На выставке представлены образцы глиняных игрушек первой половины XX века из коллекций украинской народной керамики Российского этнографического музея.

20221124 130642

В народном гончарстве украинцев, на рубеже XIX–XX веков представленном без малого 700 центрами керамического производства, традиция изготовления игрушек бытовала практически повсеместно. Формовкой мелкой глиняной пластики – свистулек (свистунцов), миниатюрных моделей посуды (монетки), а также скульптуры – занимались, как правило, дети, женщины и старики, однако нередки были случаи, когда игрушка прочно занимала место в ассортименте изделий именитых мастеров. Зачастую именно работа над игрушкой наиболее выразительно проявляла индивидуальные творческие способности и художественный вкус сельского гончара.

20221124 131451

Излюбленной детской игрушкой издавна были свистунцы – глиняные фигурки, изображавшие людей (барынь, всадников), домашних, реже – диких животных, птиц и рыб. Они отличались от малой скульптуры той же тематики наличием отверстий для извлечения звука. Изготовление незатейливой, на первой взгляд, свистульки в действительности требовало от гончара уверенного владения приёмами конструирования тулова с полостью, объём которой определял характер звучания игрушки (чем меньше звуковая камера, тем выше звук), а также опыта в выборе места для звукового отверстия и пробивании его при помощи деревянной палочки. Наиболее распространённые типы свистулек – куклы-барыни, коники и баранцы, а также птицы. Обнаруживая связь с архаичной изобразительной традицией, они наряду с игровой и декоративной функциями заключали в себе отголоски благопожелательной и обережной символики.

20221124 131621

Миниатюрные изделия, в точности воспроизводящие формы и декор бытовой глиняной посуды, в украинском гончарстве известны под названием монетка. Это сложившееся в народе обозначение моделей керамической утвари подчёркивает их дешевизну, доступность для покупателя: такую игрушечную посуду можно было приобрести на базаре за мелкую монету – полкопейки или копейку. В отличие от скульптурной пластики, изготавливавшейся главным образом в технике ручной лепки, реже с использованием форм и штампов, создание монетки предполагало работу на гончарном круге, а также прохождение всех технологических этапов формовки и декоративной отделки изделия. Это определило особое значение данного жанра украинской глиняной игрушки как незаменимой школы, обеспечивавшей постепенное оттачивание навыков обращения с гончарными инструментами и способствовавшей усвоению начинающим мастером традиционных форм, локальных особенностей орнаментации керамики.

20221124 133524

Несмотря на обычное восприятие игрушки как побочного изделия гончара, нельзя недооценивать её исключительное «маркетинговое» значение.

Ещё по пути на базар в сёлах и деревнях груженую подводу гончара могла атаковать местная детвора с криками «Дiду, свистунiв нема?» – тут же начиналась бойкая продажа либо обмен на продукты, например, яйца.

20221124 133703

С целью привлечения покупателей на базаре первые ряды гончарного развала заполняли именно дрiбом (глиняной мелочью), который нередко сбывался гораздо исправнее бытовых изделий. Отсюда и внушительные объёмы производства народной глиняной игрушки: свистунцы и монетку изготавливали тысячными партиями; в одном из хозяйств на Подолье была зафиксирована практика отправки в отдалённые губернии бочек, доверху заполненных глиняными лошадками.

20221124 133754

На выставке представлены образцы глиняных игрушек первой половины XX века из коллекций украинской народной керамики Российского этнографического музея. Это основные типы свистулек, изготовленных в гончарных центрах Полтавской, Черниговской и Подольской губерний, в том числе авторские работы известного мастера Семёна Гончара из села Бубновка, приобретённые музеем в 1913 году в украинском книжном магазине в Санкт-Петербурге. Красочную палитру локальных декоративных традиций представляет монетка Полтавщины. Это неполивные и покрытые глазурью расписные изделия, среди которых выделяется миниатюрная посуда, декорированная в редко встречающейся технике затёков («под мрамор»). Не менее выразительны игрушечные образцы глиняной утвари, репрезентирующие художественное своеобразие неглазурованной расписной керамики из Адамовки на Подолье, а также наследие гуцульских гончаров, представленное работами легендарной мастерицы Павлины Цвилык.

20221124 134734

Поиск

Журнал Родноверие