23 марта мы представили вам происхождение пропеллера-дингуса. Теперь мы хотим поделиться знаниями о том, как это выглядело и, возможно, все еще выглядит в разных регионах польский. Часть информации может совпадать с содержанием, показанным ранее, потому что, как общеизвестно, все происходит от язычества.

Во всей Польше Пасхальный понедельник — это время буйства и веселья И. Spigotus-dyngus, или обливание водой — Самый известный обычай. Первоначально это были названия двух отдельных обрядов (о которых мы писали ранее). Пропеллером назывался обычай обливать водой, в основном девушек и молодых женщин, а также обливать зелеными ветками и ивовыми витками, из которых были плетены специальные. Это был так называемый зеленый или сухой пропеллер. В Тешинской Силезии сначала поливали водой домохозяек и их дочерей, а затем „сушили” их, поражая корватами, то есть плетями, сплетенными из ивовых веток. Дингусом назывались мужские молодежные шествия, связанные с праздничным вопросом. Мальчики, красочно одетые, делали друг другу подарки. В деревнях их одаривали в основном яйцами и другой пасхальной едой. Синонимично для пропеллера-дингуса используются названия: пропеллурт, смигуст или лань понедельник.

Конечно, самым буйным и буйным бывал дынгус в деревне. В веселье эта инициатива принадлежала мальчикам, которые на хорошеньких, бодрых и любимых девочек наливали целые конвои и ведра воды. Они часто пользовались дынгусами. Паннам на выдаче также случалось в тот день „купаться " в прудах, прудах и кормушках для поения скота. От пропеллеров девушки убегали и прятались с визгом, но, по сути, были довольны, потому что чем больше воды на них наливали, тем больше они пользовались успехом.

В куявских деревнях до сих пор существует любопытный обычай „призыва дингусов”. Когда — то уже в воскресный вечер мальчики одалживали из двора наследника металлический таз и входили с ним на крышу трактира или хижины. Они бренчали в тазу, как в барабане, и называли имена и фамилии девушек, которые должны были быть облиты на следующий день. Этой игрой занимались два самых умелых и веселых мальчика. Один из них стоял внизу, перед сенью хижины, и говорил имена и имена другому, который стоял на крыше, обмениваясь по очереди девушками, по номерам хижин, с указанием, какая из них более аккуратная, а какая менее аккуратная. Очевидно было, что личные отношения играющего эту роль давали широкое поле для наблюдений и подрезок, основанных на его собственном взгляде и остроумии.

Вот один из примеров такого восклицания:

"Запрягайте лошадей, волов, а то вывезут фафулы-Марышки! а взять на нее четыре песчаных фурия, пять пырьевых мехов, двадцать ведер воды и мыла, чтобы смыть в гнойске, четыре длинных грации,чтобы подметать в сраки, а то и черный!"

Иногда девушка могла купить себе кварту водки, это означало, что ее имя с гордостью было упомянуто с крыши. Однако худшим оскорблением да девушки был факт, когда она вообще не упоминалась.

В Малопольске, в основном в Лиманове и окрестностях, ходили переодетые, называемые дедами-смиггерами или соломяками, потому что они носили соломенные шапки и опоясывались соломенными шапками. Они обходили дома молча, лишь изредка свистели или "туркали и укали", потому что, по преданию, представляли себе еврейских посланников, которые отказывались верить в воскресение Иисуса и проповедовать Благую весть, поэтому в наказание потеряли голос. В окрестностях Мельца ходили "смигустные деды, так называемые говорящие" ” и, поливая хозяев водой из своих сикавок, то есть больших деревянных спиц, желали им урожая.

В центральной Польше ходили с” дингусовым петухом", сначала живым, затем с чучелом, глиняным деревянным петухом, помещенным на двухколесную красную тележку, украшенную лентами и различными блестками, иногда также с куклами в региональных костюмах, вращающимися на колесе. Коляску катили ребята, которых называли "курцерами". Помимо коляски, у них были корзины для пожертвований, дингусы для воды, клекоты, называемые аистами царских кур, которые издавали большой шум, и дингусы-гадюки из складных досок, оканчивающихся шпажкой, чтобы пугать и колоть девочек. Торжества царских кур всегда носили характер ухаживания и сочетались с ходьбой на конкурсах.

Фото: Музей Мазовецкой деревни в Серпце

Поиск

Журнал Родноверие