Понятие Язычество нельзя втиснуть в строгие рамки терминов религия, или вера, ибо оно скорее автохтонное природное мировоззрение и соответствующий ему способ жизнедеятельности. Как древнее, так и современное язычество не является ни безграничной слепой верой, ни догматизированной религией.

У разных народов исконно сложились разные мировоззренческие особенности и их собственные словесные, художественные и знаковые сокровищницы. Однако, разные языческие системы в целом едины в том, что Боги, Природа, Земля и соответствующие им автохтонные народы (от старославянского языка) находятся в неразрывной (кровной) взаимосвязи. Поэтому термин "язычество", как синоним этнического или народного, оказывается наиболее точным соответствием явления, ныне получившего очередной духовный всплеск во всех странах мира.

У многих славян в результате родственных языковых законов этот феномен спонтанно и одновременно получил народное название "родная вера". Но, несмотря на традиционность этого названия и его употребляемость в трудах основателей нового Возрождения (В.Шаяна, Я.Стахнюка и др.), некоторые активные дуэлянты в молодежных словесных поединках пытаются оспорить правомерность этого словосочетания, мотивируя, что якобы „нам не нужно слепой веры или религии”, нам нужно “виды”. Такая постановка проблемы выглядит скорее попыткой потопить саму идею в потоке словоблудия, как это не раз случалось с украинцами. Поистине типичная черта наших доморощенных искателей истины в последней инстанции. Господа, не спешите выплескивать родного ребенка в глобальную лужу!

А что же говорить об инородных попытках замены наших родных понятий? Они уже разродились таким "строго научным" термином как "неоязычество".

Подобные пробелы в языческом постижении мира моими современниками, а то и целенаправленная подмена ценностей (в том числе через терминологию) побудили меня еще раз обратить внимание на истоковую мотивацию предпосылок к применению упомянутых названий для обозначения этнорелигиозного явления родной веры. То-то наша песня хороша новая...

Как было сказано, языческое мировосприятие сложилось вследствие действия единых естественных законов мироздания – Права (ведической Риты), которые миллионы лет являются неизменными, подчиненными многочисленным циклам (большим и малым) вплоть до бесконечности. И нынешнее язычество является естественным наследником язычества прошлого, а отличается от него лишь осовремененным способом отражения тех же исконных законов. Поэтому использовать его название с префиксом «нео» мы вообще не советуем, потому что оно лишает нас наследственных прав на продолжение родной традиции. Такие слова применяют в отношении новейших суррогатов любых религий, в том числе интернациональных „нью-эйджей”, не имеющих никаких этнических корней. Прямая передача исконной языческой традиции происходит естественно и непрерывно – как через живой язык, обычай, уклад жизни народного, так и целенаправленное знание (научный поиск и накопление информации, методологию и систематизацию полученных знаний, в результате чего осуществляется продуцирование идей). Знание или, как некоторым нравится "ведение", требует длительного культивирования. Правда, слово "вида" носит уже другой оттенок значения, и да будет вам известно — именно "религиозное знание". Дело в том, что ведение не падает само с неба как "манная небесная", но дается как вознаграждение за долголетний последовательный духовно-познавательный труд. Кстати, период ученичества в ведийских школах разного уровня длился от 12 до 24 лет. Существовали также строго определенные требования к тем, кого брагманы имеют право учить Видам: „Это Знание не следует передавать неверующему, нечистому, человеку с физическими или другими недостатками…” и т.д. Самое совершенное владение Видами (духовным) и умением поддерживать свое телесное здоровье (физическим) может дать человеку настоящую Веру в собственные силы. Итак, собственная (личностная) сила человека обеспечивается системой Знаний и Действий, позволяющих ему черпать Силы из Космоса – то есть от Богов.

Таким образом, учитывая все (упомянутые и не упомянутые в этой статье) оттенки значений слов „вера”, „вида” и „религия”, мы употребляем их как синонимы, имеющие разную мотивацию применения в разных сферах. Например, в народном восприятии „вера” очерчивает вполне устоявшийся стереотип („пока писанки пишут, пока колядники ходят, до тех пор наша вера русская будет в мире”); в среде языческих священников, брагманов, волхвов, жрецов слово вида будет очерчивать понятие сокровенных, даже таинственных, знаний о Богах и Вселенной, прошлом и будущем и многом другом, чего рядовому гражданину знать (а тем более взять нахрапом) просто не дано; в юридической и научной практике целесообразно применять термин религия с учетом его юридической и научной однозначности.
Здесь уместно также сообщить, что слово "обычай", которым ныне стремятся подменить название "родной веры" — не вполне отражает сущность языческого явления. В первую очередь из-за неопределенности того, какой именно обычай подразумевается. У христиан тоже есть свой обычай. Например, профанированный христианством народный обычай святить "куличи" или "крестить" детей — это тоже обычай, но мы не ставим целью возрождать христианский обычай. Стратегическая цель родной веры – самосохранение Рода (нации) путем возрождения исконного мировоззрения и согласование его с жизнедеятельностью нашего народа и государства. Поэтому первоочередной задачей язычников должно быть очищение сохранившихся в искаженном виде обычаев от мировых наслоений, возвращение им именно истокового священного (а значит, хотели бы вы того или нет, религиозного!) значения. Тогда общества, отказывающиеся от религиозной доминанты своей деятельности, ничем не отличаются от кружка поклонников фольклора и этнографии. Таких фольклорных групп, даже высоко профессиональных, хватало на концертных площадках даже в советское время, да и сегодня их хватает.

Следует наконец-то понять, что в любом традиционном обществе всегда существовал организующий священный центр и периферия. Если вместо природного священного центра выступает какой-нибудь, условно говоря, советизированный институт этнографии, то возродить родную религию в живой народной среде не удастся, потому что цель такая не ставится. Сакральный центр – это святыня, капище, жертвенник со священным огнем и сторожем этого огня – брагманом-жрецом; окружающее же, извините на слове, "профанное" пространство — это среда, где в сотнях простых крестьянских жилищ каждый хозяин, как умел, поддерживал свой собственный домашний очаг. Этот общенародный социум, хотя и консервировал в известной степени свою обыденность, но никогда не мог воспроизвести в полном объеме те внутренние глубинные виды, которые питали специализированные духовные слои. Ибо религия – сфера сакрального, обычай – сфера бытового. И то, и другое – традиционное, но это разные уровни одной традиции. Эту разницу нужно всегда иметь в виду, возрождая веру Предков. Задавшись целью возрождения бытового обычая, все же не лишне будет вписать свою деятельность в соответствующую сакральную Иерархию, без которой сам по себе обычай мертв.

Не забудем также, что даже бытовой обычай имеет свойство изменяться. Этого не нужно бояться, но следует очень осторожно и взвешенно относиться к реконструкции некоторых утраченных звеньев разорванной цепи. Такое дело по силе достаточно подготовленным специалистам. Поэтому здесь могут быть одинаково вредными, как скепсис относительно такого воспроизведения, так и поспешная усердная суматоха. Допустим, вместо "Славы великой" Родным Богам (созданной на народную мелодию но с новыми словами), можно на высоко профессиональном вокальном уровне петь "Шли коровы из дубравы" — но это все равно будет другой жанр и для другой цели. Согласитесь, что Гимн Украины не поют на огороде при сапании картофеля, а "Свекла рядочками" — не исполняют при торжественном внесении государственного флага. Не сомневается, что все священные гимны (в том числе Ригведы) когда-то создавались талантливыми людьми, именно поэтому их лучшие образцы дожили до нашего времени. Так что мешает нашим профессионалам сегодня подражать древним художникам, тем более – в такое благоприятное время, когда уже возникла общественная потребность в них? Может ли этнографическая монополия не позволяет?

Поскольку Вселенная находится в постоянном движении, становлении и разрушении, где все движется по кругу, то случившееся однажды непременно произойдет снова – пусть по-другому, но произойдет. Законы Круга Сварожьего, которые мы наблюдаем на Небе и на Земле и воспроизводим каждый год в родных обрядах, учат нас, что всякий конец чего-то является началом нового состояния Мира, Богов и Природы. На каждом новом круге, Мир приобретает новые качества, поэтому и язычество наших Предков не было ни догмой, ни слепой верой, загнанной в закостеневшие тиски обычая. Оно постоянно (периодически!) наполняло человека, маленькую клетку большого космического организма, святостью момента единения с этим великим Миром, периодически повторяющегося во все новых и новых видоизменениях. Периодичность связи с Богами (или, если кому-то так хочется, с Космосом) и отражает сущностное значение слова религия (лат. префикс re- – повторно, ligo – связь). Человек может и должен жить так, чтобы его человеческая жизнь не противоречила законам Природы, то есть воле Богов. Тогда религия, по сути – это способ периодической сверки своей жизни с космическим эталоном. Эта потребность до сих пор существует у тех людей, которые еще не потеряли человеческий облик. Для них это почти то же, что сверить часы...

Наши Боги одновременно являются творческими Силами, постоянно творящими Мир и всех живых существ; они создали и нас, род человеческий, потому мы считаем родных Богов своими прямыми Предками. Волхв Владимир Шаян считал, что ощущение Божественности нашей родословной вселяет народу веру в свое благородное происхождение и соответственно формирует благородное поведение и стиль жизни. Вера – это прежде всего уверенность в себе, в правильности своих действий, и если хотите – в их богоугодности.

Несмотря на постоянное глобальное стремление виртуализировать и унифицировать жизнь человеческую, все же природное мироощущение не может исчезнуть, умереть, пока существует человек как живое существо именно на этой Земле, под этим Солнцем, Луной и Звездами. Итак, цель повседневной жизни язычников – жить в согласии с Родом и Природой, в сотворчестве с Богами, сохраняя заветы предков, передавая духовное наследие своим будущим поколениям. Родная вера – не только мировоззрение и основа жизнедеятельности, но и залог существования любой нации в неблагоприятных глобальных условиях, поэтому она должна стать естественной и разумной идеологией каждого национального государства. Именно поэтому язычники считают своим долгом обращать на нее внимание всего общества.

Языческая этика и этническая экология говорят: "что в Земле взято, в Землю должно быть и возвращено". Аналогично: „что у народа взято, народу должно быть и возвращено”.

Некоторым кажется, что можно отвергнуть "устаревшую" уже мифологию, почти сказочные имена Богов — достаточно просто вести нормальный естественный образ жизни и, не обременяя себя никакими обрядами, считать себя язычниками. Следует отметить, что язычество, как и любая другая религия, неотделимо от мифологического мышления. Языческое мировоззрение основано на обожании Природы и всех явлений безграничной Вселенной, населенной множеством различных существ, которые вместе составляют собственно то, что есть Жизнь. Поэтому мы не можем отказаться от тех природных Богов, их образов, имен и символов, которые сложились тысячелетиями в народной традиции, от тех богатых словесных сокровищ, которые остались нам в наследство от предков, от тех этнических матриц, сформировавших наш собственный национальный образ. поэтический знаковый мир. Действительно, наши колядки – это славные Богам Рода (Рождество Мира), веснушки – не побоюсь этого слова, „литургическое” пение (от греческого liturhia – „общественное богослужение”) Богини Лади, Весне, Любви, Счастью. Можно ли считать себя образованным человеком, не зная этих духовных кодов собственной нации?

Не зная или не понимая их смысловое сакральное значение, человек не может адекватно воспринимать родной мир и соответственно реагировать на него. Эти стереотипы обычно закладываются в менталитет как подсознательные матрицы, однако без знания этой «грамоты» нельзя считывать ту родовую информацию, которая передана нам от генетических Предков, а это в свою очередь делает невозможным органическое единение со своим этносом. В настоящее время значительная часть наций свободно пользуется образно-символическим арсеналом иудейско-христианской мифологии (как Адам и Ева, Ноев ковчег, Иисус, «святые мученики» и др.), что может и удовлетворяет глобальное унифицированное мировоззрение. Для нас, язычников, уже осознавших всю катастрофичность такого положения, не может быть компромиссов, мы не можем мириться с навязанным нам положением вещей, не можем отказаться от своих исконных Богов, которые для нас не просто «поэзия», а прежде всего , родные святости (религия)! Именно поэтому нам необходимо возвращать народу собственные знаковые кластеры, которые вследствие негативных исторических процессов когда-то были разбиты на мелкие обломки, и буквально делать их "дефрагментацию" — составлять целостную картину: имена Богов, мифологические персонификации, молитвы, пословицы, вышивки и обряды , живущие и обладающие народным организмом, создают чувство уюта родного Дома. Мы обязаны всей своей повседневной жизнью и праздничными обрядами пробудить наши собственные сокровенные духовные силы постоянным применением символов, словесных формул и внушением к нашей современной Жизни когда-то забытых Богов. Только таким образом мы создадим свое собственное священное и духовно вдохновенное пространство, в котором будет хорошо жить нашему народу.

Лад, или языческая гармония, это состояние жизни, когда все противоречия в душе человека устранены, а между человеком и окружающим миром существует духовное согласие. Поэтому личной целью каждого язычника должно быть достижение Лада и Счастья в своей повседневной жизни, а также распространение этого этнически строящегося поля на своих единомышленников и в целом на весь родной народ. Достижение Лада есть следствие умственного и духовного усилия, направленного на понимание законов бытия Вселенной и определение своего места в нем. Поэтому язычество является мировоззрением, направленным на самосовершенствование людей и наций.

В ведизме все эти понятия, вокруг которых скрестили свои копья наши ребята-молодцы, соединены многозначным словом Дхарма – права, вера, знание, закон, обычай, образ жизни. Дхарма родился из мысли Всевышнего Брагмы, он божественной мудростью. Он также Бог справедливости и благотворительности, в образе которого персонифицировано понятие религиозного закона, морального правопорядка (того же Лада). Недаром его женами являются десять добродетелей: вера, учение, слава, счастье, твердость, мудрость и т.д.

Не секрет, что современный человек в мире „культа потребительства” стал очень зависимым, а значит – легко управляемым в желаемом для агрессора направлении. Американо-сионистский мир с его навязчивыми вульгарно-либеральными „ценностями”, независимо от нашего желания вторгается в нашу жизнь, целенаправленно и нагло, не только через всевластные СМИ, но и на повседневном общественном и бытовом уровнях. Испытывая свой близкий идеологический крах, он ищет опоры в глобальных "общечеловеческих" стереотипах, в основном опирающихся на христианскую религию, и навязывает их во всемирном масштабе. Однако язычники знают, что "единственный бог" нынешней унифицированной монетаристской цивилизации — мертв. Для тех же, кто до сих пор боится "предать" этого силой навязанного распятого бога, напомним, что куда страшнее была измена еще живых родных Богов, хоть это и произошло очень давно и не по нашей воле...

Итак, образно говоря, если вы попали в трясину, у вас есть только два пути: или иди дальше, чтобы с головой утонуть в хаосе глобального водоворота, или вернуться назад, чтобы своими еще свежими «историческими» следами выбраться на твердую грунтовую дорогу, утоптанную стопами Пращуров , которая выведет вас из алой пасти мирового болота.

Пусть придут в язычество те, кто готов поделить с нами ответственность за жизнь и судьбу своего собственного народа. Да поможет всем нам Вера в божественность нашего Рода, Вида о сокровенных смыслах Жизни, Родная религия как государственный институт, Священный обычай исконного единения прошлого с будущим.

Поиск

Журнал Родноверие