«Прогресс — это способность человека усложнять простое».

Тур Хейердал

У каждого мальчика есть свои герои. Моими были не вымышленные Виннета и Старый Шаттерхэнд. Моими образцами для подражания в детстве были (и остаются 🙂) настоящие искатели приключений, например, путешественник Альберто Войтех Фрич, альпинист Райнхольд Месснер или «последний викинг» Тур Хейердал (* 10.06.1914, Ларвик, Норвегия, † 18.04.1914). 2002, Колла Мичери, Италия). И я хотел бы рассказать вам кое-что о жизни последнего, потому что он пример того, что мальчишеские мечты могут сбываться.

Мальчик, которого назвали в честь скандинавского бога бурь, родился в Ларвике, Норвегия. Он с детства любил природу, к этому его привела мама, которая была директором местного музея. Тор любил заниматься спортом и бродить по стране фьордов, гор и лесов, ведь тогда Норвегия была еще настоящей дикой природой. Он изучал зоологию в университете Осло, но учеба ему не очень нравилась. Он возмущался, что естественная жизнь диких животных в их естественной среде совершенно не изучена. «Мы вскрыли внутренности и пересадили ноги саламандр из брюшка на спину», — писал он позже в книге «Фату-Хива ».(1974). Тора не устраивали устоявшиеся условности, он хотел идти своим путем. Он заинтересовался Полинезией. Эта французская колония была тогда раем для зоологов. Французы еще не разграбили там природу, и в Европе медленно приближалась великая буря. Так в 1937 году двадцатидвухлетний Хейердал отправился в Тихий океан со своей младшей на два года первой женой Лив, на остров Фату-Хива Маркизского архипелага. В книге Фату-Хива пишет об их решении:«Вернуться к природе? Попрощаться с цивилизацией? Об этом легко мечтать, но делайте это по-настоящему. Я пробовал. Я пытался вернуться к природе. Я разбил свои часы между двумя камнями и отрастил волосы и бороду. Я лазила по пальмам за едой. Я порвал все связи с современным миром и ушел в пустыню с пустыми руками и босиком, как человек наедине с природой».

Хейердал и его жена (студентка экономического факультета) получили небольшой грант от Университета Осло, и приключение могло начаться. Островитяне без проблем приняли молодую пару авантюристов, да и французские власти не доставили никаких проблем. Когда стало ясно, что построенная норвежцами хижина не выдержит первого шторма, полинезийцы показали им, как они строят свои дома, и новый дом оказался значительно более пригодным для жизни и прочным. И именно здесь Тор начал то, что позже назовут экспериментальной археологией. Туземцы все еще жили во Французской Полинезии, как и их предки много веков назад. Молодой исследователь стал все больше задумываться о том, откуда на самом деле приплыли их предки и когда это было. Островитяне показали ему древние наскальные рисунки, изображающие«корабль в форме полумесяца с изогнутым дном, очень высокими носом и кормой, двойной мачтой и рядами весел».Нашему искателю приключений это стало очень интересно, ведь это судно больше всего напомнило ему древние тростниковые лодки Древнего Египта. Ничего подобного полинезийцы не строили, так откуда взялось такое судно? Кто на нем плавал? И когда? Посещая соседний с Хива остров Оа, Хейердал столкнулся с еще одной загадкой: там были большие красные каменные статуи, которые на первый взгляд показались ему колоссами-близнецами Тиуанако на озере Титикака в Боливии. Туземцы также выращивали батат задолго до прихода европейцев и рассказывали друг другу слухи о том, что их белые предки пришли с востока и что ими руководит некий Тики. Что Полинезия была заселена не только выходцами из Азии, как считали в то время ученые? Могла ли загадочная белая нация прийти из Америки? И откуда он приехал в Америку?

Эти вопросы не давали Хейердалу уснуть. Вернувшись в Европу, он стал последователем так называемой диффузионистской теории. Его сторонники считают, что развитие культур в разных частях света определяется в первую очередь не их самостоятельным развитием, а миграцией изобретений и народов. Другими словами, корни всех важных мировых цивилизаций древности восходят к одному центру. Всю свою жизнь Хейердал продвигал мысль о том, что существовала некая древняя кавказская цивилизация, которая могла породить такие, казалось бы, разные и далекие культуры, как, например, Тиуанако в Андах или протоцивилизация на острове Пасхи. Разумеется, за эти взгляды он заслужил ярлык «расист». Его противники бесконечно искажают вырванную из контекста цитату из его письма 1938 года матери в Германию:«Вы не поверите, насколько прекрасен переход от Франции к этой расе с сильным характером.» Именно тогда Тор встретил Ганса Гюнтера, ученого, который также продвигал диффузионистскую теорию. Это должно быть «доказательством» того, что он якобы «сотрудничал с нацистами». Это конечно ерунда. Тур Хейердал служил в норвежской армии во время Второй мировой войны и поэтому никак не сотрудничал с нацистами.

19

После войны Хейердал написал свою теорию о том, что индейцы с сегодняшнего перуанского побережья могли добраться до Полинезии на больших плотах из бальзы (которые еще видели испанские конкистадоры). Он уехал в США и был осмеян в нью-йоркском музее. Но это его не сломило. Согласно источникам, оставленным испанцами, он решил построить точную копию плота из бальзы Инны. Он назвал судно Кон Тики.после легендарного короля белой доколумбовой цивилизации. Кон-Тики был правителем империи, о которой рассказывали инки и которая оставила огромные руины на берегу озера Титикака. Легенда гласит, что на него напал вражеский вождь Кари. В битве у озера Титикака таинственные белые и бородатые люди потерпели поражение, но Кон Тики и его ближайшие спутники бежали через море на запад. Без единого гвоздя, согласно старинной гравюре XVIII века, его современные последователи связали бревна из бальзы пеньковой веревкой и построили плот. Запланированный круиз стал сенсацией. Не как научное предприятие, а как верная ставка на смерть. В военный порт Кальяо в Перу приезжало много любопытных и ученых, желавших увидеть юных самоубийц. Экспедиция из шести человек должна была подписать документ, в котором ВМС Перу отказывались от какой-либо ответственности. Помимо Хейердала, в состав экипажа входили: 28 апреля 1947 года плот наконец покинул южноамериканское побережье. Под норвежским флагом на мачте их несло течение Гумбольдта, а также корабельный брезентовый парус, на котором был нарисован лик бородатого бога Кон Тики, сына Солнца. Течение несло их со скоростью 80 км в сутки, медленно к полинезийским островам. Более чем за три месяца они преодолели расстояние в 8000 километров. Плавание по Тихому океану прошло успешно, даже в шторм древняя конструкция плота их не подвела. Когда через 97 дней они, наконец, достигли острова Ангатау, коралловый барьер помешал им приземлиться. Наконец, они приплыли к следующему острову Рароя, где 7 августа 1947 года завершил свое плавание Кон Тики .

20

Невозможное стало реальностью. Весть об успехе «самоубийственной экспедиции» облетела весь мир. Фильм Под знаком Кон Тики, которую авантюристы снимали во время своих путешествий, в 1950 году получил «Оскар» как лучший документальный фильм. Однако многих ученых Хейердал все равно не убедил. Его оппоненты и по сей день утверждают, что индейцы не могли добраться до Полинезии и уж точно не до какой-то белой доколумбовой цивилизации. Для подтверждения своей теории норвежский исследователь в 1953 году отправился на Галапагосские острова, где вместе с археологами Ридом и Скьёльволдом обнаружил следы присутствия индейцев задолго до прихода испанцев. Бенгт Даниэльссон, бывший член экипажа «Кон Тики» , совершил успешное путешествие в 1956 году на плоту «Таити нуи» из Океании к южноамериканскому побережью. Таким образом, он доказал, что даже полинезийцы могли достичь Америки задолго до Колумба и что путешествие через Тихий океан действительно могло происходить в обоих направлениях.

В 1955 и 1956 годах Тур Хейердал путешествовал на остров Пасхи, таинственные статуи моаи которого напоминают те, что мы и сегодня можем видеть в Перу, Эквадоре и Боливии. Его сопровождали его вторая жена Ивонн с их маленьким сыном Тором, археологи Уильям Маллой, Карлайл Смит, Эдвин Фердон, Арне Скьёльдволд и Гонсало Фигероа. Он написал книгу об этом проекте и своей теории « Аку-аку».Много лет спустя он вернулся на остров. Чешский инженер Павел Павел также принимал участие в экспедиции 1986 года. Умный уроженец Страконице придумал способ «разбить» статуи. Впервые он попробовал это в Чехословакии, где вместе с друзьями отлил конкретные копии загадочных статуй. Он написал Хейердалу об удачной попытке, и тот пригласил его на остров Пасхи, где Павел успешно повторил свое открытие, к великому удивлению официальных ученых и представителей коммунистической Чехословакии. К тайне острова Пасхи здесь.

21

Хейердал писал книги, снимал фильмы и читал лекции по всему миру. И он совершил другие экспериментальные плавания. Летом 1969 и 1970 годов он построил папирусные лодки Ра и Ра II и переплыл на них Атлантику ( Ра означает имя бога Солнца на языке древних египтян). Он хотел доказать, что египтяне и финикийцы также могли достичь доколумбовой Америки. Материалом для изготовления их кораблей был папирус. (стебли растения шахор), произрастающего не только в Египте, но и в Америке. Поэтому он искал строителя, способного изготовить лодку древних пловцов традиционным методом. И поэтому и аймара с озера Титикака в Боливии, и негры с озера Чад в Африке сотрудничали в строительстве океанских лодок из тростника. Международный экипаж, шедший под голубым флагом Организации Объединенных Наций, состоял из семи человек из семи стран. Под руководством Тора в его состав вошли Норман Бейкер из США в качестве штурмана и радиста, водолаз Жорж Сурьял из Египта, врач Юрий Сенкевич из СССР, антрополог Сантьяго Дженовес из Мексики, кораблестроитель Абдалла Джибрани из Чада и альпинист Карло Маурри из Италии. Таким образом, о предполагаемом «расизме» Хейердала не может быть и речи. Ра она отплыла из порта Сафи на атлантическом побережье Марокко 25 мая 1969 г. На парусе было нарисовано красное солнечное колесо, как символ египетского бога солнца Ра. 15-метровая лодка была повреждена штормом незадолго до пункта назначения после двухмесячного плавания и пути в 3000 миль, и экипажу пришлось покинуть судно. Однако Хейердал не сдался и построил судно немного меньшего размера, Ra II, и снова отправился в плавание в мае 1970 года. В конце концов корабль прибыл на остров Барбадос 10 июля. Путешествие длилось 57 дней и протянулось на 3720 миль, что еще раз подтвердило на практике, что, по-видимому, «примитивные» древние средства передвижения способны преодолевать расстояния в тысячи километров, и цивилизации Старого Света, возможно, оказали влияние на цивилизации Америки. Опять же, некоторые ученые отказались серьезно отнестись к его усилиям.

22

Еще одним проектом экспериментального морского путешествия Хейердала было плавание корабля «Тигр», названного в честь месопотамской реки, в 1977 году. На этот раз он хотел доказать возможность путешествий, торговли и культурного обмена между древними шумерами, египтянами и жителями города бассейна Инда (знаменитый Мохенджо-Даро). Жители болот южного Ирака в сотрудничестве с проверенными индейцами аймара традиционным способом построили камышовую лодку. Помимо Хейердала и американского мореплавателя Нормана Бейкера, русский врач Юрий Сенкевич и фотограф и альпинист Карл Маури, которые уже плавали на Ра I и Ра II, в экипаж также входили западногерманский морской капитан Детлеф Сойцек, мексиканский бизнесмен и спонсор проекта Герман Карраско Франко, японский дайвер Тору Судзуки, оператор Норрис Брок из США и трое студентов: Асбьорн Дамхус из Дании, Рашид Низар Салим из Ирака и Детлеф Сойцек из Западная Германия. «Тигр» вышел в море с нарисованным зиккуратом на парусе и под флагом ООН 11.11.1977 из Курны, Ирак. Путешествие привело авантюристов из древней Месопотамии через воды Персидского залива. Они направились в Бахрейн, где, как говорят, высадился легендарный шумерский герой Гильгамеш.

23

Они продолжились вдоль побережья Катара и через Ормузский пролив в Индийский океан. В конце декабря 1977 года экипаж Хейердала высадился в Омане и посетил город Маскат. Далее Тигрвыходил через Аравийское море в Пакистан, древние жители которого поддерживали очень активные торговые отношения с Месопотамией. Путешественники прибыли сюда в конце января 1978 года. Они высадились в бухте Рас Ормара и проследовали в Мохенджо-Даро и к месту захоронения Хараппы, в самой долине Инда . Оттуда пловцы хотели отправиться в африканское Сомали, и еще раз доказать, что старые моряки на это способны. Но международная политическая ситуация была не из лучших, Тигрза ними шли военные корабли разных государств. Только что разразился конфликт между Йеменом и Эфиопией. Маленькая тростниковая лодочка стала незваным гостем, и единственной страной, которую им, наконец, разрешили высадить в марте 1978 года, была крошечная страна Джибути, где проверенный французский Иностранный легион позаботился об их безопасности. Плавание длилось 143 дня и составило 6800 километров. В итоге Хейердалу и его людям не удалось добраться до цели буквально на несколько километров. Мир снова стал на шаг ближе к Третьей мировой войне. Посовещавшись с экипажем, Тор решился на демонстративный отчаянный жест: «Тигр» был подожжен. Хейердал направил генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму письмо, в котором описал, почему они так поступили: «В знак протеста против бесчеловечных методов мира 1978 года, в который мы возвращаемся из открытого моря, сегодня мы сжигаем свое судно вместе с парусами, такелажем и рангоутами. Мы были вынуждены прервать плавание перед входом в Красное море. Окруженные военными самолетами и военными кораблями самых цивилизованных и промышленно развитых стран мира, дружественные правительства отказали нам в разрешении на посадку в их водах. Нам пришлось высадиться в маленькой, пока еще нейтральной Республике Джибути, потому что кругом соседи и братья уничтожают друг друга благодаря средствам, предоставленным им теми, кто стоит во главе человечества на пути к третьему тысячелетию. С нашей стороны будет безответственно, мы не будем — требовать от тех, кто принимает соответствующие решения, чтобы современное оружие не попало в руки людей, чьи мечи и боевые топоры уже отвергнуты нашими предками».

Как это напоминает недавнее изгнание сербов из Косово и «гуманитарные бомбардировки» Югославии, которым так аплодировал Вацлав Гавел... Сильные мира сего до сих пор необучаемы...

Сожжение корабля Тигрэто не означало конца неутомимых исследований «последнего викинга» Хейердала. Он продолжал привлекать внимание к путешествиям доисторических народов по морям мира. Еще в девяностых годах двадцатого века он посвятил себя тайнам мегалитических построек таинственной белой нации гуанчей на Канарских островах, куда он переехал. На рубеже тысячелетий он отправился на Сицилию, где исследовал загадочный на вид объект, по строению напоминающий пирамиду майя. Он считал, что это культовое сооружение возрастом до пяти тысяч лет, которое, скорее всего, служило для поклонения Солнцу. Он также планировал крупную экспедицию в южнорусские и украинские степи у Черного моря, чтобы вместе с археологами исследовать загадочную трипольскую культуру. Прежде чем он смог осуществить свои новые планы, он уступил в неравной битве с раком. Я помню, как эта новость поразила меня. Один из моих героев ушел, я надеюсьНоатуну отдает должное. Тур Хейердал был великим человеком. Он сделал невозможное: осуществил свои мечты и доказал, что белый человек мог пересечь далекие океаны задолго до Колумба, что моря мира не разделяют континенты, а соединяют их. Что старые мифологии и легенды могут быть правдой. Он также был пропагандистом зеленой экологической идеи задолго до того, как ее подхватили всеядные Гринписы или такие морально обанкротившиеся существа, как Бурсик, Лишка или даже террорист Даниэль Кон-Бендит: «Цивилизованное человечество объявило войну своей окружающей среде . Эта борьба идет на всех континентах и ​​постепенно распространяется и на эти острова. В борьбе с природой человек может выиграть все битвы до последней. Если он выиграет и это, он погибнет, как микроб, который перережет себе пуповину».

Корабли Kon Tiki и Ra II покоятся в специальном музее в Осло. Если у вас есть поездка туда, обязательно съездите и посмотрите. Наследие Тура Хейердала живет до сих пор, его экспериментальные путешествия вдохновили многих других авантюристов, например Тима Северина.

Ресурсы

Тур Хейердал: Древние цивилизации и океан . Панорама. Прага 1983.

Тур Хейердал: Лошадь Тики . Молодой фронт. Прага 1964.

Тур Хейердал: Аку Аку. Молодой фронт. Прага 1960.

Тур Хейердал: Экспедиции Ра. Молодой фронт. Прага 1974.

Тур Хейердал: Фату Хива. Молодой фронт. Прага 1981.

Юрий Сенкевич: Экспедиция на Тигр. Панорама. Прага 1987.

Розмари Бертон и компания: Путешествия великих первооткрывателей. Книжный клуб. Прага 1994.

Вацлав Шварц: На волнах рек и океанов. Альбатрос. Прага 1984.

Поиск

Журнал Родноверие