народный артист СССР Борис Ливанов.


Иллюстрация Сергея Покотилова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие