В этом году фестиваль получил статус межрегионального, потому что на Ставрополье прибыли музыканты не только из разных уголков края, но и из соседних Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.

Просто и увлекательно

«Каждый год к нам приезжает всё больше исполнителей, — рассказывает Сергей Демченко, руководитель домов культуры с. Сенгилеевского, начальник штаба хуторского казачьего общества. – В этом году мы учли пожелания многочисленных инструменталистов и включили в программу только их выступления. А чтобы придать фестивалю особую задушевность и непринуждённость, провели концерт не на сцене, а в парке».

По словам Демченко, игрой на народных музыкальных инструментах в последние годы живо интересуется подрастающее поколение:

«Только в одном нашем селе – два детских фольклорных ансамбля: при Доме культуры и коррекционном интернате. Дети с удовольствием учатся играть на баяне, балалайке, ложках, треугольнике и других инструментах. Я думаю, этот интерес можно объяснить тем, что казачат сейчас стараются воспитывать в духе традиций. Мы вносим свой скромный вклад, приобщая детей к казачьей музыкальной культуре, разучиваем с ними народные песни».

«Ко мне стали часто обращаться дети друзей, — говорит Иван Попов, музыкант из станицы Новотроицкой. – Просят научить играть на гармошке».

Иван Иванович этот народный инструмент освоил самостоятельно. Говорит, что ничего сложного в игре на гармони нет. Главное – чтобы музыкальный слух был. Кстати, Попов не только залихватски исполняет на гармошке любимые казачьи песни, но и ремонтирует баяны и гармони. Их ему везут со всего края!

Возрождают традиции

В Ставрополе игра на гуслях с некоторых пор экзотикой не является. Причём ставропольские Садко сами мастерят себе инструменты.

«Я – фольклорист, интересуюсь всем, что связано с народным творчеством, — рассказывает Владимир Гуськов, руководитель фольклорного ансамбля «Лествица» (Ставрополь). – Как-то услышал игру на гуслях нашей знаменитой исполнительницы Татьяны Ильиничны Бариновой — и просто загорелся идеей научиться играть так же виртуозно. А когда увидел, что устройство у инструмента несложное, решил попробовать свои силы ещё и в этом. В итоге открыл мастерскую по изготовлению гуслей и других инструментов и создал ансамбль «Лествица». Обучил игре на гуслях уже больше десяти человек. Одна из девочек освоила их, когда ей было всего пять лет. Кстати, мы играем и на других русских инструментах».

Рожки, гудок и даже мало кому известная сегодня колёсная лира… Эти подзабытые нынче музыкальные инструменты Владимир делает своими руками.

«Колёсная лира пришла к нам из Европы,- продолжает Гуськов. – Её аналог у казаков – донской рылей».

Ещё один Садко из краевого центра – Николай Демченко. Он же – человек-оркестр. В ансамбле «Казачий пикет» играет и на обычной гармошке, и на гуслях, которые мастерит сам, и на елецкой рояльной гармони. Последний инструмент – особенный. Массово его не выпускают, изготавливают поштучно.

А вот сделать гусли – по силам многим, уверен мастер.

«Главное – иметь под рукой инструменты и древесину, — рассказывает Николай Александрович. – А струны можно использовать балалаечные».

Поиск

Журнал Родноверие