Хорс — древнерусское языческое божество.

Впервые упоминается в Повести временных лет в статье за 980 год, посвященной сооружению князем Владимиром Святославовичем святилища «И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь» (по Ипатьевской летописи)

Понимание этого летописного сообщения у разных авторов весьма различно. Ряд исследователей обращают внимание на то, что в описании киевского пантеона Перун упомянут первым и только его идол сопровождается дополнительным описанием. Также, при описании разрушения капища отдельный рассказ посвящен только низвержению Перуна. Поэтому некоторые ученые предложили, что перечень божеств после Перуна более поздней вставкой в первоначальный летописный текст — по этой гипотезе капище Владимира в Киеве было посвящено одному Перуну и идолов других божеств там не было.

Вместе с тем, как отмечает М.А. Васильев, в двух древнерусских источниках перечень идолов, разрушенных князем Владимиром, включает в себя кроме Перуна еще и Хорса (Память и похвала князю Владимиру; Проложное житие Владимира), Дажьбога, Мокошь (Проложное житие Владимира): «изби вся идолы. Перуна. Хурса. Дажьбога. и Мокшь. и прочая комиры»

Данный аргумент, однако, может быть отвергнут ввиду того, что эти списки могут быть рассмотрены как вторичные от перечня божеств в статье ПВЛ за 980 г.

Другой проблемой является разночтение в данном отрывке с текстом Лаврентьевской летописи, где отсутствует разделительный союз «и» между Хорсом и Дажьбогом: «а усъ золот, и Хоръса Дажьбога, и Стрибога …»

Возможность прочтения «Хоръса Дажьбога» как составного имени одного и того же божества (где одно из имен — эпитет) подталкивало ряд исследователей к заключению о тождественности Хорса и Дажьбога. Такая интерпретация летописного текста остается важным аргументом в дискуссии о характере и функциях Хорса. Так как Дажьбог обычно трактуется как бог солнца, то и Хорс в понимании этих авторов оказывается солярным божеством.

Важнейшим источником, позволяющим судить о функциях Хорса, является Слово о полку Игореве (далее — СоПИ): «Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше; изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше»

Большинство исследователей увидело в Хорсе небесное тело — солнце, реже луну. Мотивировалось это древнеславянским верованием, согласно которому затмение как солнца, так и луны вызывается оборотнями-волками и что автор Слова, опираясь на народные представления, изображает Всеслава оборотнем, в обличии волка перебегающего (двигаясь с севера на юг, из Киева к Тумутаракани) путь солнцу. Волк выступает хтоническим персонажем, врагом солнца; по народным представлениям, во время затмения солнце “снедаемо бывает” оборотнями-волками.

Большинство авторов полагает, что Хорс — бог солнца, подкрепляя это этимологией имени через иранские языки (ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt «сияющее солнце», осет. хур «солнце») или греческий (от греч. xορος в значении «круглый» ≥ солнце). Но существует и альтернативное направление в историографии, представители которого считают его божеством луны. Основывается это на том факте, что Всеслав в СоПИ перебегал путь Хорса ночью, стало быть, Хорс — ночное светило. Впрочем, такая интерпретация неубедительна, так как солнце и луна перемещаются по небу по одному пути — эклиптике, и время суток не имеет значения. Понимание Хорса как солнца лучше вписывается и в общий солярный символизм пронизывающий СоПИ (13 упоминаний солнца против 1 месяца).

Дополнительную информацию о Хорсе можно извлечь из многочисленных поучений против язычества и апокрифов (как правило, переводных с греческого), в которые древнерусские книжники вставляли актуальные для их времени сведения о языческих верованиях восточных славян. Перечни божеств во многом повторяют летописный пантеон Владимира.

В «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» (XI в.) говорится о «христианах, двоеверно живущих», которые «вѣрують въ Перуна, и въ Хърса, и въ Сима, и въ Рьгла, и въ Мокошь, и въ вилы...». «Слово святого Григория изобретено в толъцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали, то и ныне творят» (XI-XIII в.) повествует о язычестве древних народов, заключая, что «тѣмъ же богомъ требу кладуть и творять и словеньскыи языкъ: виламъ и Мокошьи, Дивѣ, Перуну, Хърсу, роду и рожаницам, упиремь и берегынямъ и Переплуту»

Однако и после крещения «по украинамъ молятся ему проклятому богу Перуну и Хърсу и Мокоши и виламъ то творят отаи»

Встречается Хорс и в «Слово святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константина града, о том, как первое поганые веровали в идолы и требы им клали и имена им нарекали» (XII-XIII в.): «Горе вамъ... человечи, забывше страха Божия небрежениемъ, и крещения отвѣргошася и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнии, и грому, и солнцю, и лунѣ. А друзии Перену, Хурсу, виламъ и Мокоши, упыремь и берегынямъ...»

В данном отрывке можно увидеть и некоторый параллелизм: молния и гром соответствует Перуну, в то время как солнце соотносится с Хорсом.

В «Хождении пресвятой Богородицы по мукам» (старейший из древнерусских списков датируется ХІІ-ХІII вв.) рассказывается о грешниках в аду, превративших в богов «солнце и мѣсяць, землю и воду, звѣри и гади, то святѣи человѣкы, камени ту устроя, Трояна, Хърса, Велеса, Перуна»

Апокриф «Слово и откровение святых апостол» сообщает нам от лица апостолов о грехах людей и языческой вере в «богы. многы: Перуна и Хорса, Дыя, и Трояна, и инии мнози»

Хорс упоминается в одной из редакций «Беседы трёх святителей».

На вопрос «Отъ чего громъ и молния сотворено бысть?» Василий Великий отвечает «два ангела громная есть; елленский старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молниина»

Вряд ли стоит интерпретировать культ Хорса как влияние иудаизма (так и в Перуне нет ничего греческого):

«В условиях русского религиозно-культурного дуализма, — отмечали В. М. Живов и Б. А. Успенский, — всякая неправославная вера отождествлялась со служением нечистой силе. Ислам, иудаизм, католичество и протестантство оказываются разными ипостасями одного и того же нечестивого безбожия, устроенного по модели русского язычества»

Отнесения Хорса к «громным ангелам» В. П. Даркевич считает следствием бытовавшего на Руси представления о солнце как источнике молний: на миниатюре Никоновской летописи (XVI в.) молнии показаны исходящими из уст солнечного лика.

Особый интерес представляет отрывок из древнерусского произведения (в сборнике XVI в.), который И.И. Срезневский назвал «Поучением духовным детям»: «Уклоняйся пред Богомъ невидимыхъ: молящихъ человькъ роду и роженицам, порену и аполину, и Мокоши, и перегини, и всяким богомъ (и) мерзькимъ требамъ не приближаися»

По поводу этого источника М.А. Васильев пишет:

«При сравнении же перечня языческих божеств приведенной выше выдержки с другими подобными из древнерусских памятников, он оказывается максимально близок «Словам», направленным на обличение языческих переживаний, с их стабильной теонимической парой Перун — Хорс. Поэтому, на наш взгляд, есть весомые основания полагать, что стоящее после имени Перуна в приведенном фрагменте “аполин”, т. е. Аполлон, является глоссой к теониму Хорс. Данное обстоятельство можно трактовать как свидетельство солнечной природы восточнославянского Хорса, ибо Аполлон, бог у древних греков полифункциональный, в средние века мыслился именно как солярное божество»

Имя Хорса большинство ученых уверенно этимологизируют из иранских языков (см. выше). Из альтернативных объяснений остается упомянуть «лошадиную теорию», заложенную А.С. Фаминицыным и поддержанную рядом авторов. А.С. Фаминицын обратил внимание на сходство имени Хорса с германскими названиями коня (ср. англ. horse) из чего сделал вывод, что это божество было заимствовано у варягов-скандинавов. Из современных последователей этой «теории» можно отметить А.А. Бескова, предложившего оригинальную трактовку Хорса и Дажьбога как мифологических божественных близнецов, связанных с конями (аналогичных индийским Ашвинам, греческим Диоскурам и т.д.).

При этом «Хорс отождествлялся преимущественно с ночным светилом и мог восприниматься как хтоническое божество, что, впрочем, не отвергает его солярной природы»

Художник: Андрей Шишкин

Поиск

Журнал Родноверие