Для начала немного общей информации из раздела зоологии: зайцы – род из семейства зайцевых (зайцевые – семейство млекопитающих из отряда зайцеобразных, включающее в себя собственно зайцев и кроликов), распространены практически повсеместно (за исключением Австралии и Антарктиды), всего насчитывается около тридцати видов.


Заяц-русак

А теперь минутка этимологии. Согласно этимологического словаря русского языка Макса Юлиуса Фридриха Фасмера, слово заяц является общеславянским, происходит от праславянского *zajęcь, образованного, предположительно, от основы *zaj- с помощью суффикса -*ęcь, вероятное изначальное значение – «прыгун». Из славянских языков слово заяц было заимствовано в латышский.


Бегущий заяц-русак

Переходим к мифологии.

Специалист в области этнолингвистики Александр Викторович Гура сообщает (источник – «Славянская мифология: энциклопедический словарь»):

Заяц – животное, наделяемое в народных представлениях мужской эротической символикой и демоническими свойствами.

Любовно-брачная мужская символика зайца. проявляется в свадебном обряде и песнях. На свадьбе белорусы изображают скачущего зайца, а украинцы танцуют танец «заєць» со стеблями соломы в зубах наподобие заячьих усов. Как к зайцу обращаются к жениху в русских свадебных величаниях. В русских хороводах заяц – жених, выбирающий себе невесту. Мотив женитьбы зайца на кунице или сове встречается в белорусских и украинских шуточных песнях и сказках; образ зайца фигурирует в белорусских и польских песнях с любовно-брачной тематикой.

Эротическая и фаллическая символика зайца представлена в сербских анекдотах. В русском песенном фольклоре встречается мотив совокупления зайца с девушкой. У восточных славян известны сказки о зайце, обесчестившем лису или волчицу. Ср. также загадку о снеге на озимом хлебе: «Заюшка беленький! Полежи на мне; хоть тебе трудно, да мне хорошо». На Украине к молодым после брачной ночи приходят с чучелом зайца и «доят» его, как корову, что сопровождается эротическими шутками. Символику коитуса передают фольклорные мотивы заламывания зайцем капусты (у восточных славян), заячьего укуса и охоты на зайца (у поляков), шуточное моравское выражение «выгонять зайцев из норы» и др.

Заяц олицетворяет плодоносящее начало: детям говорят, что их приносят зайцы (у украинцев, кашубов), кровь зайца используют от бесплодия, а жиром зайца роженице смазывают женские органы при трудных родах (у сербов), помётом зайца кормят кур, чтобы они лучше неслись (у белорусов, болгар). В белорусской сказке пан, чтобы обсеменить поле, покупает у мужика «севчика», которым оказывается заяц. В Белоруссии и Македонии сон о пойманном зайце предвещает беременность и рождение сына.

Связь образа зайца с фаллической символикой подтверждают полесские обрядовые пожелания жениху и невесте: «Дарую зайца, штоб ў мароз стаяли яйца» и т. п. Фаллическая символика зайца представлена в сюжете о заячьем пастухе, в украинском названии песта для выжимания постного масла «заяць», в русской поговорке «Ху... [гм, у Александра Викторовича здесь откровенно написано, с буквой ё, за ним цензоры Дзена на бдили. – Моргор] ...вина на заячьем меху» и т. д. У южных славян та же символика реализуется в способе лечения сифилиса заячьим помётом (в Боснии и Герцеговине).

Заяц связан с нечистой силой. По русским поверьям, леший может нагнать или угнать зайцев, проиграть их в карты соседнему лешему. Восточнославянский запрет упоминать зайца на воде во время рыбного промысла объясняется тем, что заяц находится в подчинении лешего и неподвластен водяному. Украинцы считают, что заяц создан чёртом и служит ему. В болгарской сказке дьявол скачет верхом на зайце. Чёрт принимает образ зайца: перебегает дорогу, заманивает в чащу (в быличках восточных славян), преследует охотника, предлагает поцеловать себя в зад, его не берут пули (у западных славян) и т. д. У сербов для оберега от зайца-оборотня охотник должен иметь чёрную собаку без единого светлого пятна. С заячьим хвостом поляки представляют себе чёрта, русские ведьму. На Украине и в Белоруссии верят, что в облике зайца появляются ведьмы и колдуны. В зайца обращается домовой (у белорусов) и дух, приносящий хозяину деньги (у хорватов). Встреча с зайцем повсюду считается несчастливой приметой.

Связь с огнём обусловлена прыткостью зайца (ср. в загадке: «Он и богат, как огонь»). Словами «заенька», «зай», «зайко» русские называют огонь в разговоре с детьми. Появление зайца возле жилья является предвестием пожара.

Некоторые признаки зайца используются в народной метеорологии. Признаки «белый» и «пушистый» актуализируются в русском «зайцы» хлопья снега, изморозь, иней в избе; «заяц» клуб белого пара, выходящего зимой из тёплого помещения. Рус. «заинька», «зайка», «зайчик», «зайцы» обозначает белую пену на гребне волн. У южных славян сходные названия обозначают волны, поднимаемые ветром.

Заяц упоминается в связи с луной в восточнославянских детских игровых песнях, закличках и считалках. Обычно эти образы соотносятся друг с другом метафорически: «Заяц-мисяць, де ты був? / В лиси» (у украинцев); «Заяц-месяц / Сорвал травку, / Положил под лавку» (у русских) и т. п. Связь образов зайца и месяца подтверждается и некоторыми южнославянскими параллелями. Общей для зайца и месяца (особенно молодого) является их мужская и брачно-эротическая символика. Ср. пример сочетания обоих символов на полесском свадебном каравае: верх его украшен фигурками зайца, месяца и шишек из теста.

По распространённому поверью, заяц спит с открытыми глазами. Выражения «спать, как заяц», «заячий сон» у всех славян используются для обозначения чуткого сна. Поэтому беременной нельзя есть и видеть зайца, чтобы будущий ребёнок не спал с открытыми глазами. Заяц может вызывать как сон, так и бессонницу. Кожу зайца сербы используют против сонливости, украинцы при бессоннице избегают есть зайчатину и вообще не упоминают зайца, чтобы не потерять сон и чтобы не нападала сонливость. С влиянием зайца на сон связан и образ зайца в колыбельных песнях.


Заяц-русак на фоне снега

Связь зайца с нечистой силой (с чёртом) отмечают Елена Березович и Инна Родионова в своей работе «"Текст чёрта" в русском языке и традиционной культуре: к проблеме сквозных мотивов»:

Как известно, субститутом чёрта, к примеру, является заяц, который в народных поверьях нередко наделяется демоническими свойствами. Ср. сюжеты многочисленных быличек такого рода: сестра потеряла в лесу брата, долго звала, «а он выходит из лесу и говорит: "Я с зайчиком играл да ягодки собирал"»; бросившийся под ноги и пойманный заяц становится всё тяжелее и тяжелее, когда его несут к куреню, а когда его бросают, хохочет и убегает и т. п. Субституция проявляется не только в тексте, но и в системе языка, обусловливая возникновение номинативных дублетов, ср. примеры вроде зайцы пиво варят // черти пиво варят 'о тумане'; зайцы портянки сушат // черти портянки сушат 'о дожде при солнце'; зайцы баню топят (заячья баня, заячий табак) // черти баню топят (чёртова баня, чёртов табак) 'о перезревшем грибе-дождевике' и др. Субституция может оборачиваться декларацией тождества, см. фразеологизм походить на всех чертей, кроме зайца 'быть лохматым, неопрятным и т. п.' Для субституции можно предполагать в пресуппозиции явление метаморфоза, но в ситуациях появления номинативных дублетов возможны в известной мере случайные подстановки. Допустим, нелепо думать о каких-то конкретных мифологемах при анализе названий гриба-дождевика, где наряду с заячьей баней и чёртовой баней присутствуют также мышья, медвежья и волчья: эти факты «демонстрируют неважность конкретного представления о животном для носителя языка... Однако те же номинации вносят характерную черту в ономасиологический портрет гриба "не предназначенный для человека"». Конечно, повторение связи чёрт заяц при образовании различных номинативных дублетов несколько снижает риск случайности, но роль такого повторения нельзя преувеличивать.


Заяц-беляк

В развитие темы связи зайца с нечистой силой вспоминается легенда из Мышкувского повята (района) Силезского воеводства Польши, изложенная в книге Витольда Варгаса и Павла Зыха «Духи польских городов и замков»:

Из одного окна замка в Боболице виден широкий луг. Туда приходят косули и другие животные, недолго пасутся и идут дальше. Но вот троих зайцев здесь можно увидеть всегда. В одном определённом месте. Немного поскачут, немного пощиплют травку, немного отдохнут, и так изо дня в день... несколько сот лет. Это души трёх дочерей здешнего кастеляна. Во время нападения на замок, когда поражение было очевидно, они предпочли прыгнуть из окна, нежели попасть в руки врага. Все погибли на месте.


Иллюстрация Павла Зыха

Вот такой он многогранный, образ зайца в славянской мифологии...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие