«Сегодня» познакомилась с приверженцами экзотической для современной Украины религии — язычества. Их, оказывается, довольно много в Одессе: с десяток общин, которые исповедуют разные версии и направления «истинно славянской веры». Одни, как например, родноверы (самые многочисленные и старые языческие объединения города, некоторые появились еще в 1980-х годах) используют почти научный подход, восстанавливая древние обряды по археологическим и этнографическим материалам.

Другие утверждают, что традиция никогда не прерывалась, и они, мол, обладают изначальным знанием, которое получили от Перуна (Рода, Даждьбога и т.д.) и передают из поколения в поколение. У некоторых общин учение носит синкретический характер, и чисто славянские мотивы дополняются заимствованиями из восточных религий, например индуизма. Разные у язычников и политические взгляды – от миролюбивого анархизма до воинствующего национализма (украинская «РУН-віра») и даже нацизма. В общем, картина довольно пестрая…

НА ГОРЕ. На днях одна из общин — т.н. "православных староверов инглингов" — отметила важнейший свой праздник «новолетия», то есть наступление нового, 7520-го, года от «сотворения мира в звездном храме». Праздновали язычники поздно вечером в самом, пожалуй, подходящем для этого месте — на окутанной мистическим ореолом Жеваховой горе. Торжество проходило в атмосфере секретности, далеко не все приверженцы модернизированного дохристианского вероучения были готовы открыто демонстрировать свои убеждения. Но для нас сделали исключение, попросив лишь не фотографировать крупным планом отдельных членов общины.

Всего язычников было около 25 человек — женщин и мужчин разных возрастов. В укромном уголку обширного плато, с которого открывается великолепный вид сразу на поселок Котовского и центр города, они разложили два костра. У одного возносили славу богам — Перуну, Макоши, Свентовиту, Велесу и Сварогу (инглинги предпочитают не считать своих богов, говорят только, что основных у них — больше десяти), а также приносили жертвы — "дары" и "требы". Бескровные. В пламя бросали зерна, печенье, хлеб, блины, выливали сурицу — медовый напиток вроде кваса. Кстати, алкоголь, как и никотин, инглинги не признают.

«Запрета, как такового нет, но на праздник нетрезвого человека мы не пускаем», — пояснил нам руководитель общины Игорь Елин.

Второй костер предназначался для прыжков, как на Купалу, и обряда «огненной дорожки» — хождения по огню. Подобно знаменитым болгарским нестинарам, адепты учения рассыпали лопатой раскаленные уголья, после чего по очереди ступали на них босыми ногами. Никто даже не вскрикнул! «Когда искренне веришь, боли не чувствуешь. Этот обряд очень важен для очищения духа», — рассказала одна из язычниц.

Закончилось все праздничной трапезой с преломлением хлеба и прочей обязательной ритуаликой. И опять-таки — без алкоголя.

Любопытно, что слово «год» инглинги не употребляют, предпочитая более традиционное, по их мнению, «лето». Что касается конкретной даты, на который выпадает «новолетие» — 19 сентября, то именно в этот день начинался год в допетровское время (в 1699-м царь своим указом повелел вести отсчет с 1 января). Впрочем, новолетие осенью отмечают далеко не все неоязычники. Большинство закатывают празднества по случаю встречи нового года в конце зимы — начале весны (Масленица).

ТАКИЕ, КАК ВСЕ. В обычной жизни язычники ничем не выделяются. Есть среди них и врачи, и юристы, и даже университетские профессора. На работе свою веру они не афишируют. К язычеству каждый пришел по-своему, хотя в чем-то их истории похожи. Скажем, старовер-инглинг Игорь Елин был когда-то ревностным православным, но в какой-то момент разочаровался в церковных иерархах. А потом и в самом христианстве. «Стал искать духовный путь, наткнулся в интернете на лекции Асгардского духовного училища инглингов (находится в Омске, — Авт.). И сразу понял, что это мое», — вспоминает он.


Деревянный меч — атрибут праздника Купалы

Основателя одесского языческого центра «Волховарн», родновера Волхозара (в миру — Виктор Ткачев) погрузиться в мир предков заставил распад СССР. Бывший офицер советской армии, в 1991-м он покинул ряды вооруженных сил. А оставшись не у дел, ударился в религию. Изучил Библию, Коран, основы буддизма, синтоизма и индуизма, затем с головой ушел в астрологию. Изучение звезд натолкнуло Ткачева на мысль обратиться к славянским истокам. Совершенно неожиданно для семьи и друзей он отказался от крещения, вступил в общину язычников-родноверов и принял новое имя — Волхозар.

Многие язычники, кстати, преподают основы «старой веры» своим детям, но вступать в свои ряды никого не заставляют. «Мы против насилия в любой форме, в том числе духовной», — говорят они.

ШЕСТИМЕТРОВОГО ПЕРУНА УКРАЛИ И ПОДОЖГЛИ

У всех организаций одесских язычников есть одна общая проблема. Наш регион, говорят они, — чуть ли не единственный во всей Украине, где у приверженцев современного многобожия нет постоянных мест для отправления религиозных обрядов — капищ или святилищ.

«Мы несколько раз пытались добиться разрешения на создание такого комплекса, установку кумиров (идолов. — Авт.), но сталкивались с непониманием властей, — говорит родновер Любослав. — Кроме того, мы опасаемся, что создание капища вызовет агрессивную реакцию со стороны православных христиан. Мы люди мирные и не хотим конфликта, тем более, что прецеденты были».


Перун

Одно время, по словам Любослава, деревянный кумир бога Перуна, вырезанный каким-то умельцем из огромного 100-летнего карпатского дуба, стоял в парке на южной окраине Одессы. Но в начале 2000-х изваяние высотой 6 метров и весом в несколько тонн странным образом исчезло. «Его долго искали, и совсем недавно наши друзья все-таки нашли кумира в лесу под поселком Великодолинское. Он лежал в яме, наполовину обугленный, — видимо, его хотели сжечь, но не смогли, такой он массивный. Мы решили его извлечь оттуда и установить, чтобы иметь возможность восславлять Перуна, но пока разные общины думали, кому выпадет честь это сделать, Перун снова пропал. И ведь не поленился кто-то пригнать в самое сердце леса тяжелую технику, чтобы похитить кумира!» — сокрушается язычник.

Поиск

Журнал Родноверие