Многие, наверное слышали, что верный соратник и ближайший друг первого русского императора, Петра I Великого — Александр Данилович Меншиков (1673-1729), богатейший вельможа, обладатель огромного количества всевозможных высших титулов, званий и наград, занимавший высочайшие посты в Российской империи, а после смерти Петра, несколько лет, фактически руководивший всей страной, в соответствие со своей "невероятной генеалогией" — является потомком знатного ободритского рода.

Хочу предложить вам точную информацию по этому вопросу. Полученную из книги Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков, М: Наука, 1989 — 198 с. В данной работе подробно рассматривается всё, что известно о происхождение Александра Даниловича. В том числе — знаменитые легенды и шутки, а также официальные документы по генеалогии Меншикова, включая и неопубликованную, сохранившуюся в архиве, лишь в виде черновиков, рукопись. Эта информация даётся в первой главе: Пирожник в роли "потомка" ободритов, на стр. 10-11.

Касательно своего происхождения — Александр Данилович предпринял ряд шагов для обоснования его древности и знатности. В частности, обладая уже княжеским достоинством, подтверждённым как русским царём, так и австрийским императором, в 1707 году, он заручился документом, утверждённым съездом литовской шляхты и подписанным великим маршалком княжества Литовского Воловичем, директором съезда, князем Радзивиллом и ещё 46 знатными литовцами. Подписавшие удостоверяли, что они признали Александра Менжика "нашей отчизны, княжества Литовского сыном". Меншиков был объявлен литовской шляхтой, принадлежащим "к породе нашей". Хотя подробностей о конкретных предках Меншикова — кто, где и чем владел, где служил и т.д. документ не содержал.

До поры до времени, князь удовлетворился данным постановлением. Однако, позже, когда у него возникла идея породниться с царской фамилией — перед Александром Даниловичем встала необходимость показать максимальное благородство и глубокую древность своего происхождения. И тогда Меншиков попытался объявить себя потомком дворянина, ведущего свой род от самих варягов, непосредственно близких к Рюриковичам.

Павленко ссылается на то, что по сообщению (ЦГАДА, Госархив, Разряд VI, д.160, ч. 5, л. 330-336; Сын Отечества, 1848, №1 с.15-28.) в архиве сохранился черновой набросок генеалогии князя на латинском языке.

В документе, в частности, заявляется следующее:

"Некоторые, опираясь на сведения об особой знатности рода Меншиков, приходят к выводу, что предки упомянутого Андрея Меншикова (того самого благородного "пращура" А.Д.) прибыли на Русь из варяг вместе с Рюриком"

Один из представителей варяжской дружины, предок Андрея Меншикова, получил в управление область Вологды.

"Другие же, считают, что сам князь Андрей Меншик, или отец его, в XIV или в XV веках" вследствие непрекращавшихся преследований православной церкви в Литве покинул её, переселившись в Россию, где был удостоен титула русского князя.

Ещё до выхода в Русь предки Андрея Меншикова сначала в Польше, а потом в Литве, породнились с знатнейшими фамилиями. Они имели герб с изображением головы быка на золотом поле, т.е. герб ободритов, от которых произошли Рюрики.

И далее в черновике заявляется, что на основании этого:

"некоторые пришли ко вполне правдоподобному заключению, что род Меншика был связан родственными узами с королями, или князьями ободритов, откуда берёт начало род Рюрика."

Опубликовать этот вариант своей генеалогии, как и породниться с царской фамилией, Меншикову так и не довелось, однако, сам факт, что выискивая своих "древних" предков, в качестве основателей Руси-варягов, Меншиков, упоминает именно ободритов — на наш взгляд, является показательным.

Мы, естественно, не возьмёмся утверждать, что род Светлейшего князя как Российской Империи, так и Священной Римской Империи, герцога Ижорского, полного адмирала, первого русского сенатора, генералиссимуса, и т.д. и т.п. действительно, восходил к ободритским королям. Хотя, справедливости ради стоит отметить что, учитывая особенности нашей ранней средневековой истории — Меншиков и правда мог, в каком-то отдалённом поколении, иметь предка из Южной Балтики. Но, конечно, установить это доподлинно — вряд ли возможно. Однако то, что Александр Данилович, человек не очень знатного происхождения, но достигший, благодаря своим действительно большим заслугам и талантам, высших ступеней в Российском государстве, попавший на самый верх — описывая "генеалогию" своего рода, выводил его из земель ободритов — действительно интересно. Ибо это явно свидетельствует об определённых представлениях среди высшей элиты России той поры! О том, кого здесь считали своими древнейшими предками. И то, что эти представления господствовали среди высшего слоя России (а над самим Меншиковым был только Пётр I, а потом он был, фактически хозяином страны) — говорит о том, что древнейшая связь России с ободритскими землями не вызывала тогда здесь никаких сомнений!

Ох не дожил Пётр до торжества "шведской науки" Миллера с Байером и Шлёцером!

Интересно было бы посмотреть на его реакцию:

"Что?! Шведы?!!!" И на то, где бы оказались эти "учёные"

Да и сам Александр Данилович — к сожалению, не дожил, потеряв всё, во время правления недальновидного внука Петра — от не очень преданного отцу, неумного сына. Думаю, будь жив Александр Данилович в те времена, когда начинала писаться вся эта "наука" — он бы, немало этому удивился! Со всеми вытекающими последствиями.

Однако, история пошла так, как она пошла и нам остаётся лишь засвидетельствовать очередное подтверждение того, что в России до начала диктата шведской теории — были прекрасно осведомлены о своей истинной ранне-средневековой истории. Здесь существовала традиция, которая прослеживается в глубь веков. И которая, при Петре была, видимо, подтверждена и дополнена сведениями из мекленбургской традиции. Где, как мы знаем, в течение долгого времени, совершенно независимо от России, поддерживались знания о древней связи с Русью. И это прекрасно подтвердило собственные представления Руси о своих корнях на южном берегу Балтики. А контакты между Россией и Мекленбургом во времена Петра, напомним, интенсифицировались по многим направлениям — был заключён военно-политический союз против старинного, общего для Мекленбурга и России врага — Швеции. Россия даже установила над Мекленбургом на некоторое время протекторат, который продлился около года. Ну и разумеется, был заключён знаменитый брак — между Мекленбург-Шверинским герцогом Карлом Леопольдом и Екатериной Иоанновной, племянницей Петра I. И всё это, конечно, послужило толчком к взаимному интересу, и взаимному подтверждению информации об общем происхождении. Плоды чего, мы видимо, и наблюдаем в том, что один из высочайших сановников России проявил свой генеалогический интерес именно к Мекленбургу.

Поиск

Журнал Родноверие