79-летняя жительница деревни Фадеево Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа Пермского края Шипицына Серафима Самсоновна переживает, что лет через десять от ремесла ткать коми-пермяцкие пояса не останется и следа. Вместе со старожилами в округе потихоньку могут умереть и традиционные ремесла коми-пермяков. Потому что нынешней молодежи такое занятие неинтересно. Серафима Самсоновна вспоминает, что лет 50 назад ткачеством занимались в каждой деревенской избе.

— Хотела внучек да снох обучить этому, но им это не интересно. Раньше приезжали из Перми, Кудымкара, я их учила ткать. Школьникам местным показывала. А года два, наверное, точно уже никого не обучала этому. Не каждый хочет, да и не каждому дается.

Бабушка Серафима с 11 лет ткет кушаки — мужские пояса и покромки — женские и детские пояса. Кушаки ткет на большом «половичном» станке, а покромки — на швейке.

Первый раз за станок ее посадила мама. Она и научила ее плести различные коми-пермяцкие узоры: перна (нательный крест), катша кок (нога сороки). Серафима Самсоновна говорит, что испробовала более 20 узоров.


Экспонаты Коми-Пермяцкого краеведческого музея

— Последний раз кушак связала 30 метров. Но руки и ноги потом все же болели, устаю все же, когда долго сижу, — улыбается бабушка Серафима Самсоновна, показывая свои сухонькие морщинистые руки с выступающими наверх крупными и синими венами. Один стандартный двухметровый пояс она ткет два дня. Садится на деревянную швейку — прикрепленную к дощечке палку. Прибивает нить утка деревянным ножом, который ей сделал муж-старик. Привязывает смотанные нити основы к палке и выпускает нити для ткачества. Пояс, который ткет, она подтыкает к своему поясу. В итоге получается постоянное натяжение основы нитей.

— Дед-то мой — раньше поругаемся, да все хотел сломать станок. Ворчал все время. Это же время отнимает у меня. А детей трое, надо было кормить, в колхозе еще работала, скотину дома держали, — рассказывает бабушка Серафима, опоясываясь старым, изъеденным молью поясом.

Сегодня у Серафимы дома остался еще один незавершенный пояс — все остальные кушаки и пояса она распродала и раздарила. Один кушак или пояс продавала за 350-450 рублей. Сколько всего наткала кушаков и поясов — не помнит.

Видео

[видео]

Часть 1

Реконструктивная этнография

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие