На обрядовом мероприятии побывала команда магаданского проекта "Этнокнига Крайнего Северо-Востока России"

Обрядовый ительменский праздник "Нусакум: Алхалалалай" проходил 9 и 10 сентября в селе Козыревск Усть-Камчатского района на этноплощадке "Тылвачх". Команда магаданского проекта "Этнокнига Крайнего Северо-Востока России" побывала на мероприятии и воочию увидела, как проводятся настоящие ительменские обряды, сообщает ИА MagadanMedia.

Алхалалалай — осенний ительменский праздник, без которого сегодня невозможно представить культурную жизнь Камчатского края. В советское время это веселое и яркое событие было почти забыто, а возрождено только несколько десятилетий назад по инициативе одних энтузиастов.

Ительмены из ансамбля "Эльвель" решили реконструировать праздник в конце 1980-х. Им нужно было выступать на сцене, а для этого следовало узнать все об Алхалалалае. И вот они под руководством заслуженного работника культуры Бориса Жиркова проделали большую работу, распрашивая ительменских старейшин и внимательно изучая труды ученых. Со временем "Алхалалалай" из театрализованного представления национального ансамбля превратился в ежегодный праздник.

В 2023 году "Алхалалалай" проходил в разные дни в нескольких местах — в ительменском селе Ковран, в Козыревске и в пригороде Петропавловска-Камчатского. Обычно этот праздник привлекает массу зрителей, как жителей Камчатки, так и туристов. Но в этот раз обрядовое мероприятие в Козыревске получилось немноголюдным.


«Алхалалалай». Фото: Магаданская областная общественная организация работников культуры

Как рассказал старейшина и судья танцевального конкурса Леонид Сысоев, это был больше праздник "для себя", чем для публики. Но для команды "Этнокниги" такой формат праздника был скорее достоинством, чем недостатком и позволил снять "Алхалалалай" во всей его красе, не упуская ни одну деталь.

Интересный факт — ительмены в старину могли праздновать "Алхалалалай" много дней подряд, переезжая из села в село. Они отмечали окончание лета и благодарили природу за ее дары — рыбу, мясо, ягоды, съедобные коренья. Во время праздника проходило множество обрядов — люди одаривали божеств, прогоняли злых духов, общались с душами предков, инсценировали охоту на волка, а чтобы очиститься от зла, они проходили через березовые кольца.

В Козыревске к проведению обрядов подошли с особой серьезностью. По словам организатора Галины Кравченко, их постарались воссоздать максимально точно, а так как обряд — это таинство, то во время их проведения отказались от использования микрофонов, а все пояснения смысла обрядовых действий для зрителей провели перед самими ритуалами. Даже для праздничного угощения рыбу варили древним способом, не в обычном котле на огне, а опуская раскаленные камни в специальный деревянный сосуд.

Кроме обрядовой части на праздничной сцене выступили творческие коллективы из разных мест Камчатского края, а также проводили конкурсы для мужчин и женщин. Здесь же проходили мастер-классы, на которых мастерицы обучали всех желающих искусству создания традиционных оберегов-амулетов. Девушки состязались в знании ительменского языка, приготовлении традиционных камчатских блюд, выделке рыбьей кожи. Мужчины должны были показать свою силу и ловкость, стреляя из лука, кидая копье, перенося большие чаши с водой на скорость, подражая в танце различным животным.

Самой зрелищной и захватывающей частью праздника "Алхалалалай" стал танцевальный марафон, который длился восемь часов. В танце состязались пары, за которыми внимательно следило жюри.

Как писали первые исследователи Камчатки, среди остальных народов Севера, ительмены отличались неукротимым жизнелюбием и лёгким нравом, и "Алхалалалай" в Козыревске подтвердил оптимизм древнего камчатского народа и его умение радоваться жизни. Видеоматериалы об этом ярком празднике будут появляться на сайте проекта "Этнокнига Крайнего Северо-Востока России" — ethnobook.ru

Кроме видеосъемки команда продолжила запись живой речи на языках коренных народов Севера. В этот раз удалось зафиксировать особенный диалект береговых коряков — алюторский, который многие лингвисты считают самостоятельным языком.

На Камчатке удалось собрать очень хороший материал, узнать много нового, а также взять интервью у интересных личностей. Среди них: руководитель ительменского ансамбля "Алгу" Леонид Сысоев, собиратель и исследователь корякского фольклора Мария Беляева, многолетний организатор праздника "Алхалалалай" Галина Кравченко, этноблогер Карина Козуб и многие другие. Скоро эти интервью можно будет увидеть на сайте проекта.

Хотелось бы отметить, что составе группы работала профессиональный этнограф Людмила Хаховская, которая собирала материал для новых научных исследований.

Экспедиция на Камчатку, как и сам проект "Этнокнига Крайнего Северо-Востока России", стали возможным благодаря гранту Российского фонда культуры в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура".

[видео]

Поиск

Журнал Родноверие