Введение

Последним в Европе городским культовым языческим объектом считается минское капище, действовавшее до 20-х годов ХХ века.

Капище – языческий храм – находилось на берегу Свислочи в районе Нижней Ляховки (современной улицы Лодочной) и представляло собой огороженную с трех сторон прямоугольную площадку с двумя объектами поклонения в центре – гранитным валуном (его называли Дзед или Старец) и гигантским, в пять обхватов, дубом Волатом, чьи желуди считались целебными. Рядом бил целебный источник и горела Жыжа – вечный огонь, он же жертвенник, на котором сжигали пищу.

У капища был постоянный жрец, хранивший огонь и проводивший обряды для населения. Эта «должность» передавалась по наследству, и все жрецы имели одно имя – Севастей. Народ считал их знахарями и чародеями: они могли лечить, привораживать, предсказывать будущее, продлевать жизнь и даже навлекать смерть. После смерти жрецов с почестями хоронили на древнем языческом кладбище, находившемся неподалеку – сейчас это сквер в конце улицы Красноармейской. Известно, что последний жрец был репрессирован в 1927 году.

В 1880-х, в канун празднования 900-летия Крещения Руси, минские власти предприняли попытку разрушить капище как последнюю опору «поганства» в городе: тысячелетний дуб спилили, священный огонь разбросали. Однако языческая традиция, несмотря на жалобы православных священников, мол, «прихожане днем ходят в церковь, а вечером становятся язычниками», просуществовала в Минске до революции. Даже в первые годы советской власти на Ляховку, к сохранившемуся валуну, приходили люди и украшали его лентами и полотенцами, выливали на него мед, молоко и вино. Лишь в конце ХХ века, с началом строительства второй линии столичного метрополитена, каменного Дзеда определили в Музей валунов в микрорайоне Уручье.

Впрочем, и в наши дни Дзед с минского капища продолжает принимать пожертвования: под ним можно увидеть мелкие денежные купюры и сладости.

Легенда

У подножия одного из холмов этого леса лежал валун, его ещё называли «Дзед». Водяник и Лесовик поспорили, кому будет это место принадлежать. Решили устроить соревнование — кто возьмет огромный валун и донесет его до вершины горы, тот и станет полновластным хозяином. Первым взялся Водяник, взвалил себе камень на плечи, закряхтел, сделал несколько десятков шагов и остановился. Лесовик оказался покрепче: взяв валун, он споро пошел в гору. Водяник понял, что проигрывает, и решил сжульничать, подставил подножку. Лесовик споткнулся, валун упал и сразу врос в землю. Рядом с ним забила криница и вырос дуб-великан.

Второй вариант легенды

В старину тут был везде лес, непроходимая болотная тхлань, одним словом, сплошная глушь. Как пойдет в эту чащу человек, так и задуриться, замутиться у него голова. Черти его водят по болоту, поколь человек ни завязнет в трясине. Вот на пригорке, на высоком бурте, средь этого леса стоял этот камень. Ходили о нём в народе слухи: кто овладеет этим камнем, тот станет богатым и счастливым. Вот и захотелась Лесавику и Водяному завладеть камнем. Поспорили. Чтобы развязать спор, пошли к своему старшему. Тот предложил им: кто без передыху вознесёт камень на пересечение дорог, тот и будет хозяин этого камня. Бросили жребий, кто первым пойдет. Первым стал Лесавик. Но, как ни старался Лесавик, поднять камня он ни сумел. Ни помогли яму и его подчиненные, лесные звери. Тогда взялся за камень Водяной. Взвалил он камень на зашеек и понес. Испугался Лесавик, что камень достанется Водяному. Подставил он ему ногу. Упал Водяной на берегу Свислочи. Упал и камень на самый берег реки. Ни Лесавик, ни Водяной ни завладели им. А было это давным-давно. Так давно, что даже самые старые люди не помнят. От того времени и стоит этот камень.

Описание ритуала

Знахарь-священник святил воду, и окроплял ей собравшихся верующих, которые клали в специальную посуду свои деньги (это была кастрюля с закрытым верхом, с отверстием для монет). После освящения священник позволял верующим брать освященную воду со Свислочи. Так же на капище устанавливался ящик из досок, в который складывали святые жертвы, подношения (в основном это были полотенца, холст, рожь в мешочках, ячмень, разные крупы). Весь камень был увешан рушниками и холстом. Так же на камень выливали вино, мед, молоко. На огне палили останки жертвы; когда приносили петуха, то мясо брал к себе знахарь-священник, а ноги, кишки и всякий сор сжигали на огне, как жертву своим богам.

Все три предмета капища: дуб, камень и алтарь, почитались священными. Каждая предмет капища также имел своё название:

Священный дуб назывался Волат (Великан).

Камень — Дед, или Старец.

Жертвенник — Жыжа; или просто — огонь.

Прошение у камня исцеления

Люди приходили к камню просить о здоровье, замужестве, и с другими проблемами. Когда у кого болел живот, если женщина хотела родить, или хотели погадать на своих детей — люди вешали рушники, фартуки или ткани на сам камень. Если девушка хотела выйти замуж, то она загадывала на какого-нибудь парня и вешала свой рушник (обязательно вышитый своими руками) на этот камень. Такого рода подношениями был увешан почти весь камень. Некоторые вешали на священный дуб. Всё это должно было висеть на камне 33 дня. Если кто украдёт, тогда надо вешать снова. Некоторые, вещи приносили на молельню, когда начинали отправлять богослужение. Для женщин, которые не могли заиметь детей, но хотели родить, надо было сделать следующее: в самую темную ночь прийти на капище. Сесть голым местом на камень. Так чтобы юбкою закрыть весь камень. И сделать это надо три раза. При этом надо сказать три раза: «Поможи боже».

При самом камне было что-то вроде колодца — в настиле была дырка-углубление, в котором и помещалась святая вода, она лечила от всех болезней: болезни сердца и живота, головы и рук, глаз.

Борьба с местом поклонения «Деду»

При строительстве Минской железнодорожной станции, в самом начале 1870-х годов, начали застраивать улицу Лодочную, огонь часто тушили, а камни скидывали в реку. Был случай, когда приехали жандармы, разбросали кострище и затушили огонь. Прихожанам запретили сжигать на жертвенном огне мясо овец и коз. Знахарю Севастею тогда с трудом удалось откупиться, дав полицейскому жандарму много денег и бочку мёду.

Церковнослужители постановили отобрать у «волшебника» Севастея этот молельный камень, окрестить его по-христиански, поставить у него крест и служить по-христиански богослужение. В 1880 году, перед празднованием 900-летия крещения Руси, царские власти попытались прекратить проведение языческих служб. Был потушен «священный огонь» и спилен вековой дуб «Волат». Церковнослужители прогнали Севастея, отобрав у него камень и все молельные принадлежности. Был установлен крест и «аналой» (такой ящик с крестом). В ящике были кадило, крест, Евангелие и миска, куда клали деньги. При этом месте стал служить отец Яфимий, к которому продолжали приходить и бывшие прихожане, поклонявшиеся камню. Хотя и до этого некоторые люди ходили и в церковь, и к огню. По воскресеньям и праздникам — в церковь, а, как заболит что — шли к огню и к самому знахарю, принося приношения, кто яйца, кто петуха или курицу. А после, в праздники, ходили опять молиться в церковь, чтобы Бог отпустил им грехи или дал покаяние.

Новые священники и дьяки не хотели служить на этом месте. Они все утверждали, что это «поганое место», что здесь, при камне, бывает, собираются черти, что там живёт ведьма. К тому же оказалось, что отец Яфимий обманом выдавал себя за другого, а на самом деле — это был Скардович Яхим, из крепостных на Минщине, конокрад, бежавший из тюрьмы. Он так же разбогател на пожертвованиях при камне, а позже, уже при советской власти, бежал неизвестно куда.

Прекратить же поклонение валуну «Деду», так и не удалось. Старший Севастей умер примерно в начале 1904 года, к Японской войне, в возрасте более ста лет, будучи крепким и здоровым. На общем погосте его хоронить не разрешили, для этого было специальное небольшое кладбище для людей, которые ходили молиться в молельню (языческую), а не в церковь. Оно было расположено примерно там, где теперь стоит винно-водочный завод «Кристалл» на улице Октябрьская. Там они имели свои могилы.

Современность

Власти Минска выделили деньги на восстановление "Минского капища" в 2020 году. Языческое капище с идолами и местом для жертвоприношений, которое в древности находилось на месте современного центра белорусской столицы, будет восстановлено. Соответствующее решение приняли в Мингорисполкоме.

Святилище предков появится там, где оно в дохристианскую эпоху и было: в современном парке имени 40-летия Октября рядом с недавно построенной китайскими инвесторами гостиницей "Пекин". Восстановление капища предусмотрено планом реконструкции этой зеленой зоны.

Ее первый этап уже завершен: на берегу реки Свислочь, где находится китайский отель, были вымощены пешеходные дорожки, установлены современные светильники-торшеры, скамейки и деревянные места для отдыха у самой кромки воды. Наконец, нашлось финансирование и на вторую часть работ.

Автор визуала и колоризации: Руслан Ярыжнов

Поиск

Журнал Родноверие