Первоначально я планировал написать всего три текста, посвященных различным путям решения основной проблем славянского (ново)язычества, как я ее вижу – крайней скудности источников о высшей мифологии, о богах: Путем Балтов, Путем Синто, Путем Викки (первый из них, «Путем Балтов»). Однако в процессе я понял, что мне не обойтись и без этого – четвертого, который я сначала хотел назвать «путем осетин» (из-за Уасгерги и прочего), но потом понял, что народная религия осетин еще очень ценна нам, сама по себе, поэтому назвал, в итоге, имеем кубинской сантерии (- гуглится; ну а если вкратце, то это – одна из карибских «синкретических религий», типа Вуду, где вроде бы внешне и алтарь весь в фигурках Христа и святых, но.. и кур им режут и катаются по полу в трансе и, по сути, под благочинной маской из католических святых там всякая прочая архаическая хрень и дичь происходит, а вовсе не чинная воскресная молитва в христианском храме).

Причем идея, описанная ниже – не моя. Она принадлежит Волху Р.о.ку. Однако, так как он так до сих пор и не сподобился до ее вдумчивого описания (хотя я ему предлагал и он вроде даже соглашался), – приходится делать это самому.

Вся суть в том, что такое «мезоязычество». Согласно терминологии И.Боневица:

«В «начале начал» возникает ПАЛЕОЯЗЫЧЕСТВО (от др.-греческого παλαιός — древний) – самая древняя и чистая форма этнической традиции, существующая строго в границах отдной этнической общности и не испытавшая на себе влияния других традиций иных народов или мировых религий.

В прошлом к палеоязычеству относились все национальные этнические традиции: язычества славян, кельтов, германцев, ведийская религия индоариев и возникший на ее основе брахманизм. Сегодня палеоязычеством можно назвать только этнические религии примитивных племен, чудом сохранившихся в природной изоляции, вне контактов с современным миром.

С течением времени, по мере усиления военно-торговых контактов между разными этносами, палеоязычество подвергается воздействию со стороны мировых религий и этнических культов других народов, изменяется под этим воздействием и превращается в МЕЗОЯЗЫЧЕСТВО (от др.-греческого μέσος — средний). К мезоязычеству сегодня относится большая часть этнических традиций. Индуизм, синтоизм, даосизм и конфуцианство – изменились под влиянием мировой религии буддизма, многое заимствовав из него на уровне философии, символики, организации. Иудаизм испытал сильное воздействие зороастризма, месопотамских и египетских форм язычества, а сам зороастризм изменился под влиянием мусульманства. Афро-карибское и осетинское язычества скрылось под личиной христианства, а друзы, алавиты и исмаэлиты – ислама. Ну и так далее.

В новое время, с распространением образованности и развитием научного знания, мезоязычество уже не может удовлетворять появившуюся национальную интеллигенцию у нее возникает потребность в воссоздании язычества “с чистого листа”, и тогда возникает НЕОЯЗЫЧЕСТВО (от др.-греческого νέος — «новый»)…».

Сами видите, насколько классификация Исаака Боневица все же, имхо, точна и адекватна: – и правда ведь, у нас сейчас все так и есть: гипотетическое «старое (/древнее) язычество», этнографическое «народное православие» и, созданное современной городской интеллегенцией, – неоязычество. Сиречь, Родноверие. И все согласно данной схеме Боневица, так-то…

В общем и целом, смотрите, какая есть у нас с вами проблема с реконструкцией славянского язычества… Причем не на уровне нас с вами или на уровне «волхвов» , а на том уровне, из которого мы, давайте будем честными (хотя бы сами с собой), все черпаем, – на научном. Сперва наука использовала такой, довольно так наивный подход, – что, мол, стоит очистить народные верования от тонкого и поверхностного слоя «христианского», – и под ним мы найдем его, искомое древнее язычество. Известный пример – Б.А. Успенский, который разобрал различные фольклорные мотивы про Николу и нашел во всем этом древнего языческого Волоса. Среди неоязычников в рамках данного подхода до сих пор застряли родноверы. У них все просто и понятно: Перун – Илья, Никола – Велес, Параскева – Мокошь, Егорий – Ярила (или Дажьбог), и не над чем тут думать… Используем научные методы XIX века и считаем, что «все у нас по науке», а кто не согласен, типа нас, «славянского новоязычества», – всего лишь «излишне умничают» ))))

Однако в самой науке со временем, с накоплением фактов и развитием методов научного исследования, такая простая и понятная картинка начала рушиться. Уже Н.И. Толстой заметил, что «”средневековая и “традиционная” духовная культура у славян состояла из трех генетически различных компонентов: 1) христианства, связанного с церковной догматикой, привнесенного извне из греческой Византии или латинского Рима, 2) язычества, унаследованного от праславянского периода, исконного для его носителей, 3) “антихристианства” (либо ахристианства), чаще всего опять-таки язычества, но неславянского происхождения, проникшего в славянскую народную среду вместе с христианством или иным… путем… В принципе к третьему элементу можно отнести многие черты скоморошества, некоторые особенности зимней колядной обрядности и карнавального цикла и даже юродства, которое своеобразно преломилось на Руси, ставши поддиалектом “литературного”, ортодоксального слоя культуры», – то есть недостаточно убрать из народной культуры «христианское», чтобы получить его – искомое древнее язычество. Современные гиперкритицисты типа А.Б. Страхова или А.А. Панченко пошли еще дальше, и объявили все, что ранее считалось «наследием язычества» – сравнительно поздним явлением, возникшим уже в контексте христианской культуры. В самом деле, любому мало-мальски вдумчивому исследователю рано или поздно становится ясно, что «язычество» – это продуктивная модель, которая стихийно возникает при любой господствующей идеологии, и, если мы, например, видим Вечный Огонь в честь павших в Великой Отечественной войне, – то это еще не означает, что это – дохристианский древний обычай, а Родина-мать с мечом – не обязательно продолжение чего-то древнего и славянского….

Я сейчас нарочно привел такие примеры, чтобы вы поняли всю абсурдность прямолинейного подхода к реконструкции архаики из того, что кажется таковой в наше время. Впрочем, кого я пытаюсь обмануть… Кто изо всех сил НЕ хочет этого понять (а осознание истинного положения вещей действительно дается нам очень и очень тяжело), тот и не будет. Да еще и меня вражиной объявит. Поэтому хватит уже об этом, так как эта статья-то об ином (а если кто хочет все же углубиться в проблемы реконструкции, то читайте у нас «размышления с Мирославом»: Славянское язычество как оно есть, «Это — НЕ древнее славянское язычество. Это — т.н. «народное христианство», которые мы тут очищаем в меру способностей», О способе реконструкции славянского язычества, О богах и святых, О богах и святых (продолжение)).

Проблема в том, что современные гиперкритицисты, как правило, ориентированы про-христиански (печальные причины этого мы сейчас рассматривать не будем, но определенное научное лобби в современной науке налицо) и, отрицая языческое происхождение каких-либо элементов народной культуры (с точки зрения науки, кстати, совершенно справедливо), они совершают грубую манипуляцию – совершенно умалчивают о том, что «христианским» все это назвать точно также совершенно невозможно. Или не умалчивают, как, например, Базлов в своей недавней лекции, ничтоже сумняшеся, назвал все условно «языческое» в народной культуре – «неканоническим христианством», но такое бывает редко, потому что так всем становится явно видна их предвзятость. Позвольте, но что такое, по сути, христианство? На мой взгляд, это – религия спасения («Богооткровенная потусторонняя религия, которая установлена Богом для благоугождения Богу и спасения души»). Суть ее очень полно и точно отражена в четырех Евангелиях. А все эти крашеные яйца на Пасху, венки на Троицу и прочее народнохристианское – оно к евангельскому откровению каким боком? Нет же, ПО СУТИ, это – именно мезоязычество. Чистой воды. Причем, наше – русское.

Разумеется я, как обычно, смотрю на язычество не как на какую-то обособленную религиозную конфессию, а как на определенное мировоззрение. Да и на христианство – точно так же (в юности я очень сильно склонялся к христианству, помню, – но не мое это оказалось, в итоге, однако мировоззрение христианина мне, смею надеяться, более или менее понятно и да, оно таки заслуживает определенного уважения, не спорю). Собственно, мне очевидно, что, когда тот же «христианин», например, окропляет свое жилище святой водой, – в этом его действие нет ни заботы о спасении своей души, ни учения Христа, – но есть лишь магическая, языческая по своему мировоззрению практика. Господи, да позиция самих «Отцов Церкви», борющихся с «языческими пережитками» внутри «христианского» культа – есть лучшее тому подтверждение,.. но об этом я еще скажу, ближе к концу.

В общем, «народное православие» как мезоязычество. Что, прежде всего, бросается в глаза? Прежде всего, у нас есть развитый пантеон «святых», а-ля кубинская Сантерия:

Во первых, у нас есть сама Святая Троица (правда, в том числе и как персонификация ж.р., как «Троица-Богородица»), потом

сама Богородица, которая сближается с Землей («во время сильной засухи мужчины в отчаянии стали бить колотушками сухие комья земли на пашне, на что женщины потребовали остановиться, говоря, что тем самым они бьют «саму Мать Пресвятую Богородицу» – здесь и далее – цитаты просто из статьи Вики,

Никола-Чудотворец, «русский бог» («старший» среди святых, входит в святую Троицу (sic) и даже может сменить на престоле Бога… «начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»),

Илья-пророк, который «бьет черта молнией» («солнце — колесо от колесницы Ильи-пророка, запряжённой огненными (белыми, крылатыми) конями (в.-слав.), или на белом коне (болг.), отчего и происходит гром. Млечный путь — дорога, по которой ездит пророк. Зимой Илья ездит на санях, поэтому грозы и грома не бывает (орлов.)»),

(Параскева) Пятница, от которой пошел знаменитый календарь почитаемых в течение года «двенадцати пятниц» («Пятница ходит исколотая иглами и веретенами нерадивых хозяек, не почтивших святую и её дни»),

Егорий (Храбрый), который «хозяин земли» и «покровитель скота» («защитник скота, «волчий пастырь», «по весне отмыкает Землю и выпускает росу»),

и т.д. и т.п.

Я же не ставлю сейчас перед собой задачи полностью описать всю эту Систему (почему, опять же, смотри ближе к концу), а так – чисто проиллюстрировать (ну а как вам, кстати, – чем это таким было, по сути, оно – все вышеизложенное? – «христианством» все же или, скорее, «язычеством», как вы думаете?), поэтому: – пойдем далее.

Дело ведь не только в «святых» как в аналогах древних богов политеистического пантеона. В «народном православии», помимо этого, можно найти и свою, развитую мифологию, основанная отнюдь не на библейском тексте.

Согласно «Стиху о Голубиной книге» мир создается из тела бога-жертвы, называемого «Христом». Этот Христос подобен Пуруше, Имиру или Паньгу (Пуруша, Паньгу, Имир – это прежде всего боги-жертвы; Христос тоже бог-жертва, поэтому здесь это очень тонкое и осмысленное замещение). Затем этот созданный из тела бога мир ограничивает Никола (или Космодемьян), упорядочивает Егорий, защищает Илья и т.д. И на эту тему сохранились достоверно зафиксированные тексты. И это и есть русская мифология, с которой связана народная мистика и магия.

Поправьте меня, если я ошибаюсь, но еще раз – все вышеописанное вряд ли можно назвать «христианством». Голимое язычество же, только под христианскими именами. В этом и суть мезоязычества. Оно принимает внешние формы мировой религии, но все же остается этнической религией в своей основе. Вот протестантизм или современное официальное православие основывается на Библейском тексте, поэтому там Христос – это персонаж библейского мифа. А мезоязыческий Христос Голубинной книги – персонаж индоевропейского мифа. Как и Никола, Егорий Храбрый, Илья и т.п.

Про календарь, культ и все такое, сомнений в общем-то и нет… Но, если таки есть, то вот, совершенно ПРЕКРАСНЫЙ ПРИМЕР – «Христосование с мертвыми: Пасха мертвецов» из книги Успенского про Николу Мирликийского: «Обрядовое использование пасхальных яиц на могилах, поскольку мы знаем, неизвестно в греческом церковном быту; по всей видимости, это автохтонный славянский (может быть, даже восточнославянский) обычай, языческое происхождение которого не оставляет сомнения (ср. вместе с тем обычай класть яйца в могилу у древних греков: Нильсон, 1908, с..530 и сл.). В условиях христианской действительности соответствующие действия могут осмысляться как христосование с предками, т. е. с покойниками, и, соответственно, нередко сопровождаются обращенным к усопшим возгласом: “Христос воскресе!».

Вот это вот, по вашему, – христианство или язычество? Наверное это все же «христианство», ведь не «Перун» же упоминается тут.. [сарказм]

В общем, больше не буду ходить вокруг да около. Давайте резюмируем уже.

По факту и по сути, у нас, русских, уже есть наша собственная «этническая религия» – народное православие. Которое, все же, ПО СУТИ (см. выше про определение хр-ва как «религии спасения»), больше язычество, нежели чем христианство. Собственно, те же протестанты в Европе времен реформации и затеяли всю эту свою движуху (пусть и против католичества, но в данном случае – не суть), – отчасти под лозунгами возвращения к первоначальному (ср. «евангелизм»), очищенному от черт «язычества» христианству.

Поэтому, – срочно перестаем заниматься фигней, поклоняться Теням Прошлого, и выдуманным богам, а подписываемся на подлинное (я без сарказма сейчас, кстати) русское мезоязычество! Это ведь – тоже путь. Причем такой, социально одобряемый и ободряемый. И многие ведь, – причем глубокие и погруженные в Традицию люди, – не выдерживают искушения сего и идут по нему, – сами же видите… В общем, если это все – прямь ваше, тогда, как говорится, welcome!

Ну и теперь, под конец, о главном. О том, почему лично я, несмотря на то, что могло показаться вам в результате чтения, все же не поддерживаю данный путь и пишу о нем, лишь поскольку-постольку… Хотя, сами видите, сколько прожила эта система и сколько она нам может сейчас дать…

Да, блин, давайте коротко и начистоту: – проблема здесь все же не в язычестве, а в нетерпимости к иным религиям, изначально заложенной в самом христианстве (ну или, чтобы найти в этом хоть какую-то заслугу, назовем это не «нетерпимостью», а, например, «блюсти чистоту исконной веры»). И именно поэтому мы не видим сейчас у нас с вами такого, более или менее органичного слияния разного рода религий, как в странах победившего буддизма, где древние этнические верования и пришлый буддизм слились, в итоге, в нечто довольно-таки непротиворечивое. У нас – не так, увы, далеко не так.

У нас, с «народным православием» – какая-то шизофреническая, прости Господи, двойственность получилась. Неустойчивая причем. С одной стороны – мы набираем в церкви «святой воды» на Крещение и радостно сжигаем чучело Масленицы… С другой – сами же Отцы Церкви, в то же самое время, яростно осуждают все это как «пережитки язычества». В итоге с одной стороны, например, мы (по народным понятиям) оставляем в определенные церковные праздники Домовому на ночь блюдечко молока, а с другой – мы должны потом каяться перед Богом за сие действие как за «грех», потому что, видите ли, с «бесами» знаемся и в ересь впали. Не, никогда ортодоксальная церковь так и не признает «народное православие» – «христианством», потому что…

сами все видите, в общем, не маленькие. Новый Завет же провозглашает, что нельзя поклоняться и Богу и Маммоне, одновременно. А если мы будем, в рамках «народного православия», осознанно практиковать такое, – то сами впустим в свое собственное сознание и в свою собственную религию раскол и шизофрению. Здравствуйте, Доктор Джекил и Мистер Хайд ))) Не, имхо, уж если христианство – то будьте тверды в свое вере (так уж оно устроено), а если язычество – то отходите от всего этого витииватого византийства. Каждому – свое.

По факту, мы видим, что «народное православие» не зря пытается активно бороться с неоязычеством. Именно потому, что борьба эта идет, по сути, за одну и ту же нишу – нашей этнической религии, русского мезоязычества. И фактически это – типичная внутривидовая конкуренция, которая, как нам известно еще по Дарвину, гораздо жестче межвидовой. Борются не христианство с язычеством, как мировоззрения, а один вариант “русской веры” с другим. Ведь получается, что у нас, русских, по факту, реально есть уже оно – свое собственное этническое (мезо)язычество = «народное православие». И, может быть :-) , нам с вами не стоит и дальше плодить фантомов, а просто взять и к Нему примкнуть?

Поиск

Журнал Родноверие