Болгарам были известны боги и демоны, которым поклонялись более или менее все славяне. В болгарском переводе Александреиды X века упоминается бог-громовержец Порун, чьим сыном должен был быть сам Александр Македонский. По свидетельству монаха Спиридона, Порунь еще почитался болгарами в 18 веке. Он должен был базироваться в горном массиве, который сегодня носит его имя Пирин.

Глубоко укоренилась вера в горных фей (самовильных самогорских ) , населявших отдельные горы или пещеры, а также появлявшихся в виде змей. Были также феи воздуха и воды. Их описывают как красивых полупрозрачных девушек с рыжими или золотыми волосами, которые поют и танцуют в кругу. На Пятидесятницу отмечался праздник Самовил, связанный с завязыванием цветов, пением и обрядами на закате. Феи покровительствовали и героям болгарских героических песен.

Огонь пользовался особым уважением. При переезде домовладелец переносил огонь из первоначального жилища в новое в контейнере и таким образом создавал дом. Известны болгарские огненные танцы в день святых Константина и Елены (21 мая), реже в день святого Иоанна. Их целью было обеспечить урожай и здоровье всех жителей поселения. Церемонию совершали так называемые нестинари, которые в экстазе танцевали на раскаленных углях и пророчествовали.

44

В полночь, в течение трех дней после рождения ребенка, появляются няни или урисницы, которых мы называем в нашей стране судьями . Главное слово принадлежит золотой бабушке.При зажженной свече несут подарки и прядут судьбу человека, как золотую нить. Чтобы утверждение было благоприятным, им поклоняются с хлебом, солью, сыром, вином и т. д. Ребенок также иногда скрывался от судей на третий день после рождения. Имя Найден или Найда могло защитить ребенка от злых демонов. В Болгарии домашним божеством был стопан. Его отождествляли с предком, и старейшая женщина в семье поклонялась ему черным цыпленком, вином и выпечкой.

Многочисленные документы из болгарского фольклора говорят о поклонении деревьям. Крестьяне молились дубам о дожде. Журавль считался обителью фей. Из других растений в центре внимания были в основном зерновые. Из животных почитались медведь и волк, а из домашних — вол и лошадь. Быка даже называли отцом (тато, башча). Ему не разрешалось убивать или мучить себя, поедание его мяса считалось грехом. Сходным образом Лошадь также уважали, и его смерть оплакивали, как смерть члена семьи. У медведей и волков даже были свои праздники. Медвежий праздник отмечался в то время, когда это животное уходит в спячку, обычно на Андреевский день (30 ноября). готовилось блюдо из гороха, фасоли, кукурузы и зерна, которое предлагалось медведям, чтобы они ограничивались растительной пищей и не вредили людям и домашнему скоту. Волчьи праздники отмечались осенью или зимой. Три дня нельзя было ни вязать, ни ткать, ни шить, ни стирать. Всякому, кто будет носить одежду, изготовленную в это время, грозит опасность быть растерзанным волком.Волк, в отличие от оборотня, почитался как защитник от злых демонов, а удушение волком овцы считалось счастливым знаком увеличение стада, изобилие шерсти и молока.

Колдуны и ведьмы (vrački, vražalci) известны как уже упомянутые нестинари, пляшущие на огне, а также русалии, которые плясали вокруг больных на Хеллоуин. Церемония завершилась разбиванием нового сосуда, наполненного водой, которая символизировала демона болезни. Колдовство было прямо запрещено болгарам папой Николаем I, когда они собирались обратиться в христианство при царе Борисе в 866 году. Тем не менее его остатки сохранялись на протяжении многих веков.

Интересны ритуальные празднования, связанные с отдельными сезонами или солнцестоянием. Весной в Болгарии проводились так называемые кукер-игры с ярко выраженными эротическими элементами. Фигура мужского кукера в маске животного и деревянной фале праздновала свадьбу с женщиной, притворяющейся беременной. Ритуальная вспашка и посев были частью обряда, обеспечивающего плодородие полей. Конец весны ознаменовался Пятидесятницей, именуемой здесь Русали. Люди несли русалию, растение, которое не цветет, но приятно пахнет, в церковь и преклоняли колени во время молитвы. Частью обычаев Дня святого Иоанна было размещение маленькой девочки на другом берегу реки, и по ее бездумным ответам на вопросы определялся ход года и урожай. Урожай также предсказывали по цвету радуги. Церемонии летнего солнцестояния включали изготовление и захоронение символической глиняной фигуры Германа, Калояна или Пеперуги. В основном она бросалась в воду, принести влагу на поля. Иногда его закапывали в землю. Пеперуга или Додола представлялась девушкой, которая водила других несовершеннолетних девушек с венками на голове по зданиям, пела, торжественно принимала хлеб и позволяла обливать себя водой. Обычно три раза в год праздновали День поминовения усопших. У них был аналогичный курс на поминки и пировали прямо на могилах.

Используемые источники

Ваня, Зденек: Мир славянских богов и демонов. Панорама, Прага, 1990.

Ганзова, Зденка: болгарская народная поэзия. СНКЛ, Прага, 1957 г.

Поиск

Журнал Родноверие