Помнится, когда-то давно, во времена моего детства, когда я, кажется, и в школу не ходил (а если и ходил, то класс в первый или во второй), ранней весеннею порою, когда ещё, вроде бы, на улице лежал снег, мама или бабушка (уж точно и не припомню) напекла жаворонков – печенюшек в виде птичек с раскинутыми в стороны размашистыми крылышками, распушённым хвостом и глазками-изюминками.
Приправой к этим жаворонкам послужил рассказ о том, что когда-то такие штучки пекли по случаю наступления весны, их поднимали как можно выше к небу, к солнышку и пели особые песенки.
Так было во времена детства моей мамы.
Так было во времена детства моей бабушки.
А мне в детстве об этом довелось только слышать...
А потом, увлёкшись славянской мифологией / славянским фольклором, – читать.
И сегодня, раз уж на дворе – начало весны, а на канале вчера вышла заметка «Образ жаворонка в славянской мифологии» (ссылку прилагаю ниже), представляю Вашему вниманию занимательный (я надеюсь) материал об обрядовой «жаворонковой» выпечке.
Образ жаворонка в славянской мифологии Заметки Моргора 6 марта
Начну, собственно, с рецепта.
Записано в деревне Усовка Сергачского района от Т. П. Алтуховой 1956 года рождения:
1 литр молока, 1 пачка маргарина, 1 яйцо, сода, соль, сахар (по вкусу). Тесто замешивается круто, должно держать форму.
Разрезать лепёху, придав одному кончику форму головки птицы. У другого кончика сделать несколько надрезов в виде хвостика птицы. Далее смотрим схему, для наглядности. Можно сделать глазки из изюма (разрезать изюминку на несколько частей).
На смазанный маслом противень выложить жаворонков и поставить в разогретую духовку смазав по желанию или растительным или топлёным маслом, сладким чаем. Выпекать приблизительно 10 – 25 минут при температуре 180°С.
Готовых жаворонков снять с противня, положить на деревянную поверхность, слегка сбрызнуть водой, накрыть полотенцем и оставить отдохнуть приблизительно на 10 – 15 минут.
Пример того, как взаимодействовали с таким печевом, записала в селе Китово Краснооктябрьского района Нижегородской области во время экспедиции фольклорного ансамбля «Синий лён» в 2011 году Е. В. Тихомирова от А. П. Ширяевой 1924 года рождения и В. И. Морозова 1950 года рождения:Иль там на горку, или на крышу… Всем по одной (жаворо́нке) испекли… Сначала из печки вынут, и на пове́ть лезешь, с тёпленьким , и поёшь.
Всем по жаворо́нку, и кричишь…
Все кидали. И кидали. А собаки-то внизу!…А собаки-ти, понимали видно собаки! Глядят. Они – цап её (жаворонку)! И всё. И уташшили!.. Токо у кого собака схватит, у кого нет. А у кого не схватит, подберёшь со снега и ешь!
Она (жаворонка) как святая, как освящённая (после песенки). Знаешь, ты ешь уже… как другую, не ту, которую тебе дали! Она уже совсем другая! Вкуснее! У которого съели уж (собаки), мы все уж делимся! От каждой отламывам, даём!
Плакали конечно (что собаки жаворонку съели)! Пока слазишь оттуда, море слёз прольёшь! Ведь обидно: у меня не съела, а у тебя съела собака! А потом дома-то белого-то хлеба-то не было. Ржаной был. Это лакомство (жаворонки)! Хорошие, вкусные, сдобные, песку́ клали!...А вот прямо-таки историческое свидетельство – статья калужского краеведа и этнографа М. Е. Шереметевой «Закликание весны в Калужском крае 9 (22) марта», изданная в июне 1929 года:
В старые времена обряд (призывания весны) имел серьёзное бытовое значение. Особыми формулами община призывала весну и благодатное тепло. В Калужском крае ещё недавно весну кликали взрослые: 15 – 20 лет тому назад девушки-невесты, а лет 30 тому назад в некоторых местностях (наприм., в с. Варваренки б. Перем. у.) и взрослые крестьяне-хозяева считали нужным и полезным покликать хотя бы с крыльца. Теперь, потеряв свой первоначальный земледельческий смысл, описываемый обряд перестал отвечать серьёзным потребностям быта и превратился в забаву подростков и детей. Однако песенки закликания в целом ряде случаев сохраняют свой первоначальный аграрный характер.Закликание весны в Калужском крае мне удалось лично наблюдать два раза. 9 марта ст. ст. 1927 г. в д. Большие Козлы б. Калужского уезда и 9 (22) марта 1928 г. в д. Большие Сушки б. Лихвинского у. Оба эти селения лежат «в лясах» – в той лесной полосе, которая начинается клм. в 6-ти к югу от Калуги по левую сторону Перемышльского шоссе и тянется сплошь почти до с. Григоровского б. Лихвин. уезда (Леса бывшие Коншинские, Калашниковские и др.).9 (22) марта – это самое начало весны. «Зима кончается, весна начинается – Сороки подходят» (д. Игнатовское, Лихвинский у.). Ещё поля покрыты снегом, но появляются кое-где проталинки, буреют дороги. «Как чёрная тропинка, так птички прилетають из тёплых старон». «Жаворонки все по дорожкам идуть, перелётывають па праталинкам». «Ради птицам прилётным: как птицы прилетять, так теплота у нас пайдёть». (Б. Сушки)И обращение к птицам и олицетворение весны стали в песнях закликания традиционными излюбленными мотивами, одними из тех стилистических формул, полюбившихся созвучий, которыми вообще богата наша народная поэзия. Варианты этих коротких обрядовых песенок с небольшими изменениями повторяют всё те же образы, привычные и взлелеянные; если и творится новое, то бессознательно в формах старого – всё в том же направлении, как будто отвечая требованиям какого-то древнего прочно установленного ритуала.Так незамысловатые песни закликания отражают деревенский труд и быт. Со стороны внешней формы песенки эти могут показаться ничтожными и даже уродливыми; их, собственно, можно отнести к поэзии ещё доэстетической. Но они ценны тем, что в них как бы отстоялись многовековые думы и помыслы крестьянина, приуроченные к определённой поре его трудового земледельческого года.В настоящее время кликанье весны представляет из себя лишь переживание древнего земледельческого обряда, имевшего серьёзное хозяйственное значение. В старину это был колдовской приём (подражательная магия), к которому позднее добавились элементы мольбы. Теперь смысл обряда почти забыт, и он низведён на степень детской игры, забавы. Сами формулы закликания в некоторых случаях восприняли элементы из детских прибауток и приговоров.В большинстве случаев формулы закликания весны, в качестве ритмических слов, сопровождавших аграрный обряд, до наших дней сохраняют свой земледельческий характер. В деревенской тишине яснее слышны голоса веков – до нас доносятся старые хозяйственные заклинания, долженствовавшие обеспечить своевременный приход тёплой поры в целях умножения плодородия – благополучия скота и нив.
Закликание весны в д. Б. Козлы б. Калужск. у. (1927 г.)
В дер. большие Козлы 9 марта 1927 года часов в 11 утра ребята – мальчики и девочки от 8 до 12 лет – пошли с печёными жаворонками на край деревни во фруктовый сад, принадлежащий одному из крестьян. Школьники для этого воспользовались перерывом между уроками. В этом селении обычно кличут группами в разных концах деревни –«табунятся артелями» по выражению местных старух. «Артель», которую я наблюдала, состояла из 18 детей. Хотя ещё всюду лежал снег, но было светло и солнечно, журчали ручьи; скворцы, поселявшиеся на деревне, свистали; и звенели золотые «червонные» овсянки.Дети вошли в сад и по глубокому снегу подошли к плетню, на который и посадили свои «чувильки».
Затем они нараспев стали кликать:
«Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму.
У нас корму нету!Жаворонки,
Прилятайте к нам,
Тут кисели талкуть,
Тут блины пекуть.Жаворонки,
Катитеся калесом,
Ваши дети за лесом,
Связаны паясом.Чу – виль – виль,
Весна пришла
На калясачкях,
Зима ушла
На саначкях.Мужички, мужички,
Точите шошнички,
Скоро пашенькю пахать!»
Наивное кликанье звучало в весеннем воздухе. Каждую отдельную формулу ребята нараспев повторяли по несколько раз, затем делали маленькую паузу и переходили к новой песенке. Кончив кликанье, они поиграли со своими жаворонками и съели их тут же в саду.
Закликальщики весны в д. Б. Сушки б. Лихвинского. у. (1928 г.)
На Сороки 1928 г. в дер. Б. Сушки б. Лихв. у. обряд, который здесь называется «весну кликать», «птичек кликать» совершён был часов в 10 утра. Одной большой группой (в 36 чел.) дети вышли с «жаворонками» из деревни, прошли в примыкающий к селению Белёвский лес, куда и в старину ходили кликать, и остановились в лощинке, где протекает ручей. Мальчики и девочки одеты были в овчиновые шубы на сборах или в коротайки из свойского коричневого сукна. На ногах – портянки из рядного холста, обёрнутые поверх суконок, и лапти с витыми пенёшными сборами. Некоторые ребята – на «колодках». На мальчиках высокие бараньи самодельные шапки.
Посадив птичек на кусты, ребята начали кликать:
«Со – ро – ки свя – тыи,
Жаворон – ки сля – пыи,На Со – ро – ки печоны,
Са – ло – мой астрочоны».Эти слова произносятся медленно, речитативом; затем после паузы –значительно быстрее:«Мужики Сушевики,
Тачите сашники,
Скора паха – ать паедим!»
«Жаворонки» из дер. Б. Козлы б.Калужского у.
«Жаворонки» из д. Б. Сушки и Острый Клин б. Лихвинского у.
«Жаворонки» из дер. Зеленино б. Лихвинского у. (слева) и дер. Горки б. Перемышльского у. (справа)