Я думаю, не для кого не секрет, что такое Камень Алатырь. В былинах русского народа он показан как некий особый, одухотворенный материал, меняющий судьбу человека, его встретившего. Даже лучше сказать, Алатырь предлагает выбор пути и описывает разные варианты событий. Очень напоминает "lapis philosophorum" — магистерий древних алхимиков.

Конечно многие скажут, что магистерий был призван превращать свинец в золото, но это лишь метафора. Свинец — это невежество, а Золото — мудрость (постижение истины). То-есть идея философского камня заключалась в познании тайн природы и раскрытии особых колдовских знаний. Отсюда вытекает его вторая задача — создание эликсира вечной жизни. Опять-же это аллегория. Алхимики хотели увековечить себя в веках теми или иными разработками в области науки и магии, написать философский трактат или открыть новое вещество и так далее. То-есть чем больше познавал и изучал практик, тем его шанс создать "нетленку" был выше. Вот и вся концепция "Великого эликсира".

Алатырь или как его еще называют "Былинный камень", стоящий на перепутье трех дорог, фактически является той-же самой мифологемой. Он предлагает путнику сделать осознанный ВЫБОР. А теперь самое главное — кто такой путник? Это человек, отринувший спокойную, общественную жизнь и ушедший от стандартного существования, влекомый неким зовом или призывом. Откуда был этот зов. Обычно в мифах не конкретизируется и я рискну предположить, что это тот самый "зов духа" или "вещий зов" идущий из сердца самого героя. И лишь те, кто однажды ощущают это состояние, влекущее человека идти куда-то вдаль, (опять-же, не всегда это можно рассматривать, как путь физический. Скорее это как раз выбор пути духовного — Стези.) встречают на развилке дорог Алатырь. Тут я полагаю, что вся первая часть такого мифа, описывает стадию разрыва или отторжения всего привычного для индивида. Это и отказ от культурного и социального статуса, от законов и принципов, на которых построено общество, которое покидает наш герой.

И вот, отринув прошлые роли и правила, ведомый зовом сердца, путник пришел в камню и прочитал: «Направо пойдешь — жену найдёшь, налево — коня потеряешь, прямо — сам пропадёшь» или прочие вариации.

Что означают эти слова?

Явно они имеют более глубокое значение, чем кажется: "Направо пойдешь — жену найдешь" — путь семьи и быта, физического счастья, путь спокойствия и благополучия.

Но такая жизнь не даст человеку того, ради чего он убежал от этого самого благополучия. Это дорога назад.

Так-же это еще и испытание искушением: "Посмотри как все было хорошо, спокойно. Ты был уверен в завтрашнем дне. Всегда сыт и одет. Подумай. Зачем тебе что-то иное. Вернись туда, откуда пришел. Не рискуй" — Первая проверка.

И отказавшись от данного пути, наш герой приносит первую жертву — жертву животом. Он отказывается от привязанности к мирскому.

"Налево — коня потеряешь" — путь отказа от душевного.

От приоритетов, прошлых исканий, привязок и социальных ролей, от идей и чувств. Конь — это символ друга. На пути духа друзей нет. То-есть, это не означает, что в реальной жизни путник обязан отказаться от всех, кто ему дорог. Совсем наоборот, ценить дружбу надо и никогда нельзя её предавать. Но так-же нужно осознавать, что ничего не вечно и друг может однажды стать врагом или просто исчезнуть из жизни. Тут важна осознанность и понимание, что никого нельзя винить в том, что они не могут быть всегда рядом. И так-же понимать, что путь у каждого свой, пусть даже вы идете с другом плечом к плечу.

"Прямо — сам пропадёшь" — срединный путь или путь полного отрешения.

Наш герой осознает, что все его представления о себе, всего-лишь заблуждения. Это не его дух — истинное "Я", а ложные, навязанные обществом, окружением и собственным разумом самости. Он отрекается от этих морочных наслоений, от страхов и переживаний своего тела.

Срединный путь в мифах описан, как некое измененное состояние сознания. Герой попадает в чащу, в болото, слепнет или немеет а иногда превращается на время в животное (обычно в серого волка). Но именно через такую тяжкую инициацию он приходит к конечной цели, где его обычно убивают, а потом воскрешают с помощью живой и мертвой воды. Это самая последняя степень на пути — момент перехода или скорее прохода через Смерть и Возрождение уже в новом качестве — раскрытие истинного Я. И именно в этом качестве герой возвращается обратно к людям, где получает награду — признание и социальную степень высшего ранга. Обычно его объявляют властителем или спасителем. И это не лишено смысла — он спас себя истинного, не дал социуму поглотить и изничтожить свой дух. Он получил власть над миром, так как понял его законы и научился управлять своей судьбой, а следовательно и всеми, кто попадает под его влияние (вписывается в его жизненное пространство).

Собственно говоря, все начинается с встречи героя с Алатырем, а заканчивается тем, что герой понимает — Алатырь, это он сам.

Поиск

Журнал Родноверие