Вполне логично предположить, что общественную иерархию славяне получили в наследство от своих древнеевропейских предков — ариев.

Владимир Шаян писал:

"... что больше всего удивит и нас самих, это хорошо и высокоорганизованная теократия этих государств и народов. Теократия-это система правления государства, в которой высшее место и важнейшую роль играют священники или жрецы. Такую выдающуюся или решающую роль играли в определенную эпоху государственного развития священники во всех старинных государствах»[«вера предков наших» (ВПН). 148–265]

Рассматривая духовный слой славян, целесообразно привести исследование известного знатока славянского язычества академика Бориса Рыбакова, который с большим уважением относился к родным верованиям славян и тщательно их описал.

Также и польский ученый Р. Ловмянский считал, что общественное состояние славянского жречества «иерархически организовано, формируется на этапе государственной организации (от которой получает материальную поддержку)... и руководит религиозной жизнью определенной области».

После христианизации Руси волхвы еще продолжали свою деятельность, но церковь жестоко их уничтожала, о чем находим записи в летописных источниках. В Новгороде волхвы продолжали действовать до XIII века.

Повесть временных лет подает краткую заметку:

"в лето 6735 (1227) сожьгоша волхвов 4 — творяхут их уроды действующее. А то бог весть! И сожгоша их на Ярославле дворе " ["Повесть временных лет" (ПВЛ). 1227]

Общественное сжигание четырех волшебников-колдунов в центре города свидетельствует не только о кровожадности христианской церкви, но и о той большой значимости, которая придавалась волхвам.

Славяне еще в древнейшие времена имели собственные общественные обычаи, которые регламентировали отношения племен и князей, жрецов, веча (Народного собрания), Совета старейшин и народа. Концепция Бориса Рыбакова обосновывает существование такого важного института общественной регуляции жизни славянского общества, как жречество в ранней истории Киевского государства.

Он писал:

"управление религиозной жизнью было непростым делом даже на уровне отдельного селения; оно было сложным на уровне племени с общим общественным святилищем и оно стало вполне усложненным и многогранным на уровне государства, объединявшего около полусотни племен. Простой деревенский волхв должен был знать и помнить все обряды, заговоры, ритуальные песни, уметь высчитывать календарные сроки всех магических действ, знать лекарственные свойства трав. По сумме знаний он должен был бы приближаться к современному профессору этнографии с той лишь разницей, что этнограф должен долго выискивать полузабытые пережитки, а древний колдун, вероятно, получал немало от своих учителей-предшественников. Без непрерывного наследия поколений нельзя представить себе тысячелетнюю традиционность всех разновидностей восточнославянского фольклора "[Рыб. 302]

Ученый пришел к выводу о наличии у восточных славян достаточно развитого общественного состояния духовных проводников, которыми были волхвы. Именно этот факт позволяет дополнить наше представление о кастовой структуре славянского, в том числе и древнерусского (древнеукраинского) общества.

Таким образом должны признать, что славянская иерархическая (варновая) структура общества была тождественной кастовому укладу древнеарийских племен: жречество (волхвы), воины (дружинники), производители (земледельцы, ремесленники) и рабы (пленные, прислуга и др.). Каждая варна имела и свои собственные ценности и нормы права.

Конечно, в древние времена существовали разные названия представителей Духовного слоя родной веры, которые касались людей с разными профессиональными качествами и отличались степенями духовной иерархии, к которым принадлежали три основные группы: волхвы, уродники, баяне. Рассмотрим их подробнее (по Б. Рыбакову и И. Срезневскому), хотя и этот перечень не исчерпывает всей профессиональной палитры волшебнических специализаций.

I. Волхвы

pered pokhodom

Название происходит от»волшба«,»волшебник" — волшебство. Они делятся на следующие степени:

Великий Волхв. Из исследований известного ученого-археолога, знатока языческой традиции Бориса Рыбакова нам известно, что высшая степень волхвовского сословия (Варны, касты) — это уровень племенного Волхва; в Велесовой книге упоминается, что русы имели верховного волхва, который объединял все русские племена и, соответственно, управлял волхвами этих племен. Функции и качества Великого Волхва заключались именно в сохранении священных знаний, обосновании родного богословия, правовых норм, обычая, что соответствовало высшей степени его посвящения;

Жрец-дословно "тот, кто зажигает огонь», "приносит жертву Богам", ответственный за совершение всегосударственных священных обрядов, славлений богов, проведение народных и родственных праздников;

Ведун-ведающий, мастер предсказаний, ясновидящий. Ведуны при святыне Мировита гадали с помощью белого коня, или по количеству священного напитка, который оставался в течение года в углу Мировита и др. ведуны преимущественно занимались пророчествами на государственном уровне, составляли оракулы.

II. Потворники

Название происходит от слова «творить» — буквально «творец» (производитель, мастер). К ним относились:

Волшебник-знаток целебных свойств трав, который изготавливал обрядовые напитки, лечебные настойки, а также занимался ворожбой с помощью волшебных вещей;

Обавник-обрядодей, читающий славления, прибаутки — лечебные заговоры и др.; Он также может изготавливать «черти и резы»; название происходит от древнеславянского "обаять" — ладить словом;

Хранильщик-мастер, который изготавливает священную атрибутику, оружие, снаряжение, обереги и украшения храмов; название от старославянского «хранить» — оберегать;

Наузник-мастер изготовления волшебных узлов (наузов), ладанок и других оберегов как для храмов, так и для отдельных лиц.

Облакогонитель-колдун, который разгоняет облака; название из древнерусского "облака гонить", современное "погонщик"; в Карпатах ныне популярное название таких людей мольфар, правда, оно латинского (molfare), а не украинского происхождения, и могло распространиться в среде гуцулов лишь со времен Средневековья, когда в европейских университетах, как правило, изучалась латина (общепринятый в Европе язык науки). Итак, приезжие на каникулы спудеи-украинцы и могли внедрить латинское «ученое» словечко.

Зилейник-знахарь, колдун, лечащий целебными травами, корнями; изготавливает всевозможные мази, настои и др.

III. Баяны

koshchunnyk

Название происходит от» Баяты " —рассказывать, воспевать. Они делятся на:

Кощунников-исполнителей священных песен о богах, древних мифах, преданиях о героях (ср. с кобзарями, исполнителями казацких дум-героического эпоса);

Кудесников -знатоков праздничных игрищ, умельцев создавать веселье во время праздников; название происходит от древнерусского кудес(ритуальный бубен), в который бьет кудесник для ладирования участников;

Кобников-гадателей, гадающих по птичьему полету, а также знатоков народных примет; название от старославянскогоКОБ— подражать птицам, «творить Кобе».

/ Общественная иерархия и духовная вествая славян. Боги и народы. Этносоциальное измерение: курс религиоведения. — Тернополь: путешественник, 2015 — — 624 с/

* Опубликовано на сайте ОРУ с согласия автора.

Иллюстрации: картины художника Виктора Крыжановского

Поиск

Журнал Родноверие