Родноверы в Украине не находятся в центре внимания ни СМИ, ни широкой общественности. Можно сказать даже, что большинство воспринимает их как определенную экзотику, а некоторые проявляют враждебное отношение.

Впрочем, время ставит все на свои места: некоторым приверженцам "традиционных" религий и конфессий очень далеко до того, как взялись защищать от агрессора родные государства исповедники Родной веры. О феномене родноверия, жизни, планах и проблемах родноверов в Тернополе разговариваем с руководителем местной организации Игорем Аркушой.

– В Тернополе родноверы объединены в общину "Сварга", которая входит в Объединение родноверов Украины, — говорит мужчина. – Сварга – это равноременный крест с загнутыми концами, очень часто встречающийся на наших древних вышивках, а также на вещах Трипольско-Кукутенской культуры. Она – давний оберег, символ Солнца, всемирного движения, развития... Вспомним хотя бы стихотворение Богдана-Игоря Антоныча со словами: "начерчу свастику на доме и буду спать уже спокойный".

– Родноверие особенно уже своим названием. Опишите основные принципы в нашей вере.

– Мы носители автохтонного мировоззрения наших предков, сформировавшегося на этой земле и тысячелетиями руководил всеми сферами жизни до того, как сюда пришло христианство . В общем, "родноверие" является современным термином на обозначение именно древнего мировоззрения, а не религии или слепой веры. В дохристианские времена наши предки имели свое богопонимание и не нуждались в чужом.

– Когда именно в Тернополе и Тернопольской области появились нынешние родноверы?

– Где-то в начале 90-х я начал переосмысливать все и искать истину. Однако такого, что вечером лег спать христианином, а утром проснулся родновером, не было. Все происходило постепенно. Я увидел, что рядовые верующие кривят душой и преимущественно не читают Библию. Лично я читал, исследовал и сейчас читаю. Но я не увидел в нем нас, украинцев. Вскоре нашел единомышленников. Начали по мелочи собирать информацию в письменных и этнографических источниках – все то, что было затерто, потеряно. Также узнал, что есть община в Киеве, которая впоследствии стала ядром Объединения родноверов Украины. Мы нашли ее, наладили контакты и присоединились к Объединению.

– С какими реакциями людей на переход к родноверию вы сталкивались?

– Есть такие, кто воспринимает родноверов агрессивно. Есть те, кто относится спокойно. А еще другие – поддерживают, ведь понимают, что мы – украинцы и являемся детьми именно этой земли. От некоторых, правда, как реакция на родную веру звучат аргументы типа: "Я не могу это воспринять, потому что дедо был священник". У меня в роду несколько поколений священников, а один из родственников когда-то был галицким митрополитом... Но это я, и родная вера – мое решение.

Несмотря на то, что тернопольские родноверы проявляют активность уже много лет, как общину нас зарегистрировали только около полугода назад. Это был очень длительный процесс. Смешно сказать, но придирались не к сути формулировок, а к запятым, шрифту и размеру букв в заявлении...

Расскажу еще и такую историю. Однажды к нам пришли молодые супруги, чей ребенок умер некрещеным. А поп посоветовал им просто зарыть тело в коробке. Мы похоронили ребенка по своему обряду, и родители теперь благосклонны к нам.

– Сколько родноверов есть в нашем городе, области?

– В Тернополе на праздники может прийти и 50, и 100, и 150. Но есть люди, которые еще ищут себя, и я, как глава общины, не могу отказать им в праве присутствовать на прославлении, даже если они не определились с собственным. богопониманием. Приходят к нам и чиновники, в том числе чиновники. Я не могу разглашать их имена, потому что на людей оказывают давление. Наша община не имеет фиксированного списка членов. В области – то же самое. Есть люди, которые собираются, но не хотят зарегистрироваться и проявлять свое боговидение, потому что начинается травля. А это обычные порядочные люди.

– Где собирается ваша община?

– В Тернополе у нас еще нет своего места. На праздники обычно проводим обряды в гайку возле города – ищем дуб, потому что это наше священное дерево. Время от времени собираемся в парке Топильче. Купайла празднуем на Тернопольском пруду. В Украине у нас есть святилища, а в храмы мы еще не взрослые, ведь на их строительство нужны значительные средства. В Тернопольской области наше важнейшее историческое святилище расположено на горе Богит, возле Городницы Гусятинского района. Там стоял Мировид, или, как еще его называют, "Збруцкий идол". Это очень энергетически сильное место – “место силы”. Возмущает состояние пути, ведущего от Городницы к лесу, среди которого расположен Богит. Крестьяне создали вдоль дороги помойку, а на ее завершении установили часовню. Как в них совмещаются мусор и часовня? Кроме Богита, древние святилища были в пещере Вертеба и в Монастырке на Борщевщине.

– Поясните, в чем особенности вашего Объединения по сравнению с другими течениями украинского родноверия?

– Мы национально и националистически направлены и исследуем свою родословную. Есть, например, псевдородоверия, проповедующие "славянское единство". Понятно, кто за этим стоит – Москва. Такие говорят, что "никакой Украины нет – это все временно, это все славянский мир". Также есть рунвировцы, силенкияне – сторонники религиозного новообразования авторства Льва Силенко. Они из всех предковских Богов признают одного Дажбога... Впрочем, в Тернополе рунвировцы нередко к нам ходят, потому что их мало.

– Есть ли разница между общинами родноверов, которые входят в Объединение?

– Несмотря на участие в Объединении, каждое общество имеет свои особенности, ведь богопонимание не может быть глобальным. Пантеон у нас один, но исторически в каждом крае люди имели свой способ богославления. Например, если община много воевала, то больше внимания уделяли Перуну. Если же она жила мирно где-то у реки, то – богини Дани. Но и другим Богам давали должное уважение. Когда спрашивают о разнице, например, между тернопольскими и запорожскими родновериями, то я отвечаю: "А в Тернополе и Запорожье даже борщ разный варят". В общем, мы больше исследуем местное наследие – песни, пословицы, поговорки, предания, заговоры… Все это у нас есть – нужно только наклониться, поднять и отчистить ту жемчужину. И все это – украинское!

– Как складываются отношения с другими конфессиями?

– С иудеями и мусульманами мы в Тернополе и области не сталкиваемся. Живем между христианами. Мы понимаем, что христиане – это те же украинцы. И не можем отталкивать их только потому, что они христиане. Это наши родители, братья, сестры, родные и близкие. Бывает так, что в одной семье есть и христиане, и родноверы. Например, когда мой отец умер, я не имел права похоронить его по своему обряду, потому что он жил и умер как христианин. Поэтому я призвал священника, но того, которого я уважаю и понимающего меня. Я присутствовал при отпевании, но в церковном обряде не участвовал. Родновериям не запрещено заходить в церковь, просто мы не крестимся. Есть, конечно, люди, которые пытаются упрекнуть, будто мы идолопоклонники. Но ведь изображение Бога Святовида – такое же изображение, как и распятие. Мы не молимся камня или дерева. Так же, как христиане не молятся камня, стоя перед каменным изображением святого.

– Укажите главные проекты, которые реализуете?

– У нас пока нет возможности проводить масштабные проекты – у нас еще нет такой мощи. Несмотря на то, что в кругу общины проводим уроки росписи писанок, создание куклы-мотанки и других оберегов. Это нужно делать, ведь на самом деле немногие знают, что мальчики и мужчины не имеют права писать писанки. Это чисто женское занятие. Женщины не имеют права колядовать или засевать. Нельзя также делать писанку из видутки – пустого яйца. Выдутки когда-то подбрасывали на нищету, болезни, упадок. Кстати, сакральную куклу-мотанку вправе делать девочки, женщины бесплодного возраста и беременные. Более того, если беременная сделает куклу-мотанку и подарит ее той, которая забеременеть не может, и вскоре станет мамой. Это уже проверено.

– Как события последнего периода в Украине затронули ваше общество?

– Мы бок о бок с христианами активно участвовали в протестах на Майдане. Я тоже был там, и мы проводили славу Богов прямо посреди Крещатика. И среди бойцов Небесной Сотни тоже есть родноверы. Сейчас исповедники родной веры бок о бок с христианами защищают Украину на восточных границах. Родноверов очень много и среди волонтеров.

– С какими проблемами вы сталкиваетесь именно как родноверы?

– Когда погибает родновер, мы даже не имеем места, где могли бы провести погребальный обряд согласно нашим обычаям, и, соответственно, нет собственного кладбища. А среди погибших из Тернопольщины родноверами были Светляк (Андрей Дрёмин – прим. авт.) и Сашка Капинос. Также я за то, чтобы на идентификационных жетонах солдат была указана их религиозная принадлежность, ведь человек имеет право быть похоронен именно по своему обряду. Обидно поражает то, что когда человек не оставляет завещание, то его религией пренебрегают. Это неуважение к погибшему!

Хотели бы на святилище, на Богите, официально установить копию Святовида, чтобы там свободно можно было проводить обряды, не опасаясь, что кто-нибудь будет препятствовать. Ведь если возвращают храмы христианским конфессиям, то и нам могли бы. По логике и закону. Мы будем по этому поводу обращаться к властям.

– Есть ли у вас печатные СМИ? Интернет-страницы?

– Я веду страницу "Община Родной Веры "Сварга", Тернополь" в Facebook.

На всеукраинском уровне есть сайт Объединения Родноверов Украины. Что касается печатных изданий, то в Киеве раз в год выходит журнал "Сварог", а также газета "За Родную веру".

Поиск

Журнал Родноверие