Радослав Катичич и Витомир Белай попытались реконструировать мифологию, окружающую Ярило. По мнению этих авторов, он был довольно типичным божеством жизни-смерти-возрождения, которое, как полагают, рождалось и убивалось каждый год. Его мифический жизненный цикл отражал жизненный цикл урожая пшеницы, от его рождения при посеве через цветущую молодость до его жертвенной смерти во время сбора урожая.

Ярило был сыном верховного славянского бога грома Перуна, его потерянного, пропавшего без вести, десятого сына, родившегося в последнюю ночь февраля, в праздник "Великая ночь", языческий славянский праздник Нового года. В ту же ночь, однако, Ярило был украден у своего отца и доставлен в мир мертвых, где он был усыновлен и воспитан Велесом(славянский бог подземного мира и скота). Славяне считали подземный мир вечно зеленым миром вечной весны и влажных травянистых равнин, где Ярило вырос, охраняя скот своего приемного отца. В мифической географии древних славян предполагалось, что земля мертвых лежит за морем(Ср. старочешское выражение «k Velesu za mоге», относящееся к смерти и означающее, собственно, «на тот свет».), куда каждую зиму летают перелетные птицы.

С приходом весны Ярило возвращался из подземного мира, то есть приносил на землю весну и плодородие. Весенние праздники Юрьево/Ярило, сохранившиеся в более позднем фольклоре, отмечали его возвращение.

Катичич выделил ключевую фразу древних мифических текстов, описывающую это священное возвращение растительности и плодородия, как рифму ходити/родити (ходить/рожать), сохранившуюся в народных песнях:

...Gdje Jura/Jare/Jarilo hodit, tam vam polje rodit... 
"...Где Юра/Яре/Ярило ходит, там твое поле рождает..."

Первым из богов, кто заметил возвращение Ярило в мир живых, была Морана, богиня смерти и природы, а также дочь Перуна и сестра-близнец Ярило. Они влюблялись и ухаживали друг за другом с помощью ряда традиционных, установленных ритуалов, имитируемых в различных славянских обычаях ухаживания или свадьбы. Божественная свадьба между братом и сестрой, двумя детьми верховного бога, отмечалась в праздник летнего солнцестояния, сегодня по-разному известный как "Иванье" или "Иван Купала" в различных славянских странах. Этот священный союз Ярило и Марены, божеств растительности и природы, обеспечил изобилие, плодородие и благословение земле, а также принес временный мир между двумя главными славянскими богами, Перуном и Велесом, означающими небо и преисподнюю. Таким образом, были выполнены все мифические предпосылки для обильного и благословенного урожая, который наступит в конце лета.

Однако, поскольку жизнь Ярило в конечном счете была связана с вегетативным циклом злаков, после сбора урожая (который ритуально рассматривался как убийство урожая) Ярило также встретил свою смерть. Миф объяснял это тем, что он был неверен своей жене, и поэтому она (или их отец Перун, или их братья) убивает его в отместку. Эта довольно ужасная смерть на самом деле является ритуальным жертвоприношением, и Морана использует части тела Ярило, чтобы построить себе новый дом. Это мифическая метафора, которая намекает на омоложение всего космоса.

Однако без мужа Марена превращается в расстроенную старую каргу, страшную и опасную богиню смерти, мороза и предстоящей зимы (как кельтская Кайла), и в конце концов умирает к концу года. В начале следующего года и она, и Ярило рождаются заново, и весь миф начинается заново.

Поиск

Журнал Родноверие