Легендарная мать династии Пястов и жена основателя этого дома, Пяста Пахаря. Она идентична ряду мифологических женских персонажей хтонического характера, покровительствующих магии, земле и плодородию.

В верованиях ее связь с героем или божеством с ураническими чертами запечатывает легитимность власти и ее суверенитет. Союз Ржепки и Пяста также свидетельствует о способности династии приносить процветание. Положение Ржепки при этом, как указывают современные исследователи, полностью эквивалентно Пясту. Ее имя означает главное культурное и обрядовое растение во времена написания первой версии легенды.

Жена Пяста

Рядом с легендарным основателем рода, в Легенде о возникновении династии Пястов, всегда стоит его жена, Ржепка. Историки часто отвергают интерес к этой фигуре, пытаясь отыскать в династических легендах первых ступиц истинные исторические события. Этот подход привел к частому восприятию Ржепки как изобретения летописца, которым не стоит заниматься. Между тем заявление, написанное Галлом анонимом, как показал профессор Яцек Банашкевич, можно рассматривать как миф о начале, повествующий о возникновении династии, имеющий с историей только культурный смысл. Этот миф сохраняет архетипы и категории мышления, которыми руководствовались раннесредневековые люди. Анализируя таким образом династические легенды, становится очевидным, что предки племенных правителей являются магическими, мифическими, полубожественными фигурами. Без сомнения, такой фигурой является и Ржепка.

3dwaj wedrowcy zofia stryjenska 300x200
„Два Странника " В гостях у Пяста и Ржепки Софьи Стрыйенской

Легенда

Мы узнаем историю глазами таинственных путешественников, которые попадают в Гнезно, где ищут гостеприимство в переборке принца Попеля. Так уж получилось, что принц устраивает своим сыновьям постриженную церемонию. Гостей в город не пускают. Помощь им предлагает Пяст Пахарь и Ржепка, бедная крестьянская семья, которая также организует постригание для своего сына, однако гораздо более скромное. Благодарные гости оказываются сверхъестественными способностями и приумножают кладовую ступицы, обедняя тем самым кладовую Пепеля. Благодаря этому событию праздник из города переносится на Подгород, в хату крестьянской семьи. Путники подстригают ребенку волосы Ржепки и Пяста, давая ему имя Семовит и предсказывая ему политическую карьеру в виде вступления на престол Полян.

Роль

Жена Пахаря, по-видимому, была помещена Галлом анонимом в тень своего мужа, который, будучи дарителем имени династии Пястов, становится центральной фигурой легенды. Автор дает нам о ней гораздо меньше информации, чем о хаб. О Ржепке мы точно знаем, что, как и ее муж, она старается как можно лучше угостить таинственных визитеров. Однако нельзя не отметить, что в ключевые моменты истории автор описывает Ржепку и Пяста как неразлучную и единодушную пару. [1]

Таинственные гости, приглашенные хаб и прибывшие в его хижину, вместе обращаются к обоим домочадцам:

"радуйтесь, что мы пришли, и, может быть, наш приход принесет вам изобилие добра всякого, а от потомства честь и славу”

Галл подчеркивает, что равные заслуги в размещении гостей имеют и Пяст, и Ржепка. Также вместе, как супружеская пара, они предчувствуют, что чудеса размножения пищи на обрезках их сына являются важным и хорошим предзнаменованием для их ребенка. Все это означает, что, несмотря на то, что автор сообщения поставил персонажа на задний план, Ржепка так же важна для приведенной легенды, как и ее муж. [2]

Родовые матери

Появление в средневековой легенде династической жены основателя рода как равноправной ему фигуры не является чем-то странным. В конце концов, очевидно, что, поскольку у нас есть отец рода, олицетворяющий определенные ценности, должна появиться мать рода, которая привносит в легенду свою символику и значение. Это схема, общая многим индоевропейским легендам начала. Несмотря на то, что Галл представил легенду типично патриархально, скупясь на информацию о героине, мы можем предполагать сходство ее персонажа с другими легендарными или мифическими женами основателей европейских династий. В конце концов, очевидно, что, поскольку у нас есть отец рода, олицетворяющий определенные ценности, должна появиться мать рода, которая привносит в легенду свою символику и значение. Это схема, общая многим индоевропейским легендам начала. Несмотря на то, что Галл представил легенду типично патриархально, скупясь на информацию о героине, мы можем предполагать сходство ее персонажа с другими легендарными или мифическими женами основателей европейских династий. Вот некоторые из наиболее важных фигур, которые мы можем вызвать в этом контексте. [3]

4fontanna gefion anders bundgaard ii 300x200
"Фонтан Гефион" в Копенгагене – Андерс Бундгаард II

Гефион

Первый пример такого персонажа происходит от Эдди. Эта коллекция саг содержит династическую легенду о старейшем правящем доме Дании. Он рассказывает о восстании Зеландии. Богиня Гефион установила границы своего государства, вспахав землю плугом, к которому она запрягла четырех гигантов, превращенных в волов. Затем она некоторое время управляла страной, пока не появился Скьолдр, основатель и эпоним упомянутой династии, за которого она вышла замуж.

Из другого источника мы узнаем, что Локи указал на склонность Гефиона к ценностям и молодым мальчикам. Один, услышав это, предостерег коварного Аса, чтобы не раздражать богиню, ибо она знает будущее так же хорошо, как и он сам. [3] это означает, что Гефион была могущественной прорицательницей. Исследователи также предполагают, что она является одним из воплощений Фреи. [4]

frygijczycy 300x287
Фригийцы — Источник иллюстрации.

Гордиас

Еще одна легенда происходит из земель Фригии. Ее герой-Гордий, которому во время вспашки на плуг сел Орел. Он сидел там, пока работа не была завершена. Пахарь, пораженный этим фактом, отправился в город, чтобы найти того, кто сможет объяснить ему смысл этого события. Однако он не достигает цели своего путешествия. По дороге он встречает девушку, не названную по имени,которая берет воду из колодца. Девушка оказывается прорицательницей, которая предсказывает, что она придет к нему, чтобы править королевством, и предлагает ему свою руку. В другом варианте легенды прорицатель приказывает Гордию вернуться на место происшествия и принести там жертву в честь Зевса. Он предлагает сопровождать ее во время церемонии, и вся история заканчивается их свадьбой[5]. Предсказание, конечно, сбывается в другое время, поскольку Гордий также является основателем города Гордиас (известного в основном благодаря легенде о гордианском узле) и отцом мифического Мидаса. [6]

6josef mathauser krok z corkami kazi teta libusza 300x203
Шаг с дочерьми-Йозеф Матхаузер

Либуша

Упомянутая в более ранней статье легенда о происхождении династии Пржемысловидов через сходство и культурную близость также сопоставляется с легендой о начале Пястов. После смерти короля Крока чехами правят его три мудрые дочери, принцессы казия, тетка и Либуша. Затем народ просит их выбрать нового короля. Они совещаются вместе и предсказывают, кто должен стать правителем, к которому стремится народ. Однако именно Либуша, младшая и ближайшая к народу сестра, объявляет подданным пророчество. Посланники, согласно пророчеству, отправляются на место и находят пахаря, который становится правителем страны, женившись на Либуше. Космас, автор хроники, в которой эта легенда была впервые записана, сознательно сравнивает трех сестер с Медеей, Цирцеей и Сивиллой, античными феями, образуя неканоническую Троицу Эвменид. [7]

Ирландия

На фоне преданий о Гордии, Либуше и Гефионе интересно смотрятся ирландские династические легенды. В них появляется женская фигура, олицетворяющая суверенитет Ирландии-Флэйт Эренн. Ее личность символизирует власть над землей и над государством. Она также представлена как красивая девушка, обладающая магическими и предсказательными способностями. Она женщина, которая прихотливо выбирает себе любовников, наделяя своими прелестями правителей. [4] в кельтских легендах с олицетворением Ирландии сопоставляются также три божественные сестры – Банба, Фотла, Эриу. [8] на первый план особенно выходит последний, от которого Зеленый остров получил свое название. Однако нас интересуют именно легенды о начале династии, в которых появляется мотив суверенитета Ирландии.

7harfa irlandii thomas buchanan read 242x300
„Арфа Ирландии” – Thomas Buchanan Read

В заявлении о Найле, легендарном правителе тару, пять братьев отправились на охоту, чтобы решить, кто из них будет иметь право на трон. Они блуждают, становясь все более жаждущими. Братья натыкаются на ужасную ведьму, охраняющую колодец. Она заявляет, что они получат воду, если один из братьев поцелует ее. Самый младший Найл берет на себя эту, сомнительно приятную, задачу. Однако во время поцелуя выясняется, что старуха превратилась в красивую девушку. Она заявляет ему, что станет его женой, передает власть над государством и предсказывает 26 поколений его потомков, управляющих страной. Кроме того, она приказывает ему не давать братьям воды, пока они не признают его сюзеренитет. [9]

niall 200x300
” Отвратительная леди", молодой герой встречает старуху – Источник иллюстрации

Аналогичный сценарий представлен легендой о Лугаиде Лайгде, за исключением того, что группа братьев собирается поймать Сокола. Однако во время охоты их удивляет метель. Братья решают, что самый младший из них, то есть упомянутый главный герой, отделится, чтобы найти какое-то убежище. Лугайд попадает в домик старой ведьмы, полный еды и питья. Когда она возвращается туда с другими, ведьма предлагает им гостеприимство при условии, что один из них проведет с ней ночь. И, как и в предыдущей легенде, единственным смельчаком оказывается самый младший из братьев. В алькове Лугайд замечает, что старуха превратилась в красивую девушку.

Он объявляет ему:

"я-королевская власть, и вы получите суверенную власть над Ирландией"” [9] в другом варианте легенды он добавляет, что она та, у которой спят верховные короли Ирландии. [10][11]

В Легенде о Бейле в Скале герой по имени Конн сто сражений натыкается на камень, который начинает кричать под его ногами, неся крик до границ страны. От сопровождающих его друидов он узнает, что это Камень Судьбы и что каждый последующий его крик означает количество правителей, происходящих из линии Конна. Однако друиды не раскрывают имена и фамилии потомков, отмечая, что Конн узнает об этом из другого источника. Героев окружает густой туман,в котором они теряются. Там они сталкиваются с таинственным всадником, который приглашает их в свою хижину. Хозяйка — молодая девушка с золотой короной на голове – суверенитет Ирландии. Таинственный всадник оказывается лугом, кельтским богом Солнца, который решает предать Конну список его потомков и правителей тары. Девушка, олицетворяющая Ирландию, угощает его едой и пивом, после чего все исчезает, растворяясь вместе с туманом. Конн остается один с бочонком пива, ковшом и тис-сваями, на которых записан список его потомков. [12]

annibale carracci jupiter i junona hieros gamos 279x300
Юпитер и Юнона – Annibale Carracci

Девственницы

Как следует из приведенных выше легенд, мифические основатели королевских родов получают власть над своим владением главным образом благодаря милости прекрасных девушек, обладающих способностями видеть будущее. [13] профессор Жорж Дюмезиль отметил, что персонажи, связанные с королевским священным, помогающие правителю в его начинаниях, часто являются девственницами – воплощением жизненных сил и силы. Эти женщины также отождествляют себя с Землей, о которой правитель должен заботиться. Их коннотации с водой и землей предполагают хтонический характер персонажа. [8] это напрямую связано с символикой урожая и мотивом "божественных бракосочетаний", или Иерос Гамос, который представляет собой сближение двух божеств: неба (уранического божества) и земли (хтонической богини). Эти женщины также покровительствуют общественному порядку, соблюдению клятв и обязательств, а также плодородию и растительности. [14] брак героя с прорицательницей, сочетание их особых способностей, кульминацией которого стало создание династии, призван создать особую предрасположенность правителей управлять своей землей. [15]

2piast i rzepka 300x300
Ржепка и Пяст, рис. автора

Имя

По этой круговой дороге мы возвращаемся к главной героине этого текста и ее мужу. Сходство между Ржепкой и Пястом и парами-основателями, упомянутыми ранее, начинается с того, что Пяст, как и другие герои этого типа, покровительствует урожаю благодаря своей сельскохозяйственной функции. [16] Однако наши знания о Ржепке ограничиваются только именем и информацией о том, что хозяйка разделяет гостеприимство мужа. Однако и этого достаточно, чтобы сделать определенные выводы. Имена многих героев династических легенд, которые владеют областью процветания, имеют имена, обозначающие съедобное растение, являющееся основным компонентом рациона людей, в то время, когда эти истории были живы. [17] также имя легендарной матери Пястов представляет собой точно такое же. Репа — одно из старейших съедобных растений в этой широте. На территории славянства это также было основным обрядовым блюдом, которое употреблялось в сушеном или вареном виде. [18][19]

rzepka fazy rysowania2 300x212
Ржепка, фазы формирования иллюстрации

Таким образом, можно рассматривать Ржепку как хтоническую фигуру, олицетворяющую один из основных источников питания сообщества. В этой перспективе ее связь с Пястом пахарем, то есть создателем пищи и покровителем процветания, представляет собой союз двух персонажей, ответственных за урожай, который, очевидно, должен конституировать сверхъестественные способности правителей линии хаба управлять страной Полян.

Автор иллюстраций, концептуальных эскизов и текста: Яцек Куземский

________________________________

[1] Яцек Банашкевич, пас о ступице и Пепеле, Варшава 1986, с. 60
[2] Яцек Банашкевич, пас ... с. 61
[3] Яцек Банашкевич, пас... с. 62
[4] Яцек Банашкевич, пас... с. 64
[5] Яцек Банашкевич, пас ... с.
62-63 [6] Яцек Банашкевич, пас ... с. 69
[7] Яцек Банашкевич, пас... с. 71
[8] Яцек Банашкевич, пас... с. 67
[9] Яцек Банашкевич, пас... с. 65
[10] Яцек Банашкевич, пас... с. 66
[11] Э. Дж. Рим 1955, С. 658
[12] Яцек Банашкевич, пас... с. 65-66
[13] Яцек Банашкевич, пас... С.63
[14] Яцек Банашкевич, пас... с. 70
[15] Яцек Банашкевич, пас... с. 72
[16] Яцек Банашкевич, пас... с. 73
[17] Яцек Банашкевич, пас... с. 77-78 [18] Витольд Хенсель, раннесредневековое славянство, Варшава 1956, с. 84
[19]
Марек Цетвински и Марек Дервич, гербы, легенды, древние мифы, КАУ, Вроцлав 1987, стр. 200-201

Поиск

Журнал Родноверие