01 piast oracz kolodziej 768x731
Пяст Пахарь, рис.

Пяст Пахарь-мифический основатель династии Пястов, правившей Польша в течение первых нескольких сотен лет существования страны.

Муж Ржепки, отец Семовита. Пяст-пахарь, что ставит его в круг деятелей, ответственных за урожай, которым в династических легендах поручено санкционировать сверхъестественную способность династии поддерживать и приносить процветание. Фигура пахаря связана с Громовым божеством неба, которое, вызывая весенние бури, оплодотворяет землю. Крестьянин-пахарь также появляется в роли основателя рода в польских гербовых легендах. Исследователи отмечают его сильную связь с фигурой Пепеля. Это соединение будет представлять отношение на оси мира, в котором ступицы будут правителем верхней части, а пепел-нижней части оси.

О династических легендах

Польша, как мы ее знаем, появилась на страницах истории в 966 году вместе с информацией о пястовском Князе Мешке, который крестил себя и свой двор, приняв христианство и введя свою землю в круг римской культуры. Прежняя племенная традиция должна была уступить место обычаям, которые несла с собой новая религия. Мало что осталось от этой традиции, но стоит взглянуть на то, что у нас есть, то есть династические легенды первых Пястов, геральдические легенды и народные верования.

В истории человечества у каждого уважающего себя рода правителей был сборник рассказов о своих предках, то, что санкционировало их власть в глазах маленьких, истории, призванные показать, что суверен, управляющий землей, по которой он ступает. подданный, обладает своими привилегиями благодаря героическим действиям его предков, таинственным силам или просто воле божеств[1]. Раннесредневековые племенные социальные структуры предполагали, что принц племени является потомком богов[2]. Именно так мы добираемся до польских сказок, которые сегодня в лучшем случае рассказывают детям. История о Пясте и Пепеле, Краке-основателе Кракова, драконе Вавельском и Ванде, которая не хотела немца. Так же обстоит дело с гербовыми легендами, рассказывающими о происхождении дворянских семей, имеющих свои корни среди раннесредневековых вельмож[3]. Во всех этих сказках есть семя древних дохристианских мифов, конечно, учитывая то, что пишут на эту тему Современные медиевисты.

Источник

Начнем с самой легенды, связанной с хаб. Самая ранняя версия, которую мы имеем, — это та, которую написал неизвестный нам по имени летописец по имени Галл. По оценкам историков, летопись была написана между 1112 и 1116 годами, то есть в то время, когда надвислянской страной правил Болеслав Кривой. Племенная династическая традиция Пястов, хотя и передавалась из уст в уста и подвергалась преобразованиям, была, по-видимому, все еще жива, несмотря на сто пятьдесят лет христианизации властных элит.

Легенда

Мы узнаем историю глазами таинственных путешественников, которые попадают в Гнезно, где ищут гостеприимство в переборке принца Попеля. Так уж получилось, что принц устраивает своим сыновьям постриженную церемонию. Гостей в город не пускают. Помощь им предлагает Пяст пахарь и Ржепка, бедная крестьянская семья, которая также организует постригание для своего сына, однако гораздо более скромное. Благодарные гости оказываются сверхъестественными способностями и приумножают кладовую ступицы, обедняя тем самым кладовую Пепеля. Благодаря этому событию праздник из города переносится на Подгород, в хату крестьянской семьи. Путники подстригают волосы ребенку Ржепки и дают ему имя Семовит и предсказывают ему политическую карьеру в виде вступления на престол Полян.

przemysl oracz
Концептуальный эскиз

Пахарь

Этим именем летописец представляет нам героя. Это не значит, что Пяст-крестьянин на службе у своего князя. Как отмечает профессор Яцек Банашкевич, это делается для того, чтобы подчеркнуть, что Пяст, как основатель династии, также является покровителем урожая[4], предком и кормильцем общины, которой будут править его потомки. Это ставит героя в ряд со многими другими ремесленниками-крестьянами, которые в своих легендах являются основателями городов, государств или родов[5].

Самый близкий в культурном плане пример подобного героя можно найти у нашего западнославянского соседа. Также в чешском мифе об основополагающей династии Пржемысловидов фигура пахаря занимает особое место. Легенда повествует о незамужней княгине Либуше, дочери Крока, основательницы Праги. Люди решают, что одинокая принцесса должна найти себе мужа. Либуша вместе с двумя сестрами предсказывают, что будущего правителя Богемии и, следовательно, ее мужа гонцы найдут в поле в деревне Стадице на реке Билина. И действительно, гонцы найдут там пахаря по имени Пшемысль, только что вспахивающего поле и гоняющего своих волов палкой. Засунув палку в землю, она оживает, выпуская ветви, и пахарь принимает в гостеприимство посланников, питая их скудными провизиями, которые у него с собой. Пшемысль отправляется с посланниками в Либушу, с которой затем основывает династию[6]. Сельскохозяйственная тема монарха также встречается в традиции интронизации правителей Каринтии, в которой традиционной коронационной одеждой правителя была простая льняная одежда крестьянина[7].

piast szkic 236x300
Piast-концептуальный эскиз

Этимология

Характер хаб как покровителя процветания также подтверждается этимологическими исследованиями. Они вызывают славянские слова, имеющие общий с именем героя корень Пи-. Это такие слова, как "Пишта" (церк. слов.), „pišča” (ros.), или производное от индоевропейского *питья-питание. Также появляются конструкции, основанные на ядре * pi -, например, piru, означающие пир или пиво. Третья группа — это выражения, состоящие из корня * pa -. Древнейшая письменная форма имени Героя-Пазт (Past), которая по значению похожа на церковнославянское „pasti”, Старопольское „past” (в смысле кормить, кормить) и „Past” (пища, пасти, Паша). Такое же происхождение слова имеет латинское "pascere", от которого образовано имя Pascentius, используемое на территории романизированной Галлии и Британии. Это имя встречается в генеалогии правителей Поуиса и правителей Центрального Уэльса[8].

В Польше название ступиц, безусловно, ассоциируется наиболее быстро с ступицей, частью колеса, которая сжимает ось[9]. В свою очередь, русинское слово "пиест" означает пестик для измельчения зерен в ступке[10]. Одна из славянских верований представляет символическую карту реальности в виде именно пестика и ступки[11] или каменных Жерен. В этом представлении пестик и верхний жернов символизируют небо, а нижний жернов и ступка-землю. Существует предположение, что Пяст, как этот 'пестик', должен был быть правителем неба, верхней части оси, а пепел, как его противоположность, правителем подземного мира, нижней части оси[12].

2piast i rzepka 300x300
Ржепка и Пяст — концептуальный эскиз

Громовержец

Приведенное выше предположение о ступичной оси мира может удивлять, однако факт остается фактом: в сельскохозяйственных культурах индоевропейцев символика, связанная с земледелием, носит Громовой характер. Этот факт подчеркивает вторая версия этого предположения, согласно которой упомянутый миномет и Нижний Жерно, символизирующий Землю, соответствуют не фигуре Пепеля, а жене пахаря-Ржепке[13]. Это имеет прямое отношение к прежней вере в то, что первая весенняя буря символизирует любовный акт божества неба с божеством земли, открывая вегетационный период. Об этом рассказе также рассказывал весенний праздник урожая, называемый стадом, во время которого выбирали в соревнованиях юношу и девушку, играющих роль божества бури и богини земли. В таком расположении не кажется странным, что в доме Ржепки и хаб содержимое кладовой волшебным образом размножается. Пахарь в европейской культуре вместе со своими атрибутами: лемехом, волами, радлом и палкой для погони волов, представляет именно древнее представление о Божестве громовержце[14].

На фоне всего этого интересно выглядит поговорка:

"Кто сеет ветер, тот собирает бурю„

Христианство, завоевавшее правительство душ, должно было иметь дело с такой сильной верой в сельскохозяйственных общинах. В результате инкультурации архетип мифического фермера даже был заменен на фигуру святого Исидора Пахаря, агиография и атрибуты которого мало отличаются от символики других мифических фермеров, ответственных за процветание.

larysza
Герб Лариши

Дворянские гербы

Фигура хаб также появляется в гербовых легендах. В одном из упоминаний о гербе кроя (в красном поле три кроя в росохе) говорится, что он дал его своему потомству[15]. В другом заявлении говорится, что герб Лариша (в красном поле два серебряных лемеха) должен был быть передан семье его матери[16]. Однако самая популярная версия гербовой легенды Лариши — это история о принце Болеславе смелом, который отправился на войну против чешского правителя Вратислава. Болеслав вместе с войском встречает крестьянина по имени Лариш, несущего как раз к кузнецу два лемеха. Когда его спросили о дороге, он предлагает провести войска смелого благополучно через лес, за которым расположились войска Чехов. Крестьянин ночью пробирается в чешский лагерь и крадет лошадей у противника, который, застигнутый врасплох атакой Болеслава, с трудом проигрывает. За помощь в борьбе Лариш получает дворянство и герб[17]. Исследователи предполагают, что Лариш и Пяст являются идентичными героями[18].

herb kroje
Герб Кроже

Звезды

Сила сельскохозяйственного архетипа также отражена в звездах. Созвездие Ориона в народных славянских верованиях имеет много общего с символикой аграрного покровителя урожая. Это созвездие называлось нашими крестьянскими предками косилками или косами (три, как три звезды в Поясе Ориона). В свою очередь, в верованиях болгарских крестьян его называли "рдло”, „Ралика”, "фермер", что означает просто радло. Все это относится к вере, согласно которой небо было большим сельскохозяйственным полем, а звезды и созвездия на нем, фигуры или объекты, которые работали на этом небесном поле[19]. Интересно, что легенда, связанная с созвездием Ориона на территории польский, рассказывает о временах после войны, не названной в названии, когда царил Великий голод. Святой Исидор Пахарь вместе со своими двумя помощниками приступил к работе в поле с косами, чтобы собрать несокрушимое зерно и остановить период голода. В легенде святой вместе с помощниками питается хлебом, полученным от ангелов, и за свой труд возносится Богом на небеса. Легенда также говорит о том, что плуг и борона святого вместе с тремя косилками были перенесены в небо[20]. В народных поверьях с ними отождествляли созвездие, называемое мечом Ориона[21]. Исчезновение с неба созвездия Ориона (около 23 апреля) предвещает начало сезона полевых работ, а его появление ( около 30 ноября) — конец этого времени.

orion 210x300

Резюме

Хотя приведенная выше легенда о созвездии косильщиков и Святом Исидоре не имеет прямого отношения к фигуре ступицы, она показывает силу архетипа пахаря на территории славянства. Этот архетип представляет нам земледельца, создателя пищи, то есть покровителя процветания и урожая, и, кстати, правителя неба и громовержца божества. Без сомнения, это центральная фигура в верованиях древних славян и, безусловно, западных славян. Таким героем является именно Пяст, который вместе со своей женой являются главными героями легенды о происхождении польского государства.

Автор иллюстраций, концептуальных эскизов и текста: Яцек Куземский

Сноски и Используемая литература:

[1] Яцек Банашкевич, заявление о ступице и Пепеле, Варшава 1986 с. 12
[2] Яцек Банашкевич, заявление ... С. 32
[3] Марек Цетвински и Марек Дервич, гербы, легенды, древние мифы, КАУ, Вроцлав 1987, с. 10
[4] Яцек Банашкевич, заявление... С. 32
[3]5] Яцек Банашкевич, заявление ... с. 34
[6] Яцек Банашкевич, заявление... С. 42
[7] Яцек Банашкевич, заявление... с. 55; Цетвинский и Дервич „гербы... " с. 193-194
[8] Яцек Банашкевич, заявление... с. 83
[9] Александр Брукнер, Этимологический словарь языка польский, С. 405
[10] j. w.
[11] Цетвинский и Дервич, гербы ... с. 27
[12] Цетвинский и Дервич, гербы... с. 51
[13] Цетвински и Дервич, гербы ... С. 201
[14] Цетвински и Дервич, гербы... с. 199
[15] Цетвински и Дервич, гербы... С. 234
[16] Цетвински и Дервич, гербы... с. 14
[17] ю. ш.
[18] ю. ш.
[19] Бартминьский Ежи, словарь стереотипов и народных символов, Т. И., Люблин 1996 С. 242
[20] Бартминьский Ежи, словарь... С. 244
[21] Бартминьский Ежи, словарь... с. 205

Поиск

Журнал Родноверие