Ключ — мощный символ решения всевозможных вопросов, открытых дверей. Его утеря означает закрытый путь в каком-либо важном для вас деле, утрату возможностей или ухудшение самочувствия. Ключей от одной двери иметь желательно по одному на каждого члена семьи. Для того, чтобы всегда водились деньги необходимо держать ключи по приходу домой в одном и том же месте. Желательно не бросать их куда попало, а вешать чалку на крючок, либо положить в ящик.

В поминальные дни именно к столу приглашались умершие предки, поэтому если мелочь и ключи будут брошены на стол, то они непосредственно попадают в мир иной. Таким образом, ключи от дома находятся во власти потустороннего, поэтому примета гласит: «Если вы привыкли класть мелочь или ключи на стол, не удивляйтесь тому, что у вас возникают денежные проблемы".

Мотив запирания, а отсюда ключ и замок, в первую очередь стали использовать в древних обрядах охранительной магии. В основе есть естественное восприятие замка и ключа как предметов, обеспечивающих защиту. Символы замка, ключа часто встречаются в архаических обрядах – заговорах.

Характерны “закрепки” заговоров типа:

«Будьте мои слова плотно на плотно, крепко на крепко; к моим словам ключ и замок, и булатна печать»; «Зажигаю я 7 свечей, Закрываю я на 7 ключей»;

«… как у замков смычки крепки, так мои словеса крепки»;

«…Замыкаю мои приговорнъя словеса замком; а ключ кидаю в море-окиян под горюч камень Алатырь. Как морю не усыхать, камня не видать, ключей не доставать, по конец века»

Старинная метафора уподобляла губы и зубы замкам:

"Губы да зубы — два запора"

Соответственно, язык уподоблялся ключу, отпирающему тайны души, ведь мысль человека скрыта (заперта), пока не будет высказана языком. Поэтому, «Держать язык за зубами» эквивалентно «Держать рот на замке».

В заговорах, чтобы указать на крепость, нерушимость «заповедного» слова, употребляли следующие выражения:

"Голова моя — коробея, а язык — замок",

"Тем моим словам губы да зубы — замок, язык мой — ключ; и брошу я ключ в море, останься замок в роте"

В языческих верованиях молния не только оружие бога-громовержца (громовника) но и своеобразный огненный язык, ключ, с помощью которого отмыкаются его уста, и раздается громовое слово.

Поэтому, ключ часто использовали как эмблему безмолвия. Аналогия между ключом и языком также призывает говорить об отсутствующих (покойных) только хорошее или вообще молчать, "запирая плохое". Почему это делается? По той причине, что душа может двигаться, условно говоря, как вниз, так и вверх в зависимости от настроения с которым мы говорим об ушедшем человеке. Таким образом, может происходить осуществление духовной эволюции наших предков за счёт нас самих.

У славян Троян — Триглав — трёхликое Божество, хранящее двадцать семь ключей от миров, интересную параллель можно заметить в греческой мифологии у Гекаты, она также хранит ключи и она трёхтелая. Кроме того, у неё присутствует змея и луна в изображениях, что также есть и у Трояна — Триглава.

Идея разделения ключа и замка для крепости заклятия, придававшие ему особую крепость, нерушимость, находим в «закрепках»:

«...Замок в небе, а ключ в море; замкнул, и ключ в воду бросил!»;

«Заговор закрываю, ключи за морем оставляю»;

"Ключ моим словам в небесной высоте, а замок в морской глубине — на рыбе-ките, и никому эту кит-рыбу не добыть и замок не отпереть кроме меня; а кто эту рыбу добудет, и замок мой отопрет, да будет яко древо, палимое молнией",

"Замкну на тридевять замков, выну из тридевять замков тридевять ключей, кину те ключи в море-океан; и выйдет из того моря щука златоперая, чешуя медная, и проглотит тридевять моих ключей, и сойдет в глубину морскую. И никому той щуки не поймать, и тридевять ключей не сыскать, и замков не отпирать, и меня не испортить"

В старину в деревнях, навесные замки нередко применяли в пастушеских обрядах. Во время первого выгона скота, хозяин гнал животных через ворота, в которых был заранее положен запертый замок; порой он сочетался с другими ритуальными предметами (пояс, яйцо, сковородник и т.п.), а иногда пояс или сковородник запирали на замок. На Смоленщине клали в воротах замок и ключ, чтобы запиралась волчья пасть. 3амок часто фигурировал и среди тех предметов, с которыми пастух обходил стадо, чтобы дикие звери не трогали его в течение лета. При падеже скота над губами павшей скотины запирали замок, а потом зарывали его в яму вместе с животным.

Поиск

Журнал Родноверие