С 6 октября в кинотеатрах страны стартовал показ фильма «Сердце Пармы» по роману пермского писателя Алексея Иванова. На местах съёмок фильма и на этнофестивале «Зов Пармы», организатором которого был автор романа, побывал наш внештатный корреспондент Сергей Назаренко.
Столица Перми Великой
Три
С творчеством Алексея Иванова многие уже знакомы – его перу принадлежит множество разножанровых произведений: от исторической хроники «Хребет России» до нашумевшего экранизированного романа «Географ глобус пропил», который с
Полное название романа Алексея Иванова звучит так:
«Зов Пармы, или Чердынь – княгиня гор»
Вот именно поэтому, немного отдохнув после дороги, я отправился в небольшой городок на севере Пермского края, который до 1613 года был столицей Перми Великой. Первое упоминание о городе Чердыни в летописях относится к 1451 году. Проще говоря, почти за четыреста лет до возникновения моей станицы Чердынь уже была столицей Северного Прикамья. Сегодня в городе проживают в три раза меньше жителей, чем в Новоминской, – чуть больше четырёх тысяч горожан. Возведённая на семи холмах, как Москва и Рим, Чердынь привлекает туристов старинными купеческими домами, торговыми лавками с местными сувенирами.
Заходим в магазин с тёплым названием «Хлебушко». Хлеб и всевозможную выпечку изготавливают здесь же неподалёку, в бывшей монастырской пекарне. Берём чердынские шанежки с картофелем и местный, как написано на этикетке, «овсяной квас доктора Щинова». Всё оказывается удивительно вкусным! Присаживаемся на улице за столом, и к нам тут же прилетают наглые вороватые галки, готовые брать еду прямо с руки!
На семи холмах
Чердынь стоит на семи холмах, которые вытянуты вдоль реки Колвы, каждый холм имеет своё название: Таёжный, Вятский, Троицкий, Вознесенский, Богоявленский, Монастырский, Всесвятский. Мы идём к реке и уже издали видим высокие сторожевые башни, срубленные из огромных стволов, здание деревянного храма.
Лучшие панорамы открываются с вершин холмов: судоходная некогда Колва, убегающая змейкой за горизонт, бескрайняя тайга с борами, светлыми от беломшанника, изумительной красоты северные пейзажи. На этих холмах была отснята часть фильма «Сердце Пармы», потому что именно о Чердыни и её окрестностях идёт повествование в фильме. Отсюда видна вершина Полюд-камня, за которым заканчиваются все дороги, начинаются бескрайние леса и болота. Остальная часть декораций была построена неподалёку от Губахи, поближе к крупным городам.
На Троицком холме несколько лет назад реконструировали две сторожевые башни бывшего кремля. А каменная церковь местного Иоанно-Богословского монастыря, построенная в 1718 году шведами, пленёнными во время Полтавской битвы, до сих пор сохранилась в первозданном виде. Мало того, зайдя в храм, мы стали свидетелями венчания, которое проходило очень красиво: жених и невеста были в русских костюмах с ручной вышивкой, что было завораживающе красиво!
Историческая основа
Некоторые свидетели съёмок фильма уже сейчас называют его новой «Игрой престолов». Значительная часть фильма построена на подлинной истории Камской Чуди. Чердынский кремль выдержал одиннадцать нападений сибирских, татарских и вогульских полчищ, но ни разу не был взят! Многие герои фильма имеют своих подлинных исторических героев, живших в тех краях в середине пятнадцатого и последующих веков. Одним из актёров, принимавших участие в съёмках этого фильма, был Сергей Пускепалис, сыгравший роль воеводы. К большому сожалению, этот замечательный актёр погиб, перегоняя автомобиль с необходимыми вещами для воинов Донбасса…
В центре города стоит часовня в память о 85 воинах, возле которой находится чугунная плита с именами всех воинов и надписью:
«Сии страдальцы побиени быша при нашествии на град Чердынь Нагайских татар в 1547 году января 6 дня в деревне Кондратьевой Слободе Чердынского уезда в 50-ти верстах от города Чердыни, вниз по течению реки Вишеры»
Но крещёные вогулы всё равно где-то в глубине души сохранили своё языческое наследие. К убиенным чердынцы обращались за молитвенной помощью. Особенно воины помогали при потерях. Если у кого-то терялась овца, крестьянин шёл в часовню и ставил воинам свечку. Когда животное находилось, крестьянин стриг с неё шерсть и часть этой шерсти нёс к часовне. У входа в неё была икона Спасителя с ягнёнком на плечах, эту шерсть как бы отдавали в дар Спасителю, помещая рядом с иконой.
Работники музея радушно меня встретили, по-детски удивились, что с далёкой Кубани кто-то интересуется жизнью Чердыни. Одна из работниц музея, Светлана Кирьянова, даже провела для нас персональную экскурсию по музею и посоветовала побывать на ежегодном этнофестивале «Зов Пармы», объяснив это тем, что среди участников очень много людей, которые принимали участие в съёмке массовых сцен в фильме. Через социальные сети Перми, Губахи, Чердыни, Березников проводили кастинг. Предпочтение отдавали нескольким типам внешности: татарской, башкирской и славянской. В фильме можно будет увидеть и вымышленный народ, живущий на реке в домах на сваях. Их внешность близка к знакомым нам эльфам: беловолосые, голубоглазые, в одежде из рыбьей кожи. Фильм должен поразить зрителя ещё и тем, что в нём приняли участие более полутора тысяч человек!
Ах, фестиваль…
Сам этнофестиваль проходил неподалёку от Чердыни, в деревне с забавным названием Серёгово. Он показался мне весьма похожим на нашу кубанскую Атамань с радушным застольем, народными песнями, хороводами, старинными играми и загадками, с демонстрацией северных народных промыслов. Но всё равно таёжный колорит проглядывал везде: и в звучании народных песен, и в весёлых хороводах, и в самом говоре местных жителей. Продавали необычные д
Как рассказали участники фестиваля, в фильме самым причудливым образом переплелись подлинная история Урала, языческие верования вогулов и п
Сергей НАЗАРЕНКО, фото автора