Дажьбог — одно из упомянутых имен в списке киевских богов, очевидно, славянское, состоящее из двух корней.

Ученые-лингвисты определили, что слово «бог» в древности обозначало не только божество, но также и богатство, долю: на это указывает, например, противопоставление слов «богатый» и «убогий» с их первоначальными значениями «наделенный долей» и «лишенный доли», хотя в современном языке эти слова приобрели уже несколько иные смысловые оттенки. Поэтому, исходя из смысла корней, составляющих имя Дажьбога, его можно рассматривать как божество, «дающее богатство, долю».

Для славянских народов, занимавшихся земледелием, благополучие и достаток зависели от урожая, а урожай, в свою очередь, зависел от живительной силы света и тепла солнца. Поэтому, вероятнее всего, восточные славяне Дажьбогом называли бога солнца.

Действительно, в Ипатьевской летописи под 1114 годом помещена вставка из перевода «Xроники» Иоанна Малалы, где говорится о языческих богах и в числе других названы Феост (Гефест) и его сын Солнце (Гелиос).

Славянский переводчик «Xроники» Малалы отождествляет древнегреческого Феоста со Сварогом, а Солнце — с Дажьбогом: «По умрьтвии же Феостовъ егож и Сварога наричить и царствова сынъ его именемъ Солнце, егожь наричють Дажьбогъ. Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажь-богъ»

Отсюда следует, что Дажьбог воспринимался как сын Сварога, бога огня и был связан с солнцем. Это представление соответствует крестьянским убеждениям, про то что небесные светила сотворены из огня. Главным из которых, по традиционным представлениям, является солнце. В народе его нередко называли «царем неба».

Соответственно имени и функции восточнославянский Дажьбог сопоставим с южнославянским божеством солнца Дабогом (или Дайбогом).

Как божество, связанное с основным источником жизни — солнцем, Дажьбог воспринимался как податель и распределитель благ.

Эту функцию можно обнаружить в формулах молитв и благо-пожеланий: «Дай, Боже!»

Тема благополучия в связи с Дажьбогом звучит в новгородских поговорках: «Покучись Дажьбогу, управит понемногу», «Полно тосковать, Дажьбог все минет»

Образ Дажьбога сохранялся в украинских ритуальных песнях вплоть до начала XX века. Так, в одной из свадебных песен изображается монолог жениха-«князя» при встрече с Дажьбогом по пути на свадьбу. Появление образа Дажьбога в свадебной лирике указывает на его функцию покровительства браку. В обрядовой календарной песне, относящейся к весеннему циклу, Дажьбог посылает соловья замыкать зиму и отмыкать лето; здесь Дажьбог выступает как персонификация Солнца. В обеих песнях образ Дажьбога имеет продуцирующее значение.

(Записана в 1965 г. в Волынской области.)

Ой ти, соловейку, ти, рання пташку,
Ой, чого так рано з вир'ічка вийшов?
Не сам вийшов, Дажбог мене вислав
3 правої ручейки, i ключики видав:
3 правої ручейки — літо відмикати,
3 лівої ручейки — зиму замикати <… >

(Записана в 1920-х гг. на Волыни, в 1970 г. — в Тернопольской области.)

Межи трьома дорогами, рано-рано,
Межи трьома дорогами, ранесенько,
Там здибався князь з Дажбогом,
Рано-рано, ранесенько.
— Ой ти, боже, ти Дажбоже, рано-рано,
Зверни ж меш з доріженьки, ранесенько.
Бо ти богом piк од року,
Рано-рано, ранесенько,
А я князем раз на вщу,
Рано-рано, ранесенько,
Раз на вжу в неділеньку,
Рано-рано, ранесенько.

Есть основания предполагать, что жители Древней Руси считали Дажьбога своим божественным покровителем и родоначальником. В «Слове о полку Игореве» русские дважды названы внуками Дажьбога, в частности, когда речь идет о поражении войска князя Игоря («встала обида в силах Дажьбожа внука»).

И возможно, именно к Дажьбогу обращается Ярославна в «Слове о полку Игореве», называя его «светлое и тресветлое солнце»:

(оригинал)

Ярославна рано плачетъ
въ Путивлѣ на забралѣ, аркучи:
„Свѣтлое и тресвѣтлое слънце!
Всѣмъ тепло и красно еси:
чему, господине, простре горячюю свою лучю
на ладѣ вои?
Въ полѣ безводнѣ жаждею имь лучи
съпряже, тугою имъ тули затче?“

(поэтический перевод Заболоцкого)

Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
— Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?

В сербском фольклоре мы знаем Дайбога и Дабу, которого Веселии Чайканович понимал не только как бога Дабога, но и, развивая весь ма смелую концепцию, видел в нем верховного бога, столь же хтонического, как и солярного. В южнославянской народной культуре, Дабог — это волчий пастырь или волчий бог, т.е. хтоническое божество, а также демон-покровитель рудника Кучайна; возле Старой Кучайны находится гора Дайбог. Южнославянские верования предоставляют особенно запутанный материал с целым рядом мифологических наслоений. В фольклоре сербо-хорватский Дабог стал врагом Господа Бога, «царем на земле», пожирателем человеческих душ. Он появляется вместе с Архангелом (Михаилом), преемником божества мертвых. Как древнейший из сонма дьяволов, он скрывается под эвфемизмом «старик».

Художник: Андрей Шишкин

Поиск

Журнал Родноверие