«Наследие предков» проводит последовательную линию на сближение родственных народов и родных культур. Один из наших приоритетов — славянская Украина, которая, как и Россия, стала жертвой политических интриг и стратегических военных операций. Западно-украинские сепаратисты стремятся вбить клин в добрые отношения между Москвой и Киевом. Они перечеркивают положительный опыт прошлого, а выпячивают недостатки и ошибки. Да, были трагедии, были страдания миллионов людей, но были они не только в Украине. Двадцатый век оказался катастрофическим для многих народов, и винить “москалей” во всех смертных грехах могут ныне только люди недалекие, необразованные. Вопреки всяческим провокациям и махинациям славяне тянутся друг к другу в силу естественного закона крови.
Одним из проявлений этого закона стала дружба между редакцией «Наследия предков» и славянской просветительницей Галиной Лозко. Она автор нескольних печатных трудов («Этнорелигия как национально-духовный феномен», «Украинское язычество», «Именослов») и глава Громады Украинских Язычников «Православие»(духовное имя Волхвиня Зореслава). Через Вадима Казакова к нам попал номер ее журнала «Сварог». Мы прочитали его и написали письмо в Киев. Завязалась переписка. Гализна Лозко предложила опубликовать у нас исследование об украинском язычестве. Мы хотели бы представить его русским читателям, но в данный номер, готовившийся в течение нескольких месяцев, статья не вмещается из-за большого объема, даже в сокращенном варианте, а следующий выпуск «НП» будет посвящен другой тематике. Чтобы не терять времени, мы даем в №8 краткие сведения о трудах Галины Лозко и обращаем всех желающих к первоисточникам. Все книги и журналы Громады Украинских Язычников, написанные на вполне понятном для нас малоросском языке, можно заказать по адресу: УКРАIНА, 252061, КИЕВ-61, ДО ЗАПИТАННЯ, ЛОЗКО ГАЛИНI.
Некоторые места в упомянутых изданиях могут вызвать у неподготовленного читателя удивление и вопросы, поэтому предварительно проясним наиболее спорные вопросы.
Прежде всего следует иметь в виду, что слова “украйна” и “украинский” в современном смысле появились не ранее XIV века. До этого территорию среднего поднепровья называли скифией и Киевской Русью. Поляне, принесшие древнюю веру предков с берегов Дуная и Закарпатья, изначально не были “украинцами”. Не были таковыми и русские князья Святослав, Олег, Игорь. Рюриковичи, потеснившие в IX веке власть наследников Кия, Щека и Хорива, пришли с севера, с балтийского побережья и новгородчины. Галина Лозко, в принципе признает эти исторические факты и прямо называет русичей «предками украинцев»(правильнее было бы говорить о славяно-русах).
Далее. Древних богов Сварога, Свентовида, Перуна, Ладу, Макошь почитали не только жители Киевской Руси, но многие славяне и русы, а также некоторые из неславянских племен, например, балты. “Украинскими” их можно называть лишь условно, так же, как всех выходцев из России называют за границей “русскими”.
Еще одна проблема «Велесова книга»(или «Книга Велеса», как ее именует главный популяризатор в России А.И.Асов). По мнению многих историков, лингвистов-текстологов и специалистов по язычеству «Книга Велеса» была написана не ранее конца XIX века. Наиболее вероятно авторство Ю.Миролюбова, большого знатока и любителя древнерусской старины. Мы не ставим последнюю точку в научной дискуссии, но и не склонны считать «Велесову» книгу “священным писанием” славян. Хотя бы потому, что исконной славянской традиции в принципе не свойственен книжный подход. Тайные знания, заговоры, обряды, предания и былины передавались из уст в уста, и были записаны лишь в последние два-три века. Ограничивать богатейшую устную традицию одной или двумя книгами нет смысла.
Таковы наши частные замечания к безусловно ценной и познавательной работе Галины Лозко. Будем надеяться, что ее труды будут способствовать взаимопониманию русских и украинцев, углублению нашего общего знания наследия предков.