В Липецком историко–культурном музее проходит выставка CHERCHEZ LA FEMME (Шерше ля фам), участвуют в которой четверо художников. В их числе молодой автор Андрей Каратеев. Эта выставка для него дебютная. Он вынес на суд зрителя мини-скульптуры, в основном, из природных материалов.

Арт-объекты Андреем Каратеевым создавались под влиянием мифов, легенд, русских сказок. Автор считает, что устное народное творчество наполнено глубинными смыслами, которые не лежат на поверхности сюжета. В скульптурах нет прямого узнавания известных сказок. «Нежить», «Шапка Мономаха», «Заветное шитье», «Престол» — эти работы пробуждают в зрителе фантазию, дают возможность поиграть чувствами и ассоциациями. Серия из десяти скульптур создавалась год. Материалы не случайны. Например, латунь и олово — самые распространенные металлы в Древней Руси и часто встречаются на страницах сказок. Художник использует их практически в каждой работе.

— Эти металлы можно применять в разных композициях. Они хорошо сочетаются с другими материалами: деревом, глиной. Например, в работе «Шапка Мономаха» латунь я соединил с текстилем и мехом. В скульптуре «Нежить» она хорошо монтируется с рогами лося. Каждый арт-объект — это своя «сказка», в которой нет логического конца, — говорит художник Андрей Каратеев.

Про работу «Зазеркалье» зритель может сказать: «Ничего особенного». Деревянное голубое зеркало, на рукоятке которого изображена рыба — древнейший символ Христа. По краю зеркала — оловянные вкрапления. Но мы не можем увидеть свое отражение. На месте стекла — красные штрихи и черная рожица. Словно автор говорит нам, что взгляд внутрь себя важнее внешнего. И надо чаще замечать свои негативные стороны, чтобы избавляться от них. А красота души — это то, к чему мы стремимся. У художника нет подсказки в виде описания работ. Для него важно, чтобы зритель сам искал спрятанные в них смыслы.

— Самое интересное, когда у людей возникают разные ассоциации. Зрители, всматриваясь в арт-объекты, взаимодействуют друг с другом. Язык ограничен, я старюсь своим творчеством объединить людей. А это, считаю, важная задача художника, — говорит Андрей Каратеев.

О сказках и мифах автор рассказывает современным спо­собом. Ему важно пробиться через цифровое сознание зрителей и предложить свою версию устного народного творчества. Помочь человеку почувствовать, что есть два полюса — добро и зло, и мы должны этот баланс поддерживать. И все вместе стараться, чтобы добро все-таки перевешивало темные силы.

Разгадать Колобка

Каратеев говорит, что постоянно живет в поиске идей. Часто гуляет в лесу, чтобы лучше понять, что чувствовали славяне, когда сближались с природой. Там он находит коряги, древесные грибы, бересту, которые потом становятся необычными скульптурами и ключиком к пониманию себя в этом мире.

— У меня возникла серия работ «Берестяные грамоты». На березовой коре я напишу послания на древнем языке. Это тема у меня сейчас в разработке. Чтобы говорить своими скульптурами о старинных сказках и легендах, изучаю огромный пласт литературы: философской, религиозной, исторической. Я считаю, творческий человек может называть себя художником, если будет оригинальным и сможет подарить людям что-то новое в искусстве, а для этого нужно многому учиться, — размышляет собеседник.

17
"Шапка Мономаха". Дерево, мех, рога, сальная проволока

Как-то Андрею Каратееву попалась книга Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки»». Автор разбирает произведения предков и выявляет их общую структуру. Размышляет над темой, какие тайные послания скрыты в сказках и ритуальных обрядах. Благодаря этой книге молодой художник открыл для себя заново образ Колобка, история которого знакома нам с детства. Оказывается, его путешествие наполнено сакральными смыслами.

— В основе этой сказки лежит мысль о зарождении новой жизни. Слеплен Колобок из глины или теста. Когда герой уходит от бабушки и дедушки — это настоящий обряд инициации — перехода на новую ступень развития. Колобок преодолел препятствия и стал сильнее. У меня есть скульптура, в которой героем выступает Колобок, но я не напрямую говорю о нем. Зрителю нужно пройти определенный внутренний квест, прежде чем появится разгадка, — поясняет Андрей.

Заветное шитье

Идеи для своих скульптур автор может вынашивать подолгу. Он может увидеть на мусорке потрепанный жизнью табурет и сделать его основой следующей творческой работы. Обыграв предмет мебели латунью и оловом, он превращает его в сказочный «Престол». Скульптура может родиться за один вечер. Художник скручивает что-то из современных материалов, где-то прибивает гвоздями. А часто к своим арт-объектам Андрей не прикасается месяцами. А потом вдруг увидит, в чем их «крепость» (суть), и сделает за несколько часов.

— Я работаю, как правило, без особого вдохновения, рационально подхожу к делу. Сначала скульптуры описываю. Потом делаю эскиз и просто работаю над ней, пока не понимаю, что она получилась. А иной раз иду от предложенного материала. Недавно мне подарили рога лося, и они здорово вписываются в новые изделия, — говорит художник.

18
"Нежить". Дерево, рога, латунь.

У Каратеева есть работа «Заветное шитье». Это вышитая гладью баба в кокошнике, чей головной убор украшен жемчугом. На ее создание ушла нитка бус, пожертвованная бабушкой. Этот образ возник после прочтения статьи о том, что в некоторых регионах бытовал такой обряд. Женщины вышивали на чистом полотне свои недуги. Части тела, которые болят: руки, ноги, сердце. А потом относили свои вышивки в церковь. Считалось, что сила молитвы поможет, исцелит страждущего. Отсюда и возник у художника образ женщины из нитей.

Художнику 24 года. Он родился в Липецке, но последние пять лет живет в Воронеже. Символично, что его первая выставка проходит в родном городе. Андрей пытался получить высшее образование, но с учебой у него не сложилось. Поддался ощущению свободы и желанию заниматься творчеством.

— Моя школа — это мастерская воронежского художника Ивана Горшкова. Его работы выставляются в Третьяковской галерее. Я несколько лет ассистирую ему в мастерской, и когда погрузился в этот мир, захотел стать его частью: много сваривал скульптур, делал коллажи, познавал искусство, — рассказывает о себе собеседник.

И в какой-то момент Андрею Каратееву захотелось стать самостоятельным автором. Он считает, что уже внутренне готов сказать свое, не похожее ни на чье слово.

19
"Престол". Дерево, латунь, чернение

Поиск

Журнал Родноверие