Культовый камень близ "Большого кургана". Фото из книги "Древнерусский некрополь Пскова X- начала XI века"
От языческого периода в истории Пскова сохранилось совсем небольшое число артефактов. С конца XIX века и до наших дней на территории современного Пскова обнаружено 3 каменных идола, один культовый камень и следы деревянного основания еще одного идола. На схеме обозначены места находок.
Идолы и культовые камни, обнаруженные на территории современного Пскова. (Схема составлена на основе © OpenStreetMap contributors )
История обнаружения
История обнаружения Промежицкого идола, вероятно, начинается еще в XVI веке. Немецкий путешественник Иоганн Вундерер, побывавший в Пскове в 1590 году сообщил о двух идолах близ того места, где был лагерь Стефана Батория. Этот лагерь находился на берегу речки Промежица. Уже в конце XIX века на берегу Промежицы и был найден идол, изображенный на фотографиях. В 40-е годы XX века идол был утрачен.
Промежицкий идол. Фото с сайта http://www.lostart.ru/
Промежицкий идол. Промежицкий идол. Фото с сайта http://www.lostart.ru/
Промежицкий идол. Прорись из статьи — Александров А.А. О следах язычества на Псковщине
Культовый камень псковского некрополя X века
В ходе археологических раскопок 1986-1990 годов на территории древнерусского некрополя в районе здания Педагогического института (ныне здание ПсковГУ) был обнаружен "крупный валун со следами обработки поверхности". Этот культовый камень находился в непосредственной близости от самого крупного захоронения, так называемого "Большого кургана". В нем был похоронен богатый скандинав.
Судьба культового камня неизвестна. Вероятно, он не извлекался из раскопа и находится до сих пор в культурном слое.
Остатки дубового столба и яма для еще одного столба в центре святилища на псковском некрополе X века
В 1982 году в ходе археологических раскопок на территории древнерусского некрополя было обнаружено языческое святилище X века. В центре святилища находились две ямы. В одной из них были обнаружены остатки дубового столба — вероятно, основание идола. Видимо, в другой яме также стоял дубовый столб.
Завеличенский идол
Во время археологических раскопок 2008 года на Завеличье близ берега реки Великой был обнаружен расколотый и придавленный другим валуном идол. Вероятно, перед нами "поверженный идол". По мнению археологов рядом на небольшом мысу в дохристианский период находился сакральный комплекс. Датируется он относительно широко — VIII -X веками. Этот идол экпонируется в экспозиции "Археологического центра" в Пскове.
Завеличенский идол. Фото Алексея Бельшова
Завеличенский идол. Прорисовка. Фото из газеты "Курьер"
Зооморфное культовое изваяние в Жабьей лавице
В 2012 году археологические раскопки проводились на Запсковье, в Жабьей лавице. В раскопе было обнаружено зооморфное изваяние. Вероятно, это также перемещенный со своего первоначального места идол. Данное изваяние не извлекалось из раскопа. Сейчас на его месте выстроен дом.
Зооморфное культовое изваяние в Жабьей лавице. Фото из группы в соц. сети "В Контакте"
Зооморфное культовое изваяние в Жабьей лавице. Фото из группы в соц. сети "В Контакте"
Этническая принадлежность перечисленных идолов не ясна. Хотя, например, Промежицкого идола еще современ Вундерера относят к славянским древностям. Также в ближайших окрестностях Пскова на левом берегу реки Великой в работах археологов упоминается "Перунов камень". Уже по своему названию также отнесенный к славянским древностям.
Сложно сказать этот ли камень сфотографирован мною в 2013 году
Загадочный валун на левом берегу реки Великой (Примерно в районе расположения "Перунова камня"). Фото Окунева А.В. (2013 год)
Загадочный валун на левом берегу реки Великой (Примерно в районе расположения "Перунова камня"). Фото Окунева А.В. (2013 год)
Загадочный валун на левом берегу реки Великой (Примерно в районе расположения "Перунова камня"). Фото Окунева А.В. (2013 год)
Однако, отнесение идолов к славянским древностям, как кажется не совсем однозначно. Существенное скандинавское присутствие в X веке в Пскове дает основание видеть в некоторых артефактах скандинавское происхождение. С другой стороны, часть артефактов может иметь балтские или финно-угорские корни.
Александр Окунев, родился в 1971 году в г. Петрозаводск. Окончил в 1994 году исторический факультет Петрозаводского Государственного Университета. В 1994-1996гг. учился в аспирантуре НИИ МАЭ РАН им.Петра Великого. С 2007 года проживает в городе Псков. В 2018 году получил диплом экскуросовода (гида) в Псковском Государственном университете.