Что общего между игошей, русалкой, упырём и шуликунами (кроме того, что все они – персонажи низшей славянской мифологии или, выражаясь по-простонародному, нечистые, представители нечистой силы)?
Кадр из к/ф «Ноябрь»
Игоша – душа ребёнка, рождённого мёртвым. Образ русалки соединил в себе водную стихию, представления о девушках, погибших преждевременно и трагично, и духах плодородия. Упырь – восставший из могилы мертвец (чаще всего – умерший колдун). Шуликунами в Вологодской губернии называли погубленных матерями младенцев.
Всё это мертвецы, покойники.
Если точнее – заложные покойники.
Заложные покойники – это люди, умершие неестественной смертью, не получившие упокоения, возвращающиеся в мир живых и продолжающие своё существование в качестве мифических существ. Иначе говоря, душа такого покойника не может перейти в мир иной и «блудит» по земле, он становится нечистой силой.
Само понятие заложные покойники было введено в научный оборот в начале XX века диалектологом, фольклористом и этнографом Дмитрием Константиновичем Зелениным по причине того, что единого для всех славянских традиций обозначения подобных персонажей нет. У русских это нечистые покойники, мертвяки, нави, навь; у белорусов – наўкі, наўцы; у украинцев – мавки, нявки; у поляков – nawie; у болгар – навлянци, навои, навье, навяци; у сербов – навjе; у словен – navje, mavje.
Термин заложные покойники возник не на пустом месте – Зеленин заимствовал данное понятие из вятской диалектной лексики, где оно обозначает «нечистого», «ходячего» покойника (в иных русских диалектах выражение заложные покойники не зафиксировано).
Происхождение прилагательного заложный в означенном словосочетании Дмитрий Константинович связывал со способом захоронения «подозрительного» мертвеца («подозрение вызывали» умершие насильственной смертью, от пьянства, некрещёные дети, самоубийцы, утопленники, ведьмы и колдуны): тело укладывали в гробу вниз лицом, а яму закладывали камнями и ветками.
Белорусы считали места насильственной смерти нечистыми, проходя мимо, бросали на такие месте ветки деревьев, горсть земли, камни, солому, дабы умерший за ними не гонялся. Подобный обычай также бытовал в Виленской, Волынской, Олонецкой, Полтавской, Псковской, Саратовской, Харьковской, Черниговской губерниях.
Жители Харьковской губернии, к слову, считали, что бросающий что-либо на могилу «сомнительного» покойника как бы участвует в погребении, оказывает усопшему погребальные почести.
Верили, что «нечистых» покойников не принимает земля, хоронили их не на кладбищах, а в болотах, лесах, оврагах, на границах полей и перекрёстках дорог.
Заложные покойники способны вредить живым – например, пугать скот и людей или насылать засуху (так, по поверьям, во время засухи следует найти умершего от пьянства, не принимаемого землёй, выкопать и бросить в болото – только тогда пойдёт дождь).
Список использованной литературы
- Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки
- Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
- Токарев С. А. Религия древних славян // Религия в истории народов мира / Под ред. А. Н. Красникова
- Вампир / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь
- Нечистая сила, нечисть // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский
- Покойник «заложный» / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь
- Шуликуны / Толстой Н. И. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский
- Расейска-беларускі слоўнік дадатковай лексікі Зьмітра Саўкі
- Moszyński K. Polesie Wschodnie: Materiały etnograficzne ze wschodniej części b. Pow. Mozyrskiego oraz z pow. Rzeczyckiego
- Strzelczyk Jerzy. Mity, podania i wierzenia dawnych Słowian