Прочел недавно у Агапкиной отрывок о том, что в заговорах на камне Алатыре иногда помещали не самих сакральных персонажей – святых (разумеется, для нас и нашей темы,=богов), а их культовые изображения – иконы (=идолы):

” О том, что сюжетный тип обращения в сакральный центр может быть связан с традиционными местами культа (христианского, дохристианского), говорит и тот факт, что иногда в заговорах сакральный персонаж, к которому направляется субъект заговора, подменяется находящимся в церкви иконописным изображением, ср. такой фрагмент вятского заговора:

Встану я благословясъ, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротъми в востошну сторону, под бледный месяц, под часты звезды, в чисто поле. В чистом поле сине море, за синим морем Океан море, на Океане море Латарь камень, на Латаре камне стоит церковь от земли до небеси, в той церкви престол за престолом, на златом престоле сидит аки Мария запрестольная, сама Богородице Владимирская, Рожество Богородице, Знаменье Богородице, Введенье Богородице, Всем скорбящим Богородице (Майков, № 216, от порчи).

Напоминает иконостас и ряд сакральных лиц, стоящих на престоле, к которому приближается страждущий, в следующем пермском тексте:

На златом престоле стоит Матушка Запрестольная Владычица Богородица, Иисус Христос, Михаил Архангел, батюшко Илья Пророк и все святые угодники. Я подойду, р. Б., поближе, поклонюсь пониже (Первушин 1897, с. 330, перм.).”

Агапкина Т.А. “Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира.”

Собственно, чтобы вернуть данный мотив к своим языческим корням (если что, я знаю, что заговорный мотив – «путешествие к центру мира» – локальный и поздний, вряд ли существовавший в дохристианское время, но мы же новоязычники… то есть совмещение исконного, дохристианского состояния славянской мифологии с ее позднейшим развитием нас не смущает ))), – нам нужно всего лишь понять состав нашего языческого «иконостаса».

Ну, у нас исторически есть т.н. «Владимиров пантеон», поэтому:

Встану помолясь, пойду благословясь ,из дверей в двери, из ворот в ворота, под восточную сторону, в чисто поле. В чистом поле сине море, на синем море (А)Латар(ь) камень, на (А)Латаре камне стоит Перун, глава серебряна, ус злат, и Хорс, Дажьбог, и Стрибог, и Семаргл, и Мокошь. Подойду поближе, поклонюсь пониже: «… [далее следует обращение]

(«(А)Латар(ь) камень», – потому что это, реально, основные вариации. Как бы то ни было, в источниках (см. Топоркова) – самая ранняя зафиксированная форма как раз без начального «а» – «Лата (р – возможно, пропущено) – камень»)

Ну или вариант для «балтопутов»))):

Встану помолясь, пойду благословясь ,из дверей в двери, из ворот в ворота, под восточную сторону, в чисто поле. В чистом поле сине море, на синим море (А)Латар(ь) камень, на (А)Латаре камне стоит Мать-Земля, Отец-Небо, Солнце и Месяц, Огонь и Вода. Подойду поближе, поклонюсь пониже: «… [далее следует обращение]

Или – если летописный пантеон вас не устраивает, то возьмите ваш собственный пантеон. В том виде, в котором он сейчас есть в вашем «Красном Углу».

Буду рад увидеть в комментариях ваши собственные варианты. Напоминаю, что речь здесь идет не столько о самих богах, сколько об их изображениях – как они присутствуют в вашем святилище.

Поиск

Журнал Родноверие