С идеей мирового дерева непосредственно связана так называемая строительная жертва.

На ранних этапах у славян не исключены человеческие жертвоприношения при закладке крупных строений. На это указывает не только приводимый Д. К. Зелениным отрывок из Номоканона (“при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козлам"), но и практически повсеместно распространенные поверья о том, что новый дом всегда строится “на чью-нибудь голову”. Гродненские белорусы “прежде верили, что при рубке первых бревен будущего дома строитель-плотник непременно кого-нибудь заклинает — или из числа членов семьи хозяина дома, или отдельное домашнее животное, или целую породу домашних животных, например лошадей, коров и т. п.”. В Витебской губ. считали, что плотник может заклясть чью-нибудь жизнь при рубке первого венца. Аналогичные данные зарегистрированы на Украине и в России. В качестве близких параллелей можно привести польский обычай класть на месте будущего дома на некоторое время его хозяина. Фольклор многих народов насыщен сказаниями о замуровывании людей в основание различных построек.

Ритуальным эквивалентом человеческой жертвы (явно не без влияния христианства) становятся домашний скот и мелкие животные. В 1953 г. Новгородской археологической экспедицией были обнаружены конские черепа в основании ряда срубов.

Таким образом, эволюцию строительной жертвы можно представить следующим образом: человеческая жертва — животные — бескровная жертва. Эта схема подтверждается данными других культурных традиций и иных вариантов жертвы. Строительная жертва в любом из возможных воплощений представляет собой разновидность “первожертвы”, из которой была создана вселенная.

Как мир в ситуации творения был “развернут” из тела жертвы, так и дом “выводится” из жертвы. Иными словами, и в том и в другом случае жертва является своего рода строительным материалом. При этом и мир, и дом принимают облик жертвы, которая первоначально если и не была, то мыслилась человеческой. С этой точки зрения показательно использование терминов, обозначающих части тела человека для описания строения дома: лоб, лицо, наличники, окно (око), усы, устье, ноги, чело, череп и др.

Поиск

Журнал Родноверие