Под очередную коммерческую застройку подпадает археологический памятник за спорткомплексом «Динамо».

Сож и старик
Считается, что начало нашему городу дало укрепленное поселение на территории парка Румянцевых-Паскевичей. А если точнее, то история города начиналась на мысу у прибрежной террасы и ручья Гомеюк («Лебяжий пруд»). Сейчас на этом месте за дворцом стоит беседка. Однако на территории современного города были и другие древние поселения. Мало кто знает об еще одном городище — в современном микрорайоне «Старый Аэродром».

В прошлом большая часть Гомельщины была покрыта непроходимыми лесами таежного типа. Поэтому сообщение на большие расстояния велось почти исключительно по рекам. Соответственно, и селились люди на их берегах. При этом, несколько тысячелетий назад Сож протекал по-другому, чем сейчас — мимо нынешних Поколюбичей, Прудка и Старого Аэродрома. Об этом свидетельствуют здесь овражистые склоны — остатки древнего речного берега. В этих местах в Сож впадали и ручьи, вытекавшие из родников или небольших озер ледникового происхождения. Они вместе с паводками прорезали в прибрежной террасе множество оврагов.
Именно на мысу между правым берегом реки Сож и таким оврагом и было основано одно из первых укрепленных поселений на территории Гомеля. Место было удобное и своей естественной защищенностью, и тем, что рядом били чистые родники.

Геродот и белорусские ужи
Это произошло очень давно, примерно в середине I тысячелетия до нашей эры. Возможно, в те времена, когда Рим еще был маленькой деревушкой на холмах у реки Тибр, а Афины — приморским городком рыбаков и торговцев. Тогда же на этом месте на берегу Сожа поселились первые люди. Для защиты своих жилищ они решили использовать два крутых овражистых склона. А с третьей стороны выкопали глубокий ров и насыпали земляной вал. Вероятно, он был усилен частоколом из остро заточенных дубовых бревен. В таком укрепленном городке можно было отбиться и от своих ближайших соседей из других родов и племен, и пересидеть лихой набег буйных скифов. Это был самый грозный и безжалостный противник.


Карта расселения носителей милоградской культуры

Возможно, здесь жили представители милоградской археологической культуры. На каком языке они разговаривали, кем были по крови — ученые спорят до сих пор. Большинство относит их к балтским племенам, но есть версия — это уже были праславяне.

Первый историк Геродот знал их как «невров», поклонявшихся змеям. Еще эллин Геродот считал невров колдунами. На несколько дней в году они могли превращаться в волков. Отсюда и более поздние славянские мифы об оборотнях, и полоцкий князь Всеслав Чародей, обращавшийся в волка. Может быть, и на этом городище на мысу за нынешним манежем «Динамо» справляли тогда волчий культ и главный местный жрец плясал у костра в надетой на голову шкуре серого хищника с клыками? Или кормил молоком ритуальных ужей? Это может вызвать улыбку, но не так давно местные жители видели тут огромного ужа. Пресмыкающееся более метра длиной и в руку человека толщиной бесшумно скрылось в темноте в ливневую канализацию под склоном оврага. В белорусском народном фольклоре таких исполинов называли «Царь-Вуж».


Вужыны цар. Валерый Славук

Но вернемся в прошлое. Пока милоградцы ждали скифов с юга, с запада сюда хлынули другие племена — «зарубинцы». Примерно около III века до нашей эры пришельцы прочно обосновались в наших местах. И, опять таки, об этнической принадлежности зарубинецкой культуры нет единого мнения. Многие исследователи считают их германским племенем бастарнов, другие говорят о возможной полиэтничности, либо прямо относят их к ближайшим предкам славян.


Повседневная одежда мужчин Зарубинецкой культуры

Но и с приходом зарубинецких племен жизнь на нашем городище не была уничтожена. Археологи находят здесь отдельные предметы эпохи Древней Руси XI-XIII века.
Но затем Сож стал менять свое русло. В этом месте он давно уже образовывал излучину, которая под влиянием размыва берега, отложений намытого грунта и центробежного смещения водотока становилась все круче. Пока вода не пробила перешеек, выпрямив русло примерно в районе нынешней Старой Волотовы. Между Сожем и его старым руслом — «стариком», образовалось большое пойменное болото, названное впоследствии Бурым. Озеро «Бобриха», сохранившееся внизу у подножия городища — вероятно, остаток старого русла Сожа.

После того, как ушла река, замерла и жизнь на древнем поселении.

Археологическая разведка и шпионаж
Древнее городище между Гомелем и деревней Прудок было зафиксировано в 1910 году Евдокимом Романовым. Но во времена Российской империи систематизированные археологические раскопки на Гомельщине не проводились, отдельные изыскания были делом одиночек-энтузиастов. В 1920-1930-х годах в Беларуси начала проводиться масштабная археологическая работа силами уже созданной Академии наук.

В 1936 году заведующий секцией археологии Института истории АН БССР Александр Лявданский и Александр Коваленя проводили широкую археологическую разведку в Посожье. В числе прочего, ими было обследовано и гомельское городище «Прудок». Был выявлен культурный слой около полуметра толщиной, остатки рвов и валов, обнаружены фрагменты керамики. Датировано оно было раним железным веком.

Александр Лявданский — один из пионеров белорусской археологии. Из крестьян Минской губернии, в детстве был «дыректарам» — учил грамоте других детей. Несмотря на искалеченную руку, добровольцем пошел на фронт Первой мировой войны. После революции — раскапывает знаменитые Гнездовские курганы, открывает культуру «штриховой керамики». Однажды в экспедиции, когда закончились продукты, доцент Лявданский продал свои часы — чтобы накормить коллег.


Александр Лявданский

Результаты раскопок Лявданского и Ковалени в Посожье не были опубликованы, но дневники работ сохранился в архивах. Публикации помешал арест археологов в 1937 году. По некоторым данным, именно работы на городище «Прудок» сыграли в их деле роковую роль. Раскопки они вели на территории военного аэродрома. И впоследствии арестованных по ложному доносу археологов следователи НКВД обвинят в «шпионаже на польскую разведку». Лявданский и Коваленя были расстреляны в Минске в августе 1937 года по сфальсифицированному обвинению.

Отдельные результаты их исследований в 1974 году опубликовал заведующий сектора археологии в АН БССР Леонид Поболь в своей книге «Славянские древности Белоруссии». В ней было размещено краткое описание и план городища «Прудок».

В 1980 году городище исследовал гомельский археолог Олег Макушников, ныне — доктор исторических наук. Вновь была найдена лепная и гончарная керамика. Все находки были переданы в Гомельский областной краеведческий музей.

Олег Анатольевич сообщил нам следующее:

— Городище «Прудок» было распахано еще до революции. Затем здесь прокладывали канализацию и самовольно ставили гаражи, в результате чего памятнику был нанесен сильный ущерб. Принадлежность к археологическим культурам определить пока сложно, но здесь могли проживать и милоградцы, и зарубинцы. Нами также были обнаружены единичные образцы керамики периода Киевской Руси.


Олег Анатольевич Макушников

Однако, несмотря на повреждения городища в прошлом, тут сохранились остатки рвов. По словам доктора исторических наук Олега Макушникова, рвы достаточно глубокие, и здесь мог скопиться приличный культурный слой.

— Правильно было бы поставить этот участок под археологическое наблюдение. И законсервировать до лучших времен, когда можно будет провести полноценные раскопки.

Строительство без согласования
Сегодня на заболоченном участке вокруг озера «Бобриха» предполагается коммерческая застройка, под нее подпадает и территория за манежем «Динамо». На планировочной схеме она отводится под некие спортивные объекты, какие именно — не конкретизируется. В результате уплотнения будет уничтожен не только зеленый массив, сопоставимый по площади с парком Румянцевых-Паскевичей, но могут исчезнуть и еще сохранившиеся ценные исторические артефакты.

Во время общественных слушаний активисты неоднократно указывали на наличие на этом месте древнего городища. В ответ проектировщики заявляли — никакого археологического памятника тут нет, и все согласования ими получены. Сведения о городище «Прудок» опубликованы в уже упомянутой книге Леонида Поболя о белорусских древностях. Статья о городище «Прудок» имеется в энциклопедическом справочнике «Гомель» 1991 года издания. Но в списке памятников истории и культуры на сайте Минкульта этого городища — нет.

Как нам удалось выяснилось, в свое время городище «Прудок» в силу неизвестных причин не было подано для включения в этот список. В отличие от памятников в парке Румянцевых-Паскевичей или Шведской горки. Сейчас же процедура получения такого рода охранного статуса очень непростая. Вот и получается запутанная ситуация — в реальности археологический памятник есть, а на бумаге — нет.

Тогда представители Белорусской партии «Зеленые» официально направили обращение в Институт истории Академии наук РБ. На днях активисты получили ответ, в котором сказано следующее: «В ответ на Ваше обращение от 10.06.2019 года с просьбой уточнить информацию, поступали ли в Институт истории обращения для согласования планировочной концепции "Строительство в районе ул. Юбилейной г. Гомеля" сообщаем, что подобных писем в Институт истории в 2017-2019 годах не поступало».

Таким образом, удалось все же выяснить: на сегодня проект уплотнительной застройки не получил все необходимые согласования. Как сообщается также в ответе, Институтом истории направлено письмо в Гомельский горисполком с просьбой разъяснить ситуацию и предоставить в Академию наук для рассмотрения и согласования всю необходимую документацию.

Представители гражданского общества надеются, что археологический памятник все же будет спасен от разрушения.

В альтернативном проекте, который в настоящее время обсуждается активистами и местными жителями, можно предусмотреть наряду с ландшафтным парком живой природы вокруг озер «Бобриха» и создание этнографически-археологической площадки под открытым небом. На мысу за спорткомплексом «Динамо» можно устроить отрытую археологическую экспозицию-раскоп, сделать реконструкцию укреплений древнего городища. Здесь же или внизу поставить подпадающие под снос уникальные деревянные усадьбы Гомеля и разместить в них собранные добровольцами предметы этнографии и нашей старины.


Музей под открытым небом с реконструкцией поселения железного века в Восточной Богемии

Поиск

Журнал Родноверие