В версии сектантской истории, написанной Бонч-Бруевичем в 1911 году, хлыстовство наследовало главным европейским ересям, богомилам и альбигойцам, а то и прямо, без посредников, гностицизму 14.

В 18 веке, по словам Бонч-Бруевича, “повсюду в России, — как-то сразу и неожиданно, — начинают открывать общины, в глубокой тайне организованные”

Русский народный космизм в жизни и верованиях христианской общины хлыстов.

В русской народной жизни во все времена ,не только христианские, органично жило чувство единения всех поколений.

Это единство пронизывают всю народную жизнь, начиная от самой Матери земли, которая была общинной и заканчивая Духовным планом бытия, который так же был общим.

Потому что предки, оставившие этот мир, не уходили бесследно, неведомо куда. Они продолжали своё существование, отделенные невидимой границей ,за которую не мог переступить материальный человек.

Этот мир был единым для живущих здесь и ушедших за край Земли, туда где садится и восходит Солнце. Этот мир был ведом чувствам наших предков, он был как воз-дух, без которого не может жить человек. Куда уходили предки не было загадкой для них.

Героев забирали Боги в свой мир, который был божественно прекрасен.

Эти языческое представление о царстве мертвых перекочевали в христианское представление о таком божественном мире предназначенном для праведников.

Но вот возникает интересный вопрос: перекочевали ли представления о неразрывной связи этих миров в христианское мировоззрение.

Если судить о почитании святых в христианской традиции, молитвенном обращении к ним, то да, перекочевали. Не только перешла традиция почитания предков, но еще и расширилась. Не надо иметь родового родства, чтобы мочь взывать к святым и пользоваться их покровительством. Связь здесь становится слабее (не такой явной как в язычестве), чем в родовом кругу, а требования к «качеству» связи возрастают.

( Большое исследование по старообрядческим сектам провел сподвижник В. Ленина, Бонч -Бруевич и выпустил , до революции, три (кажется) объемных монографии.

Вот цитата:

В версии сектантской истории, написанной Бонч-Бруевичем в 1911 году, хлыстовство наследовало главным европейским ересям, богомилам и альбигойцам, а то и прямо, без посредников, гностицизму14. В 18 веке, по словам Бонч-Бруевича, “повсюду в России, — как-то сразу и неожиданно, — начинают открывать общины, в глубокой тайне организованные”.)

Что же отличного могло появиться от традиционной православной обрядности у тех же хлыстов, идеи которых я здесь называю схожими с философскими понятиями русского Космизма?

Отличия cущественные, — не имея традиции богослужения — обряда, духовный лидер общины должен был проявлять свои дары тут же, на молитвенном кругу.

Вот тут и возникает феномен живого святого — восхищенного святым духом , из которого, как из рога изобилия льется на окружающих братьев и сестер Любовь. Это чувство не изобразить и ни с чем не спутать.

Когда молитвенный круг начинает пропускать эти токи, тогда и начинаются общинные радения.

И это есть единственный обряд у сектантов.

Радения сопровождаются духовными песнями. Настало время привести примеры их, чтобы окончательно и полно уяснить в чем отличие православного христианства от общинного.

Теперь становится более понятным куда отправляются общинники после ухода с этого плана жизни. Они уходят на Духовные планеты — различные планеты. И что самое замечательное — духовный мостик проложенный на эти планеты становится живым, так как духовная любовь продолжает связывать ушедших с живыми.

Погребальная песня

Как звезда спала с небесной лазури
Оставила последний свой путь.
От места своего, где она была
Светом блеснула — померкла она.
Жизнь наша подобна Звезде
Сходит со сцены Земли.
Светлое блеснуло, увидели все
Это последняя минута в пути.
Затем вспоминают её во слезах
Ищут не находят, где скрылась она.
Никто не отвечает, вокруг тишина,
Где же ты высокая частица моя?
Вдруг голос сердца нам отвечал,
Я во благих водворилась жить.
Все силы мои разумной души
Воплатила в духовной Любви.
Мы неразрывно с вами живем,
Кто движется светом в пути.
Одну частицу оставила в вас,
Высокое движется во свете вперед.
И снова Звезда принимает вид,
Такой же, как прежде была.
Сливается со светом вселенной в мир,
И в нем моё я снова живет.
Смерть и могила не в силах держать
Любовь мою в жизни времен,
Мы не одни, мы должны знать,
Мы вечность неделимая в ней.
Любовь воспрянула во свете своем,
Заглянула в центр Вселенной она.
Стало для неё светлее в ней все,
С ней слилась жизнь навсегда.
Из мира в мир, из тайны в тайну,
Уносится жизнь в своей красоте.
Разрешать не нужно, ты не разрешишь,
Что ожидает тебя впереди.
Но знай, что ты живая душа,
Ты человек всей красоты.
Все для тебя, не отвергай себя,
Ты не умрешь, вечно будешь жить.

Осталось только сказать, как появились на свет эти духовные песни.У общинников всегда был Водитель, или Учитель, духовную власть которого принимали все общинники. Учитель передает христианское учение согласно времени .Это и проповеди, и письма, и духовные песни.

Песни рождаются тут же на общем кругу — радении, они плоды выcокого вдохновения, религиозного экстатического напряжения всех духовных сил.

Они свидетели соединения двух миров (религио — соединение), соединения выраженного в Слове. Подобное сочинительство не является чем то новым, так сочинял свою поэму «Маснави» исламский мистик — суфий, Джеллаладин аль Руми.

Так сочинял свои духовные песни святой кришнаит Сурдас, поэт- бхакта 16-го века , песни его поются и сейчас. Всем это известно , записано и почитается священным. Те песни стали высоким духовным Космосом вайшнавов и магометан.

А вот песни духовного Учителя Ивана Павловича Е. (ушедшего из жизни в 1972 году) известны малому кругу лиц. А ведь это наш народный Космос.

Еще один стих Ивана Павловича:

Привет тебе Родина святая,
Сердце и чувства отдаем тебе.
За то, что ты нас воспитала
Любовь и ласку нам дала.
Тебя мы любим мать родную
Имя твое храним в сердцах.
Ты отчизна наша дорогая,
Ты небо Солнце, жизнь моя.
От семени твоей зачаты,
Рожденные от жизни времен.
Ты наша мать любимая, святая,
Преклоняемся мы пред тобой.
Хранила в тайне наше начало,
В тебе спали глубоким сном.
Но ты растила нас родная,
До совершенства своего.
Тобою в жизнь пробужденны,
Проснулись от природного сна.
Твой голос в нас воплощенный,
Услышали в своих сердцах.
Он усладил наши чувства,
Дал силы он нам свои.
И назвал нас человеком,
Высокой истины святой.
Ты как мать взяла в объятья
Прижимала к своей груди.
Больше всего нас возлюбила,
Уподобила своей красоте.
Высокий разум в нас вложила,
Мысль во свете живет в нем.
Наши крылья отрастила,
На них подняться нам до звезд.
Это ты нас наградила,
Любимая родная мать.
За это ты много страдала,
Стремилась нас всех воспитать.
Много еще нужно познать,
С любовью трудиться над тем,
Все о чем ты нам воспела,
В жизни поручено нам всем.
На этот путь нас благославила,
По нем пошли с тобой вперед.
Его светом озарила,
В нем наша радость и любовь.
Привет тебе Родина святая,
Сердце, чувства отдаем тебе.
За то, что ты нас воспитала,
Любовь и ласки нам дала.

Поиск

Журнал Родноверие