[Из полевых записей автора в окрестностях г. Обнинска Калужской обл.].

1. Праздник в 1949 г. (запись от руки). Нарядили куклу: солому нарядили в рваное, надели как женщину, подвязали платок, надели на палку. Шли на пруд, пробили лед, чтобы вставить палку. Сжигали ее, ходили кругом хороводом, пели песни (ВАС).

2. Масленицу жгли на поле. Брали всякое, бороны и сжигали. У каждого дома стояла кукла. Чучело делали «из тряпок там, из соломы. Сноп соломы прикроють – вот те Масленица. Лишь бы жечь чево» (ВКД).

3. «По деревни ходили. Край на край, костры жгли, Масленицу самую. Карусели делали, каталися на леденях… Собирали нарядную, тебе, кофту, юбку, фартук и блин, сковорода, с палкою. <Это человека? – соб.> Куклу, да ставили на палку. <И ходили с ней? – соб.> Зачем ходили!? Она где-нибудь привязана, у какого-нибудь дома стоит… Мы, девки соберемси, соберем куклу, руки там, палки наделаеи, растянем и поставим на жердь» (МОБ).

4. Чтобы сжечь Масленицу воровали дрова. «Ребята были, нас человек шесть-семь, договариваемси там: «Ребяты, давайте севодни собирайтесь! Вот ты неси соломы, ты – дрова, ты там – то-то». И вон на поле туда». «Масленица! Обманщица! Обманула! Хвост поджала, убежала!» (фрагмент присказки при сожжении чучела) (NВК).

5. «Масленицу рядом вешали(?). Жечь ходили. На Масленицу. Эту Масленицу жгли. На лугу… Беруть сноп соломы. Голову сделають. Юбку наденут, фартук. Все, наденуть – как человек. И вот ее жгут ходють, после Масленицы» (ПАР).

6. «Жгли. Собирали чучело и жгли. И собирали из дров, вот такой, типа как сноп, тоже поджигали. Вот», «А чучело так делали. Делали, ну, типа такого столба и, это самое, еще перекресток такой делали. И одевали, там, шапку и кутали там тряпьем разным. И одевали там, если мужчина – значит брюки. Обычно юбки да кофты, одевали женщиной» (РАФ).

7. «Хто-как делаеть. Хто соломенную делал. Хто… у салому палку делать. Вот так, растянуть вроде, какой пиджак оденуть и все. Или там, платье, кофту там. Вот так» (ПМН).

8. «Чучело делали из соломы. Набивали. Прям, рубаха. Тогда ж рубашка шилась женская, вот так вот, прям целиковая. Рукава, солома. Набивали соломой ее. Это, обували. Все. И, ну в общем всю. И платок покрывали, и все. И уезжали, завозили туда, на деревню. И зажигали. И хоровод водют, кричат кто-чего, кидали, там, пели» (МТТ).

9. «Сноп соломы оденуть, покроють. На санки посадють. Вот, по деревни возили Масленицу» (ГЕФ).

10. «Работали до четверга. С четверга. Ну, а у нас знаити, страна фабричная, у нас раньши в каждом доме ручные станки были. Работали. С четверга бросали работу и справляли Масленицу. <А как праздновали? – соб.> Блины пекли, рыбу жарили. <А чучело делали? – соб.> Раньше делали. Молодежь. Собирали чучело, наряжали в красивый наряд и она стояла… Собирали ее в первое воскресенье Масленицы. Как заговенное считалося. Вот. Потому что на Масленицу уже мяса не ели. Рыба, блины. Вот такая пища была. А в последнее воскресенье, уже, «прощенное» как называется, Масленицу эту сжигали. Уносили за деревню и сжигали. Конечно, не столько Масленицу сжигали, сколько солому сжигали. У ближних домов стояли… Раньше-то единоличное хозяйство было. У каждого дома свой стожок. И солома и сено. Вот бывало, ночью-то конечно, от хозяев украдут же. А таскали солому. И в костре, в этим, жгли, где Масленицу. <А когда Масленицу жгли что-нибудь говорили? – соб.> Не помню никаких слов особых. Ну, смеялись, хохотали и все. Чудили. <А как куклу собирали? – соб.> Как собирали? Кол. Такой, в рост человека. И как руки, вот так, кол второй привязывали. А тот соломой или тряпками каким-нибудь. Ну, делали как человека. Как человека делали. А потом одевали юбку красивую или платье какое-нибудь и красивый платок покрывали. Вот. Вот такая она была Масленица» (ХМС).

11. Окликание молодых на Масленицу . «Севодня вот вы поженились, например, этот год. Кто-то вышел замуж. И вот, Масленица, когда бывает. И вот, значит, это, приходют, к этому дому, и вот гов…: «Молодые, молодые! Дайте орехов» Ну, они, значит: «У нас, мол, нету. Мы не приготовились». – «А-а! Молодая пешка! Дай орешка! Выйдешь из дому, чтоб ты в лужу там, попала!» — начинают причитывать. Ну, в общем, это уже все. Вынесут конфет, потом там, орехов насыпают. Рассыплют и вот, все хватаем. И там они мелочевку набросают, денег. И вот значит, уже тут начинаем друг друга. Ну, это ходили маленькие, такие вот, ну лет по одиннадцать, по двенадцать. Вот это вот, собирали орехи. Уже взрослые тут не ходили» (МТТ).

Поиск

Журнал Родноверие