Побывав за пятьсот с лишним лет до рождества Христова в диких Причерноморских степях, древнегреческий историк Геродот отыскал в них отнюдь не дикую страну, названную им Скифией (страна основной своей частью находилась на территории современной Украины). Геродот заметил, что она «представляет собой богатую травой и хорошо орошаемую равнину». И что протекает по этой равнине «почти столько же рек, сколько каналов в Египте». И уточнил: к самым известным и судоходным относятся Истр, Тирас, Гипанис, Борисфен, Пантикап, Гипакирис, Герр и Танаис…

За минувшие с тех пор две с половиной тысячи лет было предпринято множество попыток идентифицировать, наложить, образно говоря, на местность гидрогеографию Скифии по Геродоту. 

Согласно предположению академика Бориса Рыбакова, три из восьми описанных Геродотом рек - это реки сегодняшней Запорожской области: Днепр (Борисфен), Конка (Гипакирис) и Молочная (Герр). 

Попытаемся собрать воедино все сведения о главном «лошадином» объекте нашего региона, описанном стариком Геродотом - о реке Конке и обо всем, что с ней связано 

Конская река 

Берущая свой неспешный разбег неподалеку от Бельмак-могилы - высочайшей вершины Запорожской области - река Конка через полтораста километров впадает в Днепр, становясь его левым притоком. С некоторых пор местом ее впадения является рукотворное Каховское море.

Когда-то по Конке запорожские казаки могли к казакам донским попасть: поднявшись до Бельмак-могилы, они перетаскивали свои легкие лодки до Берды и спускались по ней в Азовское море. Это был самый короткий путь на Дон из Запорожья. 

Гетман Петр Сагайдачный укрылся как-то на Конке от турецкой эскадры. Дальние военные походы по морю гетман организовывал не единожды. В ходе одного из них казаки высадились в крымской Кафе (ныне Феодосия), где имелся крупнейший невольничий рынок. В основном здесь продавали в рабство христиан, захваченных в плен турками и татарами. Казаки Сагайдачного освободили из рабства тысячи невольников.

Но продолжим рассказ о Конке, которая в верховьях своих состоит из двух рек - Сухой и Мокрой. Уточнение о как бы раздираемой надвое реке - о реке, которая словно бы входит в раздор сама с собой, нам понадобится в скором будущем.

Еще Конку с далекой древности называли просто Конской рекой или Конской водой. Конкретнее об этом - почему такое имя странное у реки появилось, мы тоже поговорим.

Слобода

Неподалеку от места впадения Конской воды в Днепр можно отыскать село Григорьевку. Основанное в 1773 г. запорожскими казаками, осевшими на земле после разгона Сечи, оно стало называться «государевой слободой Конской» (или Консководовкой).

Затем Консководовка вместе с жителями была отдана в ранговую дачу князю Григорию Потемкину, который в свою очередь переотдал слободу (с землей и людьми) своей племяннице графине Екатерине Скавронской, в молодости служившей фрейлиной императрицы Екатерины Второй. В честь выдающегося дяди графиня впоследствии переименовала слободу в Григорьевку.

На месте зимовника, где в Конку впадает ее правый приток, в 1770 г. стали селиться строители Никитинской крепости Днепровской военной оборонительной линии. По названию притока стала называться и их военная слобода. Ну а название у притока - Жеребец. В 1798 г. слободу преобразовали в село, и с той поры Жеребцом именовалось оно аж до 1939 г. Ныне это село Кирово Ореховского района.

Еще одну слободу на Конской воде, в месте слияния Сухой Конки с Мокрой, в 1770 г. основали строители еще одной крепости Днепровской оборонительной линии - Кирилловской. Учитывая необычность расположения слободы, ее стали называть Конскими Раздорами - Конки тут как раз расходятся-раздираются. Сейчас это село Пологовского района.

Между прочим, согласно легенде, в Раздоры однажды заглядывал Александр Пушкин - 28 мая 1820 г., во время поездки в Крым. Встреча поэта с раздорненцами состоялась возле бюста императрице Екатерине Второй (разрушен в Гражданскую войну), где слободчане вручили гостю огромный букет цветов. 

Последнее поселение на Конской воде (с исторической точки зрения – первое) относится к эпохе Золотой Орды. Находилось оно в пределах сегодняшних ореховских сел Кирово и Юрковка. В исторической литературе поселение известно под названием «золотоордынское городище Конские Воды». Не исключено, что в городке над Конскими водами бывал хан Мамай, войско которого разбили на Куликовом поле. 

«Золотые» легенды 

Их множество. И большинство их связано с золотым конем в натуральную величину, затопленным где-то в реке. 

Самая трагическая гласит о том, что живший где-то на берегу Конки турецкий хан решил однажды все свое золото, добытое в разбоях и грабежах, переплавить в коня. С ним он и отправился на корабле по Конке в Турцию. Казаки-запорожцы устроили засаду и атаковали ханский корабль. И тому ничего не оставалось, как верхом на коне прыгнуть в Конку. 

А вот самая необычная. Не турецкий хан золотого коня в Конке утопил, а запорожцы. Это был их конь. И укрыли казаки его в буквальном смысле под Конкой: сделав запруду, отвели в сторону Конские воды, зарыли надежно золотого коня, а затем снова вернулись реку в ее привычное русло;

Самая же патриотическая связана с доблестным батькой Махно. Это будто бы его повстанцы золотого коня утаили, утопив в водах Конки. 

По некоторым предположениям, именно легенда о золотом коне и стала первопричиной появления названия «река Конка».

Конь-гора 

Километрах в пяти от Григорьевки, о которой уже шла речь, находится небольшая гора с плоской вершиной. Это ландшафтно-геологический памятник природы, представляющий собой реликтовый останец (изолированный массив) третичного периода, сложенный известняком. На картах сей природно-заповедный объект Запорожской области на берегу реки Конки помечен как «Урочище Савур-могила».

Пусть читателя не смущает слово могила: к кладбищу Савур-гора никакого отношения не имеет. Народ наш все степные возвышенности (включая курганы и Бог-гору под Мелитополем) обзывает могилами почему-то: Бельмак-могила, Каменная могила (та самая Бог-гора, как ее почтительно величали наши далекие предки) и т. д.

Название Савур (Саур) происходит от тюркского слова «сауыр», которое в точном переводе обозначает «круп коня». Человеку с фантазией, мыслящему образами, в самом деле несложно разглядеть в очертаниях Савур-могилы исполинского коня, опустившего голову вниз - пьющего, скажем, воду из реки. Причем в древности, когда особо не с чем было сравнивать, это сходство, можно предположить, было более очевидным.

Исходя из того, что конь у народов, населявших наши земли со времен Геродота (от скифов до славян), считался священным животным, можно предположить: Савур-гора - Конь-гора, по сути, с предавней давности тоже была священной. Может быть, даже сам могучий бог Сварог был как-то с ней связан. Уж очень созвучно его имя названию горы.

А теперь вопрос: как следует назвать реку возле такой горы, чтобы по названию можно было точно установить ее принадлежность к данному конкретному объекту? Да Конской же, конечно! Или Конскими водами.

Итак, можно сделать вывод, что не Конка с ее легендарным золотым конем была первоосновой всех лошадиных названий теперешней Запорожской области, а скромная гора за околицей нынешнего села Григорьевка…

Глина вместо клада 

Однажды супруга Вячеслава Молотова Полина Жемчужина пересказала мужу легенду о золотом коне, услышанную ею на родине (Полина была родом из Полог). Заинтересовавшись, Молотов пересказал легенду Сталину, и тот распорядился провести в Пологах разведку.

Поисковый отряд исследовал дно Конки-реки, но золотого коня так и не нашел. Зато обнаружил запасы каолинов и огнестойкой глины. Сталин приказал организовать разработки.

Это и определило будущее города Пологи. Сегодня здесь ведущие промышленные предприятия города - горнодобывающая компания «Минерал», завод «Коагулянт», «Днепрокерамика».

Использованы материала интернет-сайта zurnalist.io.ua

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 14.11.2009

[видео]

Василий Бутров - Традиционная культура

Лекция и практика школы "Русская Традиция" от 11.04.2010

[видео]

Велеслав - Духовное самопознание. Беседа третья

Поиск

Журнал Родноверие