4 июня — Русалии и Ярила Мокрый (проводы весны и начало лета).

В современном славянском родноверии праздник под названием Ярила Мокрый, вкупе с примыкающими к нему Русалиями (Зелёными Святками), отмечают 4 июня. Согласно исследованиям академика Б.А. Рыбакова, «у нас есть точные данные, позволяющие определить Ярилин день „в числе“. В Нижегородской губ. в XIX в. день Ярилы праздновали независимо от пасхального подвижного календаря всегда в одно и то же число — 4 июня. Одна из окраин Нижнего Новгорода носила название „Ярило“, и там в семик [в эпоху двоеверия так называли четверг перед Троицей, — прим. В.] устраивалось гулянье на горе. <...> Древность многолюдного языческого праздника 4 июня у западных славян засвидетельствована Гербордом, автором „Жития святого Оттона“ описавшим праздник [возможно, посвящённый Яровиту(?), — прим. В.] в земле поморян, происходивший 4 июня 1121 г.» [Рыбаков 1981. С. 524]. «Гербордъ упоминаетъ о ночномъ празднествѣ Поморянъ близъ Пирицы, происходившемъ 4 Iюня 1121 года: „Приблизившись <...> мы увидѣли около 4000 человѣкъ, собравшихся со всей страны. Былъ какой-то языческiй праздникъ, и мы испугались, увидѣвъ, какъ <...> народъ справлялъ его играми, сладострастными тѣлодвиженiями, пѣснями и громкимъ крикомъ“, при чемъ толпа была въ опьяненiи отъ напитковъ и праздничнаго веселья» [Фаминцын 1884. С. 51]. Однако см. поправку О.В. Кутарева: «в то же время, когда Оттон оказался в Пыжице (ок. 8 июня), славяне уже после крещения справляли так называемую „Русальную неделю“ (обычно: после Пятидесятницы; в 1124 г.: 2‒8 июня), которая была известна и западным славянам (под названием Зелёные святки). Возможно, Херборд фиксирует бытование этого празднества ещё в языческой форме до его освоения христианским календарём» [ЖОБ 2021. С. 816 (прим. № 652); ср. также о празднике и его дате: ЖОБ 2021. С. 320, 538; С. 840 («Регесты Оттона»)]. С этим временем в славянском календаре связаны поминки по мёртвым (включая даже «неупокоенные» души «заложных» покойников) и обряд «проводов русалки/русалок». Русалии, как языческий праздник, неоднократно упоминаются в древнерусских письменных источниках, начиная по меньшей мере с XI в. Так, первое упоминание о них содержится в Лаврентьевской летописи (под 1068 г.): «...дьяволъ лстить и другыми нравы, всячьскыми лестьми превабляя ны от Бога, трубами и скоморохы, гусльми и русальи» [ПВЛ 1999. С. 74]. «В более поздних памятниках Р[усалии] характеризуются как „бесовские игрища“ и „потехи с плясанием“, песнями, с ряжением в маски животных и т.п. Эти „ночные плещевания“ и „безчинный говор“ происходили, по свидетельству Стоглава, <...> также на неделе после Троицы либо в летний Иванов день. <...> Слово русалия/русалии встречается в древнерусских источниках и как хрононим, относящийся к празднику Пятидесятницы либо к неделе до или после Троицы» [Виноградова 2009‒2. С. 494]. «В южнорусских областях и на востоке украинско-белорусского пограничья по истечении „русальной недели“ совершался ритуал символического выпроваживания или изгнания Р[усалок]. Он назывался проводы/вождение русалки или, реже, палить русалку (бел. гомел.), топить русалку (укр. житомир.), гнать/прогонять русалку (рус. рязан.), хоронить русалку (рус. рязан., воронеж.)... <...> Главной целью обряда считалось выведение „русалки“ за пределы села. Ее вели в ржаное поле, на кладбище, к реке, к лесу или „за село“, „на шлях“, „к мосту“ и т.п. Там „русалку“ символически уничтожали или прогоняли: толкали в жито, к костру, в воду, снимали с нее венки и другие атрибуты ряженья, бросали их в воду, в огонь, в поле, за кладбищенскую ограду, забрасывали на дерево, и все участники быстро убегали обратно в село с криками: „Русалка догонит, защекочет!“ Если вместо ряженого носили соломенное чучело, именуемое русалкой, то в завершение обряда чучело разрывали на части, сжигали, топили и т.п. В Воронежской обл. чучело символически хоронили: клали его на палки, несли четыре человека, все остальные шли следом и голосили как по покойнику. Русалку несли в рожь и там оставляли» [Виноградова 2009‒3. С. 500]. В это же время (либо позже — на Купалу) совершается обряд «похорон Ярилы», обычно имеющий форму весёлой скоморошины, когда чучело Ярилы в обличии старика с ярко выраженными мужскими признаками шутейно «хоронят» под смех и непристойные шутки собравшихся. По данным этнографии, в эпоху двоеверия с Ярилой связывали «канун Петрова поста, воскресенье после Троицы», «понедельник после Троицы», «понедельник на первой неделе Петрова поста», но также и «Рождество Иоанна Крестителя», и даже «день апостолов Петра и Павла» и «воскресенье после дня апостолов Петра и Павла» [РНК 2015. С. 490‒492]. Этнолингвистический словарь «Русский народный календарь» также сообщает о «Яриле Молодом» и «Яриле Старом» [РНК 2015. С. 490, 491].

На фото: Ярила Мокрый на Луговой (2004)

Поиск

Журнал Родноверие