В областной юношеской библиотеке открылась первая персональная выставка Галины Юринок. Представлены акварели, эскизы, фотографии монументальных работ.

Галина Алексеевна родилась в послевоенные годы в деревне Великие Кривичи Минской области. Училась в Минском художественном училище, а затем — в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. В 70-е годы переехала в Тюмень.

Выполняла роспись общественных интерьеров. Писала тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты… Профессиональный художник, она говорит, что никогда не старалась превратить живопись в ремесло, не стремилась заработать на этом денег. Относилась к любимому делу с большим трепетом и честностью.

Послушаем ее монолог. Ее размышления…

«… Если ты повторяешься, если фальшивишь — это всегда почувствуют и поймут. И в живописи, и в музыке, и в литературе -в любом искусстве. На какое-то время я отходила от творчества, помогала своей семье, детям. А когда вернулась в профессиональную среду, поняла вдруг, что уже нескольких человек из моего поколения нет. Ушли. Однажды я стала свидетелем того, как освобождали мастерскую художника. Какие-то работы уносили, а листочки с эскизами, набросками, идеями разлетались по двору и никому были не нужны. Меня это поразило. Как такое возможно? Ведь эскиз — это не то, что оконченная, где-то может быть даже выхолощенная вещь. Это самое важное, самое ценное -живая работа над произведением.

А потом наступил такой возраст -время разложить все по полочкам. Так и возникло желание создать выставку. Я начала открывать свои папки… Ба, столько всего накопилось, а я же никогда этого и не показывала! Друзья меня поддержали, очень помогли сотрудники юношеской библиотеки. Конечно, пространство здесь не располагает к масштабным экспозиция м. Мы выбрали то, что будет органично смотреться на стенах. То, что не будет мешать.

Я же ведь монументалист. У художника есть холст и рама, а у меня было пространство. В 70-е годы мы все горели, мы переживали, нам было небезразлично. От церкви мы тогда отошли, а что создали? Монументальное — не значит большое, это значит глубокое. Было много мыслей о том, кто мы и зачем мы тут, в этом мире.

И были какие-то заказы. Они, впрочем, не всегда завершались. Что-то так и оставалось в эскизах. Например, для росписи в какой-то геологической конторе я искала ответ на вопрос, что такое недра? Это наслоение одних эпох на другие. Взять любые мифы и легенды о том, как появился мир, кто нас сотворил? Во многих из них присутствуют горы-исполины…

… Потом была ПМК, передвижная механизированная колонна под номером таким-то. Я думала, скажу людям про вечное движение! Пусть они поймут, что они делают нужное дело. Человек ведь должен знать, что он нужен. Я даже захотела залезть на потолок с этой своей росписью. Но здания тогда не были предназначены для моих огромных идей. А мне хотелось размаха, мне было всего мало! Я и до сих пор такая. Дети говорят: — Мама, зачем тебе эта выставка? А я их все время тормошу.

… Общежитие «Газпрома». Там у меня была тема «Времена года». Есть художник, который тонко передаст их смену через одно деревце: вот оно прорастает, цветет, дает плоды, умирает и снова возрождается. Мне же надо было понять, почему существует солнечная система, почему Земля вращается вокруг Солнца? И опуститься потом на Землю, чтобы показать, как это движение отражается на нас, как мы его воспринимаем.

Расписывала холл в «Энергосетях». Мне хотелось сказать, что энергия — это нечто большее, чем то, за что люди платят в своих квитанциях, она пронизывает всю нашу жизнь. И цвета, и линии -все так хорошо получалось в этой росписи. Я была очень ею довольна. Но в одном из элементов кому-то почудился неприличный жест, работа так и не была окончена. Всего где-то около 300 квадратных метров в области я расписала. Где сейчас все это, сохранилось ли? Я не слежу за судьбой своих работ, некоторых вещей лучше не знать.

Человечество многие века жило в гармонии с природой, верило в Солнце. Язычество очень долго сосуществовало. И вдруг оторвались от этого и начали строить вавилонские башни, искать бога где-то в небесах. Я не против храмов, хорошо отношусь к любым религиям, но для меня религия -Вселенная.

Надо ли возрождать монументальное искусство? Никогда не надо ничего возрождать, не надо ничего делать насильно. Человек должен сам ко всему прийти, и он придет, когда у него возникнет такая внутренняя потребность.

Сейчас, я считаю, темные времена, смутные. Может ли художник как-то противостоять этому, делать их светлее? Конечно. Я в этом абсолютно уверена. Я нарисовала прекрасный цветок в Гатчине — вот, смотрите, что вы уничтожаете и чего лишаете себя, сбрасывая на мир бомбы. Я нарисовала портреты любимых и просто красивых людей»…

Вместо послесловия: «Галина Алексеевна, ваши картины — это философия, это история. Это люди, такие разные. Хочется рассматривать каждую фигуру, каждое лицо, каждую черточку. Спасибо, что дали возможность быть в окружении вашего искусства…» (из книги отзывов).

Поиск

Журнал Родноверие