Первый день лета. Солнце вставало, растворяя в своих лучах предутренний туман. Село Валищево, остановка «Лесные поляны», еще пару километров пешком, и перед взором – Славянский Кремль Виталия Сундакова.

Справка. В. В. Сундаков – лидер по организации и проведению научно-исследовательских, экстремальных и авантюрных экспедиций в труднодоступные регионы планеты. Профессиональный путешественник-исследователь, человек, придумавший МЧС, гражданин Мира, кавалер Константиновского ордена Святого Георгия, воин первобытных племен Яномами, Гуарани, Асматов, Дани. Сундаков открыл два племени, неизвестных миру. Он жил среди каннибалов, изучал их уклад, традиции..

Побывав почти во всех странах, получил множество имен. Вот только два из них: Шикеаками – духовный внук верховного вождя (посвящен племенем индейцев Уичолей), Бахтияр Абу Райхан ибн аль Беруни – Счастливый сын Абу Райхана Мухамеда ибн Ахмеда аль Беруни (изобретателя первого научного глобуса земли).

Виталий Владимирович – ведущий эксперт по колыбельным цивилизациям и магическим культурам планеты. Организовал и осуществил более сорока научно-исследовательских экспедиций в самые труднодоступные регионы планеты…

Сейчас русский путешественник всерьез исследует историю Руси. Оказалось, что следы многих загадок Земли ведут именно в нашу страну.

На территории в пять гектаров, обнесенной частоколом, расположились терем, сокольничья, конюшня, мельница, храм Всебожья и, конечно же, музей славянской культуры, в котором, словно в зеркале, отразилась жизнь русского народа. Сложенная в центре дома печь, широкие лавки-кровати по периметру всего помещения (на них с легкостью разместится огромное семейство), деревянные короба, кованые сундуки. Воссоздание всех мелочей от строительства, устройства быта до проведения обряда – не дань моде. Это точное свидетельство прагматизма наших предков. Например, вход в жилище они делали очень небольшим. Во-первых, при открывании двери из дома не уходило много тепла, а во-вторых, каждый зашедший вынужден был, чтобы не удариться о косяк, кланяться дому и его хозяевам. А вот другой пример холодного расчета: при построении на поле брани вперед вставали самые старые воины, за ними – их сыновья, и только в последний ряд – юноши, внуки дедов, продолжатели рода. Принимая первый удар и погибая, старики умножали в сердцах своих сыновей, внуков ненависть к врагу. Почему вспомнилась эта воинская традиция наших предков? К сожалению, многих русских героев забыли сегодня. Например, великого князя Святослава, которому и посвятили праздник поминовения – тризны, состоявшийся в Славянском кремле 1 июня. Десять веков назад Святослава и его малую дружину заманили в засаду печенеги. В тяжелом, неравном бою князь погиб.

Кем же он был? Что сделал для Отечества? На эти вопросы корреспонденту «ЗТ» ответили организаторы и участники тризны.

Родобор, жрец храма Всебожья:

Продолжатель дел Олега, прозванного в народе Вещим, киевский князь Святослав Хоробрый сумел вызволить из плена рабства множество своих соотечественников, заставил Византию платить дань Руси, воевал против Хазарского каганата (иудейского государства), построенного на ростовщичестве, работорговле, контроле над Шелковым путем. Знаменитое изречение Святослава «Иду на Вы» для хазар оказалось роковым. В 964 году двадцатитысячная дружина князя стерла с лица земли столицу Хазарии – Итиль, установила контроль над южными границами, прекратила набеги хазар и пленение своих соотечественников. Тысячекилометровые походы Святослава положили конец правлению хазарского каганата, и древняя Русь стала полновесно править в Волжско-Каспийском регионе.

При этом имя Святослава в истории страны старательно обходят стороной, словно ее (историю) вновь пишут не для наших потомков. Причин много. Одна из них – Святослав был приверженцем не пришедших извне религий, а веры славян, основанной на прагматизме, вековых традициях, мудрости отцов. Сейчас такую веру называют языческой.

Но в последнее время становится очевидным – без этого человека не было бы Руси. Огромный пласт истории, в котором и победы, и последующий рост могущества Руси выдернули из страниц, подсунув нам унизительную ложь про немецких благодетелей…

Монолог Родобора прерывают. Пришло время подготовиться к тризне. Установили чур с ликами четырех богов – Перуна, Сварога, Велеса, Лады. Рядом поставили бронзовое изваяние Святослава – точную копию памятника в Киеве. Уложили дрова для костра. Все участники неторопливо и обстоятельно обговаривали детали обряда.

Ф. Тютчев сказал: «Русская история до Петра Великого – сплошная панихида, а после – одно уголовное дело». Горькая ирония поэта становится понятной после того, как знакомишься с такими героями, как Святослав. К тем, кто писал историю Руси в петровские времена, возникает много простых вопросов. Дружины, внушающие страх иноземцам, вышли из народа, живущего первобытными племенами? Что это за племена, кующие булатные мечи, плетущие кольчуги, освоившие конное дело, живущие в теремах, в городах?

Пока решаются организационные вопросы, не спеша осматриваюсь. В одном из помещений музея устроена торговая лавка. Здесь продают амулеты с начертанными рунами, книги, пошитую руками одежду, ремни, резные короба. На улице двое парней готовят кольчуги, мечи к предстоящей схватке, у мишени десятилетний мальчишка стреляет из лука.

Гостей в этот день в Славянском Кремле немного. День памяти Святослава – печальный праздник. Но про традиции предков узнают все больше людей.

Об этом рассказал еще один участник Сурияр:

Славянский Кремль существует уже семь лет. Тризна далеко не единственный праздник, проводимый нами. Например, 27 апреля, в шесток, лета 2013, праздновали на земле Славянского Кремля Святодень, посвящённый ярой весенней силе (Яриле Вешнему).

В ближайшее время культурно-просветительский центр «ЯРГА», культурный центр «Славянский Кремль» при поддержке Волоколамского историко-археологического музея организуют празднование ежегодного природного праздника Купала Красный Луг, приуроченного к летнему солнцестоянию. Он пройдет под Волоколамском, на берегу реки Рузы, недалеко от деревни Малое Сытьково на этноплощадке «Красный Луг» с 20 по 24 июня. С каждым годом число участников увеличивается. Здесь людей не учат новому, им помогают вспомнить традиции своих предков.

В мире существует множество конфессий, учений, религий. В каждой – свое зерно. Традиции и вера славян основаны на многовековом наблюдении народа за жизнью вокруг, за природой. Все их праздники связаны со сменой времен года, с изменением климата, с поведением зверей. Такая вера осмысленна, прагматична, полезна, поэтому и привлекательна. Не случайно многие славянские праздники, например, Масленица, перекочевали в христианскую религию.

Над Славянским Кремлем со стрекотом пролетает миниатюрный двухместный вертолет, идет на посадку. На территории Кремля появляется сам Виталий Владимирович. Подхожу, знакомлюсь и задаю первый вопрос об интересном проекте – кругосветном путешествии на дирижабле.

Пришлось отказаться от этой идеи. Слишком много дел накопилось в России: участвую в нескольких семинарах. Лагерь в Камбодже, где работает школа выживания, тоже требует внимания. Словом, стараюсь жить, как в известном изречении: «Чтобы не быть старым, будь каждый день новым».

Подошло время обряда. Организаторы постарались провести его, учитывая самые незначительные детали. Например, чтобы соединить три стихии: огонь, землю и воздух, участники обряда – босы. Жрец в понимании славян – труженик. Его работа одна из самых тяжелых: найти с помощью богов верный путь-дорогу.

Сам же обряд не имеет ничего общего с поклонением. Славяне не кланялись богам, а говорили с ними, как с равными, как со своими родителями. И, конечно же, славили их.
Во время тризны гостей потчевали блинами с медом, сладким напитком из трав. Обращаясь к гостям, Виталий Владимирович сожалел, что о таком герое, как Святослав, в нашей стране знают до обидного мало. Поэтому они с Михаилом Задорновым, Сергеем Алексеевым решили установить на территории Кремля памятник князю. Средства уже нашли. Но, вероятно, этот памятник должен стать народным. Организаторы открыли счет, завели книгу, в которую запишут каждого жертвователя.

После тризны гостей ждал еще один сюрприз: поединки ратников. В восьмикилограммовых кольчугах они дрались так, что от мощных ударов мечей с деревянных щитов откалывалась мелкая щепа. Три зрелищных поединка пролетели, как один миг.

Смотрю на часы: день пролетел незаметно. Пора в дорогу.

Поиск

Журнал Родноверие