Один из славянских обычаев, сохранившийся до наших дней, – это принесение зимы в виде Мораны.

Они дают себе такие имена, как Витослав, празднуют солнцестояние и поклоняются силам природы в образе Свантовита, Макоши или Велеса. Все больше людей интересуется созданием славянских обычаев. «Исконная вера наших предков так же вдохновляет, как, например, шаманизм или буддизм», — утверждает Зденек Ордельт, который также занимается возрождением славянских традиций, и добавляет, что знания не всегда нужно искать за человеческими корнями.

Славянскими обычаями он заинтересовался окольным путем — через шаманов ацтеков и майя. Сорокалетний путешественник Зденек Ордельт активно заинтересовался шаманизмом более двадцати лет назад. Его знали во многих странах, он бывал в Мексике, Перу и Гватемале. Там он был рукоположен в жрецы майя в 2013 году. Он хорошо знал местные традиции, обычаи, обряды, песни и танцы. — У тебя дома тоже все это есть. Попробуй найти их, предупредил меня старейшина ацтеков. Я слушал его.

Славянство как шаманизм

Два года назад он основал организацию Slovanský kruh, в которой пытается восстановить домашние традиции дохристианского периода. «Я родом из Злина и думал, что начну там», — объясняет Зденек Ордельт. «Шаманизм привел меня к тому, что я увидел духовные элементы и в моравском фольклоре. Например, в символике вышивки на костюмах или в некоторых народных обычаях».

Они оказываются важным источником знаний, поскольку исчерпывающей информации о времени до прибытия Кирилла и Мефодия мало. Поэтому он отправился на поиски других славянских, но также и балтийских стран. По его словам, в реконструкции славянского может помочь и местный фольклор. Он привез интересные знания, особенно из Литвы.

2
Принять участие в церемонии, организованной объединением «Славянский круг», может любой желающий. Празднование летнего солнцестояния очень популярно.

«Христианизация там произошла только в 16 веке, поэтому многие народные обычаи сохранились. Определенно больше, чем здесь. В Литве летнее солнцестояние называется Rasosšvent, или Праздник росы, и это также национальный праздник. Многие традиции сохранились благодаря интересу местных ученых, которые уже в 1970-е годы поняли, что из-за упадка сельского хозяйства исчезают и связанные с ним обычаи, и стали целенаправленно их восстанавливать», — говорит Ордельт. который организовал этим летом в Праге встречу представителей шестнадцати европейских стран. Обсуждались оригинальные дохристианские традиции Европы.

«Славянское общество было одним из сильно духовных и может выдержать сравнение с развитыми духовными системами других частей света. Бытует мнение, что Кирилл и Мефодий принесли нам культуру и письменность. Но они приехали в страну с совершенно иной, чем христианская, духовностью. Основной причиной их миссии был политический договор с церковью. Христианизация происходила насильственно, люди ее отвергали. Они хотели остаться верными своим традициям и предкам. Однако они не защищались, слишком много было христиан. Руяна стала последней завоеванной славянской крепостью», — отмечает Зденек Ордельт.

Купадла, Дедци, Крачун

Славянские обряды, которые он совершает, являются публичными, и в них может участвовать любой желающий. Все, кому не чужда идея славянства, приезжают праздновать их в такие места, как городище Завист, Кнежи гора возле Йилова под Прагой или Дивока Шарка. Женщины, как правило, одеты в струящиеся юбки, мужчины в свободные рубашки. У некоторых в волосах венки из цветов.

После церемонии, во время которой Зденек Ордельт часто использует шаманский бубен или ароматические палочки из полыни, лаванды или шалфея, обычно следует застолье. «Мы не решались быть архаичными и современными. В итоге мы выбрали компромисс в одежде и еде, чтобы помимо традиционных каш и медовухи у нас была еще и современная кухня».

Славяне ценили дар жизни, за что благодарили природу и своих предков, свою семью. Они отмечали восемь больших праздников, которые длились весь год. Все были посвящены чему-то другому. Например, церемония, связанная с весенним равноденствием, называется Провода, во время которой провожают богиню смерти Морану и приветствуют силы весны в образе богов Яровита и Весны.

Фигура смерти представлена ​​манекеном из соломы, одетым в девичье платье, украшенное лентами и ожерельем из белых взорванных яиц и пустых раковин улиток. Процессия обычно выводит Морану, или Деву Смерти, за пределы деревни, где ее бросают в воду или сбрасывают со скалы как символ смерти, болезней, страданий и всего зла.

3
Зденек Ордельт изучал культуру майя и ацтеков, теперь занимается славянской.

Очень важным праздником является летнее солнцестояние, когда молились о хорошем урожае. Церемония обычно связана с омовением, поэтому ее еще называют Купадла. «Считалось, что духи мертвых женщин появляются в образе русалок», — отмечает Зденек Ордельт.

Когда солнце достигало середины между летним солнцестоянием и осенним равноденствием, наступало время празднования урожая, урожая и предков, называемых Летними Наследниками. В этом году Славянский кружок организовал его в Йиржетин-под-Едлова в Северной Богемии.

Барабаны, трещотки, бубны и бубенчики не пропали во время празднования Зимних Дедов, или Сурков, потому что звон должен был помочь изгнать злых духов из спящей природы. Их громом будит и бог силы Перун. Демоны были выпущены в природу во время зимнего солнцестояния или Крачуна. Из его диких празднований с восторженными танцами, во время которых люди выплескивают свою скрытую ярость, чтобы затем сгармонизироваться и спокойно переждать зимнюю пору, родилось наше Рождество.

Во что верили славяне?

Основная проблема, из-за которой славяне получили ярлык язычников, заключалась в том, что, хотя христиане пришли с монотеистической идеологией, славянский пантеон был населен хорошей линией божеств. «Славянская духовность была существенно связана с индийской духовностью», — считает Зденек Ордельт. «Все указывает на то, что славяне знали индийские науки (обширное собрание философских текстов древней Индии возрастом примерно 5000 лет — прим. ред.). Ведь санскрит и славянские языки, в том числе чешский, близки друг другу", — считает он.

По его словам, некоторые символы также свидетельствуют о взаимосвязанности славянской и индийской культур. Свастика, символ солнца и жизни, впоследствии злоупотреблявший нацизмом, украшала многие ритуальные предметы и одежду не только древних индийцев, но и славян.

4
Зажигание очистительного огня, в который бросают травы, тоже относится к старинным славянским обычаям.

Так во что же они верили? «Они поклонялись священным природным силам, проявления и связи которых они хорошо изучили. Их вера представляла собой сплав монотеизма и политеизма, они верили в бога-творца и божеств ниже его. Среди них были, например, бог силы Перун, бог воинов и притока энергии, Яровит, Дажьбог или дающий, Мокошь, богиня плодородия, Велес, бог подземного мира, или Свантовит. , бог солнца. Между прочим, в одном из текстов, относящихся к космологии, он описан как Вивашвант, что означает белый конь, путешествующий в небесной печи. Он сохранился для нас в легенде о Шемике», — считает Зденек Ордельт.

Скандальная книга Велеса

Ордельт признает, что источников мало, поэтому он подумывает обратиться в библиотеку Ватикана с просьбой о помощи. Однако некоторые источники вызывают споры. К ним, в частности, относится так называемая Велесова книга.

Это произведение, в котором описания мифических и исторических событий смешиваются с религиозными и мифологическими отрывками и молитвами. Профессиональная общественность считает книгу Велеса современной подделкой.

5
Соревнования по стрельбе из лука проходят и на летних праздниках урожая, организованных Верой-Родиной. Славяне были отличными лучниками.

Известие о его существовании впервые сообщил в 1950-х годах русский эмигрант в США Юрий Миролюбов, он же и вероятный автор, хотя и отнес создание этого памятника к IX веку. nl Его версия о находке деревянных табличек, обнаруженных во время Гражданской войны в России, не может быть подтверждена никаким другим источником.

Таблички не сохранились, единственная их фотография, которую предоставил Миролюбов, была признана подделкой в ​​1960 году. Лингво-литературный анализ этого текста экспертами исключил его историческую достоверность.

Он учит бук

Однако с этим не согласна Вера Овечкова из Стара Паки, учительница и сторонница знаменитого славянского прошлого. То, что ее взгляды расходятся с официальной интерпретацией истории, ее не смущает. Он твердо верит, что книга Велеса не подделка. «В Украине признали его подлинность», — утверждает он.

Вера Овечкова также занимается особой славянской письменностью, так называемой буковой, которую она называет изобразительной. Она похожа, например, на китайскую письменную речь, о ней есть упоминания в раннесредневековых источниках. Его еще называют славянскими рунами.

6
Вера Овечкова занимается шрифтом bukvice и созданием одежды, вдохновленной славянской модой.

«Древнеславянская азбука, которой написана и книга Велеса, имеет преемницу — сегодняшнюю азбуку. Он поддерживает образное мышление, развивает его и скрывает многоуровневый посыл», — говорит преподаватель, который организует регулярные семинары для интересующихся обучением буку. Они всегда полны.

Однако против этого выступает специалист по славянской литературе профессор Штефан Пилат. «Письменность так называемой Книги Велеса есть не что иное, как стилизованная кириллица, причем не в ее древнейшей форме», — утверждает он, добавляя, что теории о буке не имеют под собой научной основы.

Она шьет из белого льна

Однако Вера Овечкова убеждена в подлинности бука. Она начала изучать этот сценарий несколько лет назад и поняла, насколько близки ей славянские корни.

Ее интерес к славянам также привел ее к производству одежды, вдохновленной их модой. Он видит в этом глубокий символизм. «Женщины носят юбки, потому что они отражают энергию земли. У матерей должны быть прикрыты колени. Они символизируют наше потомство, поколения, а значит и их защиту. С другой стороны, для мужчин ремни являются важной частью одежды, потому что они символически разделяют нижний и верхний миры».

Мы даже не осознаем, какое богатство оставили нам наши предки.

Вера Овечкова

Одежда, которую предлагает Вера Овечкова, подходит и предназначена для повседневной носки. Она шьет их чаще всего из белого хлопка или льна. «Зимой тепло, летом прохладно, как шелк», — говорит он о материалах. «Кроме того, лен очень хорошо отражает ультрафиолетовые лучи и обладает антибактериальными свойствами. Не создает статического электричества. А цвет белый? В отличие от поглощающего черного, он все отражает и тем самым защищает от неблагоприятных воздействий».

Красный цвет крови и жизни он использует для вышивки, которой украшает одежду. Мы можем найти на них розы, а также уже упомянутые свастики, символы солнца. Славяне называли их коловорот или прялка.

«Мы даже не осознаем, какое богатство оставили нам наши предки», — отмечает г-жа Вера Овечкова. «Они отражаются в наших обычаях и языке, и было бы стыдно их не признать».

Медвежьи пожиратели чеснока

«До сих пор у нас есть ряд обычаев, происхождение которых мы не понимаем», — говорит 38-летний Петр Трищук из Северной Моравии. «Например, облить воском на Рождество или вынести молодоженов за порог — чисто старославянское дело. Под порогом дома обитают божества, называемые дедами, которые охраняют дом от посторонних. Поэтому против них используется небольшой обман. Словно по волшебству, женщина оказывается в своем новом доме, не переступая защищенный порог. Когда она уходит, деды всегда пускают ее обратно», — объясняет любитель славянской истории.

Двенадцать лет назад Петр Трищук основал сайт Slované. cz, где можно много прочитать по теме. «Было много сайтов о кельтах или викингах, но не чисто славянских», — объясняет он. «Сегодня люди часто ищут свои корни, поэтому идея приблизиться к славянской культуре показалась мне интересной».

Сам давно активно интересуется этой темой. Он включил в свою повседневную жизнь многие элементы из жизни своих предков, будь то кухня, одежда или обычаи.

«Славяне знали горох, чечевицу, капусту, огурцы и морковь. Многие блюда были очень вкусными и хорошими. Они знали специи и дали растительному миру хрен. Сегодня они с удовольствием ели всеми любимый и вновь открытый медвежий чеснок. Словом шпинат когда-то называли любой тушеный листовой овощ, и только много позже так стали называть импортный овощ из далекого Афганистана», — говорит Петр Трищук.

7
Неотъемлемой частью славянских обрядов является и богатое застолье в конце.

Обмолот из нижней половины челюсти лошади

Интерес к славянам он отразил и в своем творчестве. Он основал интернет-магазин Historic Marketplace, где можно купить все. От костяных или роговых пуговиц до сшитых вручную говяжьих сапог или шерстяного капюшона до медовухи, кремневого серпа эпохи неолита, молотилки, сделанной из нижней половины лошадиной челюсти, укрепленной сухожилиями и сырой оленьей кожей, или кранов для сбора родникового сока. березы.

«Когда я думаю о нашей древней истории, я гораздо больше ценю достижения настоящего. Сегодня, например, мы одеваемся на недельную зарплату, когда-то годовой зарплаты не хватало даже на простую одежду», — говорит Петр Трищук.

Христиане не могли искоренить славянские праздники, поэтому они переняли их и извратили под свои нужды, будь то Рождество, Пасха или Иоаннов день.

Петр Трищук

Но он думает, что категория славян тоже хитрая. «Это становится предметом политики. С одной стороны, нам массируют утверждением, что мы не славяне, что мы не имеем ничего общего со славянами и должны подчиняться Западу. Противоположная пропаганда смешивает панславизм с панрусизмом, что тоже неправильно», — считает он. «Но мы просто славяне, и принятие этого факта должно быть само собой разумеющимся».

В славянские праздники они любят тусоваться с друзьями, и их встречи имеют схожий характер с встречами их предков. «Мы отдыхаем, пируем, ведем переговоры и планируем», — говорит он о них. «Я не могу сегодня вспомнить много праздников, на которые не было бы влияния славянского прошлого. Христиане не могли искоренить их, поэтому они брали их и искажали для своих нужд, будь то Рождество, Пасха или Иванов день. По сохранившимся христианским запретам мы хотя бы знаем, какие обычаи соблюдались среди людей и что церковь хотела подавить».

В Постржижинах он взял имя Витезслав

На протяжении шестнадцати лет община «Родна вира» объединяет людей, исповедующих дохристианскую религию славян. «Мы не церковь и не религиозное общество, у нас нет иерархического духовенства и обязательных догм. Каждый из нас свободно подходит к своей вере, и поэтому мы также делимся ею во время совместных церемоний. У нас около двадцати участников в возрасте от 19 до 55 лет из разных уголков страны», — объясняет один из них, который называет себя Витославом, чье гражданское имя Штефан Пилат и он является экспертом по славянским языкам.

Чем он заинтересовался славянами? Когда он узнал, что у славян тоже есть свои боги, то подумал, что было бы неплохо снова им поклоняться. В 2000 году он связался с недавно созданной ассоциацией Rodná vira и стал ее членом. Через год, в восемнадцатилетнем возрасте, он прошел пострижинский обряд (ритуал, в котором мальчик становится мужчиной, символически обрезав волосы, практикуемый также славянами — прим. ред.) и взял имя Витезслав.

«Оно соответствует одному из возможных значений моего гражданского имени. Однако чуть позже я узнал, что это современная форма имени, которое раньше звучало как Витослав. Так же звали одного из чешских князей IX века, возможно, основателя династии Славниковцев. Поэтому я начал использовать более древнюю форму. На самом деле это имя означает «известный житель», — рассказывает он.

8
Родная вера – это группа, которая придерживается традиций наших предков. Изображение происходит с мыса Аркона на острове Рухана, где их вера сохранилась до 12 века.

Зная, где мы принадлежим

Члены Родной Веры выбрали славянскую веру не потому, что она была лучше любой другой, а потому, что она идет от их корней. «Мы также не выбираем наших родителей, бабушек и дедушек за то, что они могут нам предложить, но мы ценим их, потому что без них мы не были бы теми, кто мы есть. Мы хотим быть связанными со своими корнями, потому что они дают нам представление о том, кто мы и к чему мы принадлежим», — объясняет Витослав.

Основное занятие Родной Веры – празднование восьми главных славянских праздников. «Мы встречаемся у них дома, а это примерно раз в полтора месяца. Мы не пытаемся их исторической реконструкции, что даже не является нашей целью. Мы исходим из исторической традиции и чтим ее, но прежде всего обычай должен иметь смысл для нас, людей, живущих в настоящем», — отмечает Витослав.

Родна вира не дает указаний, как подходить к славянству. «Некоторые любят носить языческие украшения, подвески и символику, другие слушают музыку на языческую тематику и ходят на концерты. Это индивидуально, вторично и не имеет значения. Главное, что мы встречаемся на церемониях и вместе отмечаем древние праздники!»

Поиск

Журнал Родноверие