Круглый стол «Актуальные проблемы изучения нового язычества: деструктивные и конструктивные тенденции реконструкции народной традиции», собравший исследователей из Санкт-Петербурга, Калининграда, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода и Минска прошел в смешанном формате.

Круглый стол стал одним из мероприятий X международной студенческой научной конференции «Христианские ценности в культуре современной молодёжи».

Мероприятие было организовано исследователями из Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) и Балтийского федерального университета имени И. Канта (Калининград) и проведено в очно-дистанционном формате на территории Минской духовной академии, Республики Беларусь.

Круглый стол собрал в очном формате исследователей из российских и белорусских вузов:

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия;

Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Калининград, Россия;

Мининский университет, Нижний Новгород, Россия;

Белорусский государственный университет, г. Минск, Беларусь;

Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета, г. Минск, Беларусь;

Минская духовная академия имени святителя Кирилла Туровского), г. Минск, Беларусь;

а также в дистанционном формате – из российских вузов:

РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия;

Русская христианская гуманитарная академия (РХГА), Санкт-Петербург, Россия;

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия.

Проведение второго круглого стола было обусловлено необходимостью продолжения обсуждения проблем развития современного язычества, формирования неоязыческих вероучения и обрядности, адекватного восприятия истории и исторических источников с целью профилактики экстремистских проявлений неоязычества среди молодёжи России и Беларуси.

Работу экспертно-аналитического круглого стола модерировал Алексей Викторович Гайдуков – к.ф.н., доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, президент Центра исследований и экспертиз «ЭТНА» (Санкт-Петербург, Россия). В своём докладе «Старое и новое в новом язычестве: проблема реконструкции (и) традиции» он обозначил основные термины, определив отличие «нового язычества» от «современного язычества» прерванностью передачи традиции, компенсируемой конструированием новой парадигмы, выдаваемой за «исконную традицию». Современное язычество народов Севера, Поволжья, Тывы, несмотря на урбанистическое и цифровое вмешательство в традиционный уклад и менталитет, всё же сохранило преемственность, в то время как новое язычество опирается на современную культуру и её интерпретации культуры древней, а неоязычество – всегда оглядывается на христианство в своих мифоритуальных построениях.

Сотрудник центра «Ставрос», аспирант кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) Фёдор Викторович Бабенко в своём докладе также указал на наследие советского обрядотворчества в ритуальной жизни русских неоязычников, поделившись данными опросов.

Новгородский университет представлял Даниил Крапчунов, и.о. директора гуманитарного института. Он рассказал о подмене традиционной народной праздничной обрядности в новом язычестве. С использованием ярких иллюстраций в ёмкой презентации он задался вопросом, что собой представляет неоязычество – подражание. Воспроизведение или проживание народной культуры? Анализируя календарные праздники докладчик отметил их несовпадение с астрономическими датами, путаницу в датах старого и нового стиля, а в их проведении – наличие воспроизведения советских стереотипов и штампов XIX в. и несовпадение с этнографической практикой.

Роман Витальевич Шиженский, к.и.н, доцент, заведующий лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени И. Канта (Калининград, Россия) прочитал доклад на тему «Современное российское язычество: новое в новом». Он подчеркнул наличие своеобразной «пролификации» в современном язычестве, предполагающей появление новых языческих идей, основанных на ранее разработанных десятилетия назад. В таком развитии докладчик отметил наличие в некоторых неоязыческих объединениях специфических представлений о жизни и смерти, сильно различающихся с традиционным мировоззрением. Развитие языческих взглядов он продемонстрировал на примерах интервью, собранных группой исследователей за два десятилетия и опубликованных в только что изданном сборнике, вышедшем под его редакцией «Российское язычество XXI века: интервью без масок» (Калининград, БФУ, 2021).

Доктор теологии, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского (г. Минск, Беларусь) Владимир Александрович Мартинович в докладе «Неоязычество в диахронической перспективе» предложил неординарный взгляд на обсуждаемый феномен. По его мнению, неоязычество не является лишь продуктом современности, ибо его следы можно обнаружить и в древних языческих системах как пример естественного появления новых языческих сект и идей.

Светлана Геннадиевна Карасёва, к.ф.н., доцент кафедры философии культуры БГУ (г. Минск, Беларусь) в докладе «Инфернальная образность в публичном пространстве: опасность или страхи?» рассказала об экспертизе на наличие нарушения законодательства в экстерьере знаменитого «Дома с чертями» в белорусской деревне Ратомка. «Готический» стиль дома, обилие черепов и скульптур демонических существ, по мнению соседей, свидетельствовали о сатанизме или неоязычестве владельца. Однако религиоведческая экспертиза таковых не обнаружила.

Выпускник аспирантуры РХГА, петербургский исследователь Олег Владиславович Кутарев в докладе «Неоязыческие тексты: проблема фальсификации исторических источников» объяснил причины незнания и непонимания истории. Незнание источниковой базы и неумение использовать научные исследования для её объяснения приводят к искажению и примитивизации исторического прошлого в представлениях неоязычников. Для восполнения исторических лакун Олег Кутарев провёл онлайн презентацию изданной под его редакцией девятисотстраничной книги «Жизнеописание Оттона Бамбергского в церковных сочинениях и преданиях» (перевод с латинского, исследования и комментарии А.С. Досаева и О.В. Кутарева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2021).

Среди очных участников круглого стола были проректор Института теологии БГУ С.И. Шатравский (Минск, Беларусь), преподаватели Мининского университета М.Ю. Шляхов, Е.С. Суровегина и Ю.А. Волкова (Нижний Новгород, Россия), задававшие вопросы семи докладчикам вместе с другими слушателями.

Докладчики согласились в будущем продолжить общение в онлайн формате, предложив немного изменить формат круглых столов, на которых более продуктивным был бы один большой доклад исследователя, небольшие дополнения и комментарии содокладчика и более длительная дискуссия со слушателями. Участники отметили необходимость изучения неоязычества не только в контексте экстремистских проявлений, но и как одного из современных культурных феноменов. При этом маргинальные личности, попадающие в неоязыческую среду, могут выступать конфликтогенным фактором, формирующим негативное отношение ко всему феномену.

По результатам работы экспертно-аналитического круглого стола были сформулированы следующие выводы и рекомендации:

- неоязычество, как разноплановое явление, не может быть охарактеризовано единым феноменом, возникающие в его среде радикальные проявления нельзя соотносить со всеми язычниками;

- терминологически удобно разделять современное язычество, транслирующее традиционные этнокультурные нормы и мировоззрение, от нового язычества, конструирующие таковые на основе современной культуры, а также негативное понятие «неоязычество», выступающее антагонистом христианства;

- очередные новые идеи, прорастающие в уже сложившемся за четверть века новом язычестве, могут нести радикальный характер и требуют более внимательного изучения;

- незнание многими неоязычниками истории и этнографии, культуры своего народа приводит к маргинальной подмене культурного кода, системы ценностей и понятий;

- прерванность «языческой» традиции православным и советским периодом привела к конструированию неоязыческой обрядности на основе советских культмассовых разработок;

- для преодоления такой ситуации требуется издание исторических источников, материалов по истории народной культуры и этнографии, в доступной форме раскрывающих традиционные ценности народов России и Беларуси.

Круглый стол собрал 20 участников встречи в Минске – студентов и 7 исследователей из четырёх городов и семи вузов России и Беларуси.

fc0uhen97045kmbvff lnatw3ph orwfq

Поиск

Журнал Родноверие