Особенно примечателен своим сходством с летописным текстом рассказ, записанный в Пензенской губернии у мордвы:

“Человека хотел сотворить не Чам Пас, а Шайтан: собрал глины, песку и земли от семидесяти семи стран света, но слепить благообразно тела не мог — то слепит свиньей, то собакой, то гадом; а ему хотелось сотворить человека по образу и подобию Божию. Позвав птичку-мышь, он сказал ей: “Лети на небо, там у Чам Паса полотенце висит; когда он в баню ходит, тем полотенцем обтирается; висит оно у него на гвоздике, заберись ты в один конец полотенца, свей гнездо, разведи детей, чтобы один конец полотенца стал тяжелее и упал бы ко мне на землю”. Летучая мышь так и сделала. Шайтан обтер полотенцем слепленного им человека, который получил образ и подобие Божие, но вложить в него живую душу он не мог. Когда Господь оживил его, Шайтан вступил с ним в спор: и на его долю из человека надобно что-нибудь ему дать. Решили так: “Образ и подобие от моего полотенца, — сказал Чам Пас, — и душа моя, а тело пусть будет твое”.

А птичку-мышь Чам Пас наказал за службу Шайтану: отнял у нее крылья и приставил голый хвост, так же как у Шайтана, и дал такие же лапы, как и у него” .

По алгоритму данного сюжета построены также сюжеты ряда этиологических легенд — легенд о сотворении некоторых предметов или видов животных.

“Б'да з термiтьи, шо трут коноплп, высинала си хату, тай ни умта вкна зробити у xaмi. Бра¬ла у Mix днини и носила у хату, а дверми заперала, шоби днина ни втекла. Тогди Бох кажет: Дай ти минп цу хату! — Б'да дала. — Бох тогди прокиу викна, зробиу нахрест рамця тай тай подавау Б'дп хату назад. А Б'да ни хокла си уже хати приймати почерез того, шо вже хрест буу викни’.

“Когда сотворен был мир, сделан был и человек. А сила была хорошая и плохая, Бог и чёрт.
Оба человека сделали — но Бог вдохнул человеку душу, а чёрту не одушевить евого. Что делать?
Чтобы не было чёртова творения, Бог чёртова человека одушевил медведем. И правда, у медведя с человеком много схожего!’.

“Создал Бог шмелей, а черт пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетится куда ни попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у него делается. Тот накормил его медом. Понравился Богу мед, и ему завидно стало. “Будем, — говорит он черту, — меняться”. Черт, разумеется, не согласился. “Ну так ладно, — говорит Бог, — вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!’

Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх: пчелы все поднялись за ней да и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога — и мед и воск’.

Три приведенные легенды повествуют о возникновении дома, медведя и пчел; во всех трех случаях сотворение происходит согласно одному и тому же алгоритму:

1) в сотворении участвуют два “Творца” — “Белый бог” и “Черный бог”;
2) начинает сотворение “Черный бог”, он производит “материальную оболочку” предмета (дом без окон, тело медведя, пчел, не организованных в рой);
3) на втором этапе сотворения “Белый бог” доделывает объект, созданный “Черным богом” (прорубает окна в доме, одушевляет медведя, создает пчелиную матку и, соответственно, рой).

Стоит добавить, что приведенный выше алгоритм встречается во многих произведениях славянского фольклора. Широкая распространенность говорит в пользу его древности, видимо, мы имеем здесь дело с типовым этиологическим сценарием.

Вероятно, сюжет, согласно которому “Черный бог” создает тело человека, а “Белый бог” — его душу, является исходным. Однако, вследствие длительной фольклорной трансформации, сложилось достаточно много вариантов этого сюжета. Так, существуют варианты, согласно которым “Белый бог” производит тело человека, а “Черный бог” — душу.

В целом насчитывается не менее 20 записей легенд, в которых один из творцов делает тело человека, а второй — вкладывает в него душу. Эти легенды у восточных славян имеют широкую географию распространения (Русский Север, средняя полоса России, русский юг, Белоруссия, Украина; встречаются записи у нерусского населения, живущего на территории России) и, по-видимому, имеют восточнославянское происхождение.

Существуют варианты легенды, согласно которым тело первого человека сотворил “Белый бог” и он же вложил в него душу, “Черный бог” при этом пытался испортить творение “Белого бога”. Сатана истыкал сотворенное Богом тело человека, наделал в нем дыр, нанеся ему 70 ран или 41 рану. Распространен вариант, в котором Сатана оплевал тело человека, измазал его грязью, а Бог, чтобы исправить причиненный вред, выворачивает тело человека всем нечистым внутрь.

В южных записях версии мы иногда находим мотив оплевания тела первого человека “Черным богом” не для того, чтобы навредить ему, а чтобы его оживить: Сатана вылепил тело человека из земли и стал на него плевать, чтобы оживить, — у него ничего не получилось, тогда Бог вывернул человека нечистым внутрь и оживил.

Легенды о сотворении человека часто сопровождаются мотивом собаки-сторожа, которую Сатана, напустив холод, соблазняет — обещает ей теплую шерсть, чтобы она подпустила его к телу человека. В более поздних вариантах подобных рассказов в роли караульщика вместо собаки может выступать архангел Михаил, который не доглядел и человека, вылепленного сначала из пшеничного теста, съела собака. Мотив собаки-сторожа присутствует у русских, но отсутствует у украинцев и белорусов.

Легенды, в которых “Черный бог” пытается испортить человека, сотворенного “Белым богом”, имеют, в основном, книжное происхождение.

Сюжету о творении первого человека сопутствует повествование об его дальнейшей судьбе. Это достаточно многочисленные в восточнославянской традиции (более 20 записей) рассказы о грехопадении первых людей библейского происхождения, сопровождаемые часто “неканоническими” подробностями и мотивами.

Часто встречается сюжет о рукописании Адама: дьявол, объявив землю своей, берет с Адама рукописание в том, что все люди после смерти будут принадлежать дьяволу. Мотив “рукописания Адама” более свойственен южным областям распространения славян и, предположительно, имеет своим источником книжные тексты болгарского происхождения.

Что касается материала для творения человека, то в большинстве случаев для этого служит просто земля (песок, глина, грязь). В некоторых южных записях присутствует мотив творения тела человека первоначально из пшеничного теста, но оно оказывается съеденным собакой, тогда приходится лепить тело человека повторно, уже из глины. Также в южных вариантах присутствует мотив “высушивания” вылепленного тела человека.

Тот факт, что тело человека слеплено из земли, приводит к важному мифологическому выводу:

“Земля матерью называется по той причине, что первый человек Адам взят из земли’ .

В некоторых вариантах человек создается из нескольких частей-стихий. Так, тело человека про-исходит от земли, кости — от камня, очи — от моря, мысль — от скорости ангельской, душа и дыхание — от ветра, разум — от облаков, кровь — от росы и от солнца. Например: “Волосы взял от травы, кости — от камня, тело — от земли’ .

Этот мотив перекликается с космогоническим “Стихом о Голубиной книге”, с апокрифическими текстами и восходит к индоевропейским представлениям о сходстве человеческого тела и Вселенной.

Поиск

Журнал Родноверие