Томаш Рогалинский, или посвист (Михал Вальчак)

Они верят в Святовида и других богов, празднуют Дедов, берегут славянские древние обычаи. Среди них есть жрецы, гусляры. Родноверы живут среди нас.

- Вы обидитесь, если я назову вас язычниками? — спрашиваю я несколько настороженно.

- Мы не очень оскорбительны. Термин язычник является самоуничижительным в устах представителей католической церкви и в их понимании этого слова. Это нас не беспокоит. Тем не менее уместным в нашем случае является термин родной, появившийся где-то в 90-х годах. Оно относится к тем, кто верит в славянских богов и все, что с ним связано. Раньше использовались такие термины, как Славянский политеизм, старая вера, — объясняет Фома Рогалинский, жрец из родной общины Гонтина из самого сердца Свентокшиских гор.

Славянское имя: Посвист. Живет под Беляной, ему 55 лет. Это человек многих профессий, в резюме он мог бы вписать хотя бы несколько: инженер-зоотехник, бурильщик, также имеет несколько степеней в области менеджмента. Он также является святым проводником. А для этого — и, возможно, прежде всего — родной.

В сообществе также есть ИТ-специалист, работник скорой помощи, слесарь, охранник, социальный работник, владелец частного бизнеса и даже строитель соломенного бревенчатого дома.

Жрец и гусляр

Матвей Иван-бармен. Славянское имя: Надбор. Он подарил их ему во время постригания. Ему 29 лет, он закончил учебу по военной истории. Жил в поселке Нова, был молодежным советником муниципалитета.

На пальце Надбора бросается в глаза перстень с изображением рогатого скота. — Это пиктографический символ НИИ, на Руси именуемый Велесом, который является богом подземного мира, богатства, купечества, а также искусств, магии и тайных знаний,

— объясняет мне Надбор.

Он также много читал о славянах и древней истории.

- Я жил всем этим, когда мне было 14-15 лет,но я не мог назвать это. У меня было все это в голове, в сердце, в душе, а потом я узнал, как это определить. Помогло обращение к другим людям, которые думают одинаково. Тогда оказалось, что не только я чувствую этот зов, этот "голос предков",

— говорит он довольно возвышенно.

Он и Посвист нашли друг друга через интернет. После чего выяснилось, что они живут В... соседних населенных пунктах.

У последнего путь к родному роду начался во второй половине 70-х годов. Участвовал в скаутском рейде в Свентокшиских горах. Он встретил людей, которых сегодня можно было бы назвать родными.

- Они заинтересовали меня. Позже и своей красочностью. И они оценили, наверное, то, что в столь юном возрасте я знал довольно много о славянах. Они пригласили меня на встречу,

— вспоминает Томаш Рогалинский.

Через некоторое время он сам начал совершать обряды. А потом уже было военное положение. Многие члены группы рассредоточились по Польше и миру.

- Это совпало с моими учебами в Люблине. Когда я вернулся, оказалось, что я остался один из этой группы,

— рассказывает она.

Только в 90-е гг. благодаря интернету он смог найти своих бывших товарищей.

- Меня попросили продолжить все это,

— сообщает он.

Сегодня в обрядах, организованных Гонтиной, в основном участвуют от 12 до 15 человек. Не все могут приехать на обряд.

Посвист-жрец, то есть родной жрец. Хранитель Веры, обычаев, памяти.


Томаш Рогалинский, или Посвист Михал Вальчак

- Жрец должен быть сокровищницей знаний и давать их по желанию,

— рассказывает он.

Роль охранника тоже важна.

- Например, когда сообщества немного отличаются друг от друга,

— уточняет он.

Для выполнения этой функции он был как бы назначен теми, кто поручил ему "продолжать деятельность" на этих территориях.

- Но если бы община не захотела меня, то я не был бы кормильцем,

— уверяет он.

Надбор — это волхв или, иначе говоря, гусляр.

- Если кто — то испытывает какой-то дискомфорт, проблему и думает, что это дело духовное, плохое окружение, он может сообщить об этом ему,

— рассказывает жрец.

- Иногда достаточно самого обычного разговора, для более серьезных дел я провожу обряды,

— признается Надбор.

Он отмечает, что у волхва в прошлом было несколько ролей.

- Обладал знаниями в области гербологии, гуслярии, домотерапии. К этому добавлялись магические действия. Но он также мог быть военачальником, пользующимся помощью духовного мира",

— говорит он.

Томаш Кругалинский: — на польских землях, однако, скорее занимался лечением, терапией, психотерапией. И магическими процедурами.

Важные места

- У нас на Кельце четыре горы, покрытые святыми валами,

— отмечает Посвист.

Одна из них, конечно, Лысая Гора или, как говорит жерка, Лысец.

- Потому что это имя старшее, так его записал Ян Длугош, — поправляет меня.

Он также перечисляет три других возвышения: замок в массиве между Высокувкой и Словцем, к тому же Гора Добжешовская и гора Гродова около Тумлина.

- Вы там? — спрашивает.

- Очень часто, — отвечает посвист. Хотя не все там можно себе позволить.

- Хотя бы из-за того, что костры в заповеднике, разумеется, не разжигаем, — признается он.

Однако местные жители рассказывают, что некоторое время назад Свентокшиский Национальный парк позволил им с помощью лесника пройти по валам, окружающим бывшее место поклонения, и с помощью системы GPS измерить их фактическую длину. Данные находятся в разработке. Обряды организуются, например, на реке Кос, которая берет свое начало на южном склоне Лысицы.

- Есть такой полуостров в форме языка, поросший папоротниками, наверное, страусиным шлейфом. И на этом полуострове или у его истоков проходили наши праздники. Сейчас мы тоже встречаемся там,

— говорит Томаш Рогалинский.

Надбор: — это красивое, очаровательное место. Но у нас есть и другие. У меня есть участок частного леса, и мы тоже встречаемся там. А Праздник урожая отмечаем на Белнянке в Макошине. Совсем недавно уроженцы Гонтины отмечали их в так называемую полноту жнецов-в ночь с 27 на 28 сентября.

"Мы идем на валы [богини — прим. ред.] Мокоши. В более чем тысячелетних кругах культового замка мы поклоняемся богам и предкам, поблагодарив за дары этого года. Мы возвращаемся на бобровую Феремию [над Белнянкой-прим. ред.], где мы предвещаем изобилие и сжигаем праздничный огонь",

— написал Томаш Кругалинский в Facebook, объявив о совместной встрече уроженцев на урожаях.

Пришло несколько десятков человек.


Лес в гмине Загнанск. Скульптура, изображающая, вероятно, Световита. Михал Вальчак

Не так давно в интернете фотограф запечатлел найденный в лесу в Загнанске камень, который считался скульптурой Святовита.

На ней написано:

" кто меня перевезет или уничтожит, да умрет"

Несколько лет назад этим делом занимался археолог Чеслав Хадамик.

- Были основания предполагать, что это из старых времен. Мы получили сигнал, что он находится как бы под лесной подстилкой. Мы провели небольшое исследование, но автор сообщил об этом, и в связи с этим мы завершили дело. Он даже утверждал, что выгравировал там дату, но мы не могли ее найти. Скульптуре было несколько лет,

— рассказывает она.

В Интернете я читаю, что скульптура была сделана как отличительная черта, чтобы приносить еду животным зимой.

- Это выглядело не столько коренным, сколько этнографическим,

— говорит Чеслав Хадамик.

Сколько родных в Свентокшиском воеводстве? Кроме Гонтины здесь пытается работать родная польский костел. Член его совета-Казимеж Мазур, живущий под конскими актерами, известный с ролью Томашека в "ночи и дни".

- Пока что у нас в Свентокшиско довольно крохотная структура. Нужно время, пока все еще ползет,

— говорит он в коротком разговоре.

Деды

Прошу вас рассказать мне, как выглядит празднование какого-то праздника. Выбирает Дедов. Последние с участием черепицы проходили на реке коса.

- Мы встречаемся через интернет. Не все хотят быть полностью открытыми из-за проблем, с которыми они могут столкнуться на работе, в школе, в колледже, со стороны семьи. Проезжая по дорогам, оставляем маленькие огоньки. Они освещают душам путь к тому месту, где они могут встретиться с нами. И где мы можем угостить их жертвенной пищей. Там мы уже разводим костер,

— начинает он свой рассказ.

- Деды, как и любой обряд, ведет жрец, рассказывает, зачем мы встретились. И он приглашает богов. Прежде всего, Ние, таже Маранна, которая является богиней мертвого времени в природе. Других богов не просят, потому что это не их праздник. Если кто-то не связан с кем-то из них, например, своим покровителем. Затем мы приносим жертвы. Всегда из меда, это наш священный напиток. Кормчий приносит жертву огню и богам, а также выпивает ее, что подчеркивает общность богов и людей. То же делают и другие — по направлению солнца. Мы также предлагаем богам пищу, которую оставляем в маленьких мисках.


Томаш Рогалинский, или Посвист Михал Вальчак

- Затем надеваются маски, чаще всего вырезанные из дерева, а иногда и из коры или кожи. Те, кто их надевают, чувствуют себя как бы отрезанными от мира. И им легче общаться с духами. Во всяком случае, они являются этими духами в глазах других участников Дедов. Маска представляет предка, душу, пришедшую в огонь согреться, съесть земную пищу. Он тоже может что-то сказать. После того, как маски сняты и призраки уходят, жерца срубает серпом засохший комок травы или зерна. Он может принести ее в огонь, как жертву, но также и на земле, что является символом гибели жизни и поклонения. Потом уже пиршество,

— заканчивает он.

Но родные тоже собираются в Купальскую ночь (в летнее солнцестояние), брачный праздник (в зимнее солнцестояние), Яра праздник (в весеннее равноденствие).

Отличается ли их обрядность от той, что была веками назад?

- Пустяками,

— утверждает Надбор.

И приводит пример: — в мире урожая я взял листок со стихами моего авторства и бросил в огонь. Как жертва. Это лишь один из примеров даров, которые складываются, урожаев прошлого года. Эти урожаи-это то, чего мы добились своим трудом.

Съезд в Кельце

В августе прошлого года в Амелиувке состоялся третий съезд польских доморощенных. Место не случайно. Вблизи горы, в том числе и Радостова, на которой, как предполагают мои собеседники, тоже могли проходить в прошлом старославянские обряды.

- Литературно описывает это в книге" Свентокшиский разбойник " Станислав Орел,

— подчеркивает Томаш Кругалинский.

Приехали около 70 человек.

10 общин со всей страны сформировали так называемую Конфедерацию коренных народов. Были обряды, лекции, например, о старославянском весеннем мире, связанном, вероятно, с культом весенней жизненности. Для трех человек, в том числе для сына свиста, была организована стрижка, то есть ритуальная стрижка волос, что символизирует прием в кругу тех, кто уже чувствует себя как-то ответственным за род.

- Даже если я не знаю, что происходило, фамилия — самое главное. Ты держишься за нее. И здесь не обсуждается. Семья, родить — это все от Бога Рода,

— твердо говорит Надбор.

Посвист объясняет:

- как родные у нас есть свои обязанности, и честь обязывает нас заботиться о семье в первом ряду, а во втором-о сообществе, от ближайшего к последнему. Это создает такие круги.


Томаш Рогалинский, или Посвист Михал Вальчак

Я немного удивляюсь, почему такое воссоединение прошло без эха в газетах или на телевидении.

- Мы нарочно его не транслировали,

— слышу я в ответ.

Свист и Надбор возмущены тем, как их окружение изображается в средствах массовой информации. В связи с первым Съездом, который в 2013 году проходил под Лодзью, их поразило сравнение внешности родных с крепостными.

- Это не та эпоха. А кроме того, что есть пряник для ветряной мельницы,

— говорят.

Их также поражает отношение к их обрядности как к фольклору.

- Мы используем сокровищницу наследия, связанного с обычаями и духовностью,

— считает Томаш Кругалинский.

Я спрашиваю, хотят ли они еще развенчать какие-то мифы о себе.

- Что мы едим кошку? Этот миф, кажется, уже прошел,

— улыбается Надбор.

- Наверняка многие удивятся, если обнаружат, что человек, которого они давно знают, является родным. Часто так бывает,

— утверждает Посвист.

Иногда в разговоре они ссылаются на католическую церковь.

- Наши боги не требуют, чтобы мы согнули шею, — замечает он разницу.

- Преимущество-не стоять на коленях, но достойно ходить по жизни,

— считает в свою очередь Томаш Кругалинский.

Фотографии Михаила Вальчака можно посмотреть здесь

Поиск

Журнал Родноверие