Даже с решением Европейского суда по правам человека на руках сломать сопротивление демократов трудно.
29 сентября вновь, уже во второй раз, литовский парламент голосовал по постановлению о предоставлении Литовской сообщества балтской веры “Рамува” статуса государственно признанной религии.
Из 72-х парламентариев, принимавших участие в этом голосовании, поддержало постановление неполная половина – 34. Категорически против во время голосования высказалось меньшинство, 19 человек (преимущественно из фракции христианских демократов).
В результате следующего за этим голосования проект постановления вернули “для совершенствования” парламентскому Комитету по правам человека, от которого постановление и выдвигалась. Иначе говоря, это не непоправимое “нет”, а такое себе “может быть”.
Напомним, волокита с предоставлением “Рамуве” статуса государственно признанной религии идет уже пять лет.
- 2017: ушел 25-летний срок легального существования “Рамувы” и община получила право претендовать на максимально доступный для нее правовой статус – “признанная государством религия” (в перечень “традиционных религий” литовский закон включает только семь определенных религий, все монотеистические).
- 2018: решение отложили под предлогом визита Папы Римского в Литву.
- 2019: голосование наконец провели, но соответствующего, предусмотренного законом статуса “Рамуве” не придали, при этом в персональных письмах к парламентариев Церковь только что адскими муками за поддержку постановления не угрожал.
- 2021: Европейский суд по правам человека признал, что, отказав “Рамуве”, Сейм Литвы нарушил ряд статей Европейской конвенции по правам человека и должна исправить ситуацию.
Следующие шаги? Будто по кругу, “Рамува” опять предполагает обратиться в Европейский суд по правам человека, теперь с жалобой на второе, словно их штампуют, необъективное и, по сути, незаконное решение. Страсбургский суд, надо думать, вновь станет на сторону “Рамувы” – а христианские демократы в Сейме снова рогом упруцца против того, чтобы “повернуть ход истории вспять” (концептивно же так мотивируют).
Так ли все безнадежно? А здесь нет безнадежности, а есть настойчивость и преемственность. Вагома уже то, что представители этно-религии “штурмуют” и “штурмуют” парламент, настойчиво стучат и стучат в дверь – в которые, кстати, столетие назад уже “проходил” Йонас Бяржанскис, который добился, чтобы его официально признали исповедником старолитовской религии. Бяржанскису, напомним, потребовалось для этого десять лет.
Более того – дают пример другим: следом за “Рамувой” законодательство недавно “штурмовали” латвийские Диетуры. В них также пока элегантно не выходит, но “вопрос” уже не исключило, а обсуждается в стенах парламента, высшего органа в демократиях. Ни в одной европейской стране, напомним, такого нет.