ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКАЯ литература — явление уникальное, ни одна средневековая литература Европы не была так богата и самобытна. Бóльшая часть этого наследия — саги. Слово «saga» происходит от древнеисландского глагола segja — говорить, рассказывать (М.И. Стеблин-Каменский — Мир саги. Становление литературы. М. 2013, стр. 25).

В Исландии сагой называлось любое прозаическое повествование как устное, так и письменное (Г.В. Глазырина — Исландские викингские саги о Северной Руси. М. 1996, стр. 7). Записывать их начали не ранее середины XII в., после адаптации латинского алфавита к требованиям древнеисландского языка («Латинский алфавит был впервые применён в Исландии для письма на родном языке ещё в начале XII или даже в конце XI века» — цит. по М.И. Стеблин-Каменский — Древнеисландский язык. М. 2014, стр.10). Таким образом, термин «сага» в узком смысле относится к нарративным произведениям в прозе, которые сложились в Исландии и материковой Скандинавии в XII-XV вв. Своего расцвета саги как жанр достигают в Исландии в XII-XIV вв (А.В. Циммерлинг — Мир исландской саги. // Исландские саги. М. 2000, стр. 7-8).

Весь корпус древнеисландских саг объединяет то, что в них всегда рассказывается о прошлом. На различиях же основывались попытки их классификации, которые неоднократно предпринимались с середины XVIII века (Более подробно история классификации саг освещена в труде Г.В. Глазыриной — Исландские викингские саги о Северной Руси. М. 1996, стр.8-9). Одна из первых, основанная на степени достоверности информации, была разработана П.Э. Мюллером — все саги делятся на исторические и неисторические. Разрабатывались многочисленные классификации по «содержательному» принципу. Сигурд Нордаль предложил хронологический принцип. Принимая во внимание временной разрыв между событием и записью саги, он выделил три группы:

1) samtidssagaer — саги о современности (о событиях после 1100 г.);

2) forntidssagaer — саги о прошлом (850–1100 гг.);

3) oldtidssagaer — саги о древности (до 850г.).

По Нордалю, королевские, рыцарские, епископские саги рассредоточены по разным группам, а сказочные саги отчасти остаются неохваченными. Более актуальной представляется хронологическая шкала, которую использует М.И. Стеблин-Каменский (М.И. Стеблин-Каменский — Древнескандинавская литература. М. 1979, стр. 95-135) :

fornaldarsögur — саги о древних временах (рассказывают о событиях до заселения Исландии),

íslendingasögur— саги об исландцах или родовые саги (повествуют о событиях «века саг» — первого века заселения Исландии, X-XI вв.),

samtíðarsögur — саги о современности (описывают события в Исландии XII-XIII вв.);

кроме того он выделяет konungasögur — королевские саги, biskupasögur — саги о епископах, riddarasögur — рыцарские саги и пр.

В современном саговедении принято выделять следующие группы: саги об исландцах (родовые саги), королевские саги, саги о древних временах, епископские саги, Сага о Стурлунгах, рыцарские саги и сказочные саги. К сагам также обычно причисляют ещё две группы прозаических произведений — жизнеописания святых и переводные произведения. В основе такой классификации лежит «содержательный» принцип, и она считается общепринятой. Очевидно, что универсальная классификация саг до настоящего времени не разработана.

В 1828-1830 гг. Карл Кристиан Равн издал сборник саг и прядей (þættir), который он озаглавил Fornaldarsögur Norðrlanda — Саги о древних временах Северных стран. На основании особенностей сюжета он распределил материал по томам, выделив три группы саг: 1) основанные на древних северных сказаниях; 2) построенные на рассказах исландцев о заморских приключениях; 3) «приукрашенные сказания». Пряди — прозаические произведения малой формы, использованные в качестве вставных рассказов в более крупных произведениях — королевских и, реже, сагах об исландках и о епископах (А.В. Циммерлинг — Мир исландской саги. // Исландские саги. М. 2000, стр.10; Е.А. Гуревич Древнеисландский рассказ. // Исландские пряди. М. 2016, стр.605; Е.А. Гуревич — Древнескандинавская новелла. Поэтика «прядей об исландцах». М. 2004, стр.6-45; Сага о Финнбоги Сильном. М. 2002, стр. 99).

В трёхтомник вошло более тридцати произведений, по определению издателя — «саги, рассказывающие о тех событиях, которые произошли в северных странах, прежде чем в IX в. была заселена Исландия, или, другими словами, ранее того времени, когда появляются достоверные рассказы». (Цит. по Г.В.Глазырина — Часть Х. Саги о древних временах. // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия т. V: Древнескандинавские источники. М. 2009, стр. 241)

Таким образом, К. Равн не только ввёл термин «fornaldarsögur», но и предложил их классификацию. В настоящее время в саговедении наиболее распространена классификация саг о древних временах, предложенная К. Широм в 1970 г. (Schier K. — Sagaliteratur. Stuttgart, 1970):

1) героические саги (основаны на германском героическом эпосе);

2) викингские саги (рассказы о странствиях героев в других странах);

3) приключенческие саги (рассказы о путешествиях в далёкие, зачастую вымышленные страны).

Надо отметить, что границы между этими тремя группами саг, особенно между второй и третьей, недостаточно чёткие. Например, «Сага о Хервёр и Хейдрике» может быть отнесена и к первой, и ко второй группе, а «Сага о Гриме Мохнатые Щёки» занимает промежуточное положение между второй и третьей группами. Некоторые саги («Сага о Рагнаре Меховые Штаны и его сыновьях» или «Сага о Хальве и дружинниках Хальва») обладают чертами всех трёх групп, что не позволяет их однозначно классифицировать. А. Леруа Эндрюс (Abdrews, LeRoy A. — The Lygisǫgur // Vol. 2. SS. N.Y., 1963) предложил упростить классификацию саг о древних временах, разделив их только на две группы:

1) fornaldasögur — исландские переработки германского героического эпоса;

2) lygisögur — «лживые саги», сюжет которых — сознательный вымысел.

Впервые «лживые саги» упоминаются в древнеисландской литературе в первой части «Саги о Стурлунгах», в «Саге о Торгильсе и Хавлиди», где в рассказе о свадебном пире в Рейкьяхоларе (1119г.) говорится: «эту сагу [«Сагу о Хромунде сыне Грипа»] рассказывали королю Сверриру, и он говорил, что такие лживые саги всего забавнее. Однако есть люди, которые могут возвести свой род к Хромунду сыну Грипа». «Сага о Хромунде сыне Грипа» — типичная сага о древних временах. М.И. Стеблин-Каменский — Древнескандинавская литература. М. 1979, стр.127-128; Г.В. Глазырина — Исландские викингские саги о Северной Руси. М. 1996, стр.12-13.

pd5zrv noku

Такое деление саг о древних временах представляется наиболее убедительным, однако нельзя не согласиться с Г.В. Глазыриной в том, что терминология Леруа Эндрюс неудачна. Так, термин «fornaldasögur» в современном саговедении прочно закрепился за группой саг в целом, а термин «lygisögur» неточен по своей сути. Она предложила для первой группы произведений использовать термин героические саги (основанные на германском героическом эпосе), а для второй — викингские саги (описание викингского похода или путешествия героя в дальние страны).

По классификации Г.В. Глазыриной весь корпус саг о древних временах (fornaldasögur) распределяется следующим образом:

Героические саги: Сага о Вёльсунгах (Vǫlsunga saga), Сага о Хервёр и Хейдреке (Hervarar saga ok Heiðreks), Отрывок из саги о нескольких древних конунгах в Дании и Швеции (Sǫgubrot af nokkurum fornkonungum í Dana- ok Svíaveldi), Сага о Хальве и воинах Хальва (Hálfs saga ok Hálfsrekka), Сага об Асмунде Убийце Витязей (Ásmundar saga kappabana), Прядь о Норна Гесте (Norna-Gests þáttr), Сага о Хрольве Пешеходе (Gǫngu-Hrólfs saga), Сага о Гриме Мохнатые Щёки (Gríms saga loðinkinna), Сага о Кетиле Лососе (Ketils saga hængs), Прядь о Сёрли, или Сага о Хедине и Хёгни (Sǫrla þáttr eða Heðins saga ok Hǫgna), Сага о Хрольве Жердинке и его витязях (Hrólfs saga kraka ok kappa hans), Сага об Ане Сгибателе Лука (Áns saga bogsveigis).

Викингские саги: Сага о Гаутреке (Gautreks saga), Сага о Рагнаре Меховые Штаны и его сыновьях (Ragnars saga loðbrókar ok sona hans), Сага об Одде Стреле (Ǫrvar-Odds saga), Сага о Хрольве сыне Гаутрека (Hrólfs saga Gautrekssonar), Сага о Хальвдане Воспитаннике Браны (Hálfdanar saga Brǫnufóstra), Сага о Стурлауге Трудолюбивом (Sturlaugs saga starfsama), Сага о Торстейне сыне Викинга (Þorsteins saga Víkingssonar), Сага о Фридтьове Смелом (Friðþjófs saga ins frœkna), Сага о Хальвдане сыне Эйстейна (Hálfdanar saga Eysteinssonar), Сага об Ингваре Путешественнике (Yngvars saga víðfǫrla), Сага о Финнбоги Сильном (Finnboga saga ramma), Сага о Боси и Херрауде (Bósa saga ok Herrauðs), Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков (Egils saga einhenda ok Ásmundar berserkjabana), Сага о Хьяльмтере и Эльвире (Hjálmþés saga ok Ölvis), Сага о Сёрли Сильном (Sǫrla saga sterka), Сага об Иллуги Приёмыше Грид (Illuga saga Gríðarfóstra), Сага о Хромунде сыне Грипа (Hrómundar saga Gripssonar) и др. (Г.В.Глазырина — Исландские викингские саги о Северной Руси. М. 1996, стр.15-16).

Саги о древних временах появляются в конце XII — начале XIII вв., а их расцвет приходится на XIII-XIV вв., хотя отдельные произведения создавались вплоть до XVII в. Несомненно, что сказания и отдельные сюжеты, послужившие основой этих саг, существовали в устной традиции и раньше17. Сложности классификации саг о древних временах связаны с их чрезвычайной неоднородностью, в то время как объединены они, прежде всего, по хронологическому признаку (времена до заселения Исландии). Однако анализ их структурных, художественных и лексико-стилистических (Hallberg P. — Some Aspects of the Fornaldarsögur as a Corpus // ANF. Lund. 1982. B. 97, p. 1-35) особенностей показал, что они имеют ряд общих черт, в первую очередь, — чёткую композицию, которая отличает их от других видов саг. Большинство саг о древних временах построены по единой схеме: «вводная часть», где сообщается родословная героев и их взаимоотношения; «повествование о юности главного героя»; «мотивация его отъезда из страны»; «приключения в чужой стране»; «заключительная часть», чаще всего описывающая возвращение героя домой. При этом набор сюжетных мотивов весьма ограничен: военный поход, путешествие в дальние страны, встречи и сражения со сверхъестественными существами. Герой большинства таких саг— конунг или хёвдинг, прославленный викинг и часто имеет исторический прототип. География саг о древних временах охватывает как реальные, достоверно идентифицируемые земли, так и вымышленные страны. Герой встречается с финнами, славянами, бьярмами, сарацинами, амазонками, кинокефалами, циклопами, драконами, великанами, троллями, ведьмами и др. С одной стороны — это представители реального мира, с другой — персонажи как «родной» скандинавской фольклорной традиции, так и античной или западноевропейской литературы (Г.В.Глазырина — Часть Х. Саги о древних временах. // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия т. V: Древнескандинавские источники. М. 2009,стр.242).

Сверхъестественное настолько органично вплетено в повествование, что воспринимается как само-собой разумеющееся, эквивалентное реалистичному. Характерно также употребление большого количества имён, достоверность которых может быть подтверждена различными источниками; упоминание множества топонимов, которые достаточно точно локализуются; насыщенность правдоподобными деталями (описание вооружения, сражений и т.п.). Сюжеты героических саг основаны на общегерманских героических сказаниях и имеют параллели в скандинавских, верхненемецких или англосаксонских эпических циклах. (Сага о Финнбоги Сильном. М. 2002, стр. 101.) Их герои в большинстве своём — легендарные персонажи, а потому легко узнаваемы. Всё это создаёт историко-хронологическую и географическую «системы координат», позволяющие привязаться к действительности. Да и сам язык саги, по выражению А.Я. Гуревича, «подкупающе простой, обыденный… лишённый каких бы то ни было возвышенных красот», способствует стиранию грани между мифом и былью (А.Я. Гуревич — «Эдда» и сага. М. 1979, стр. 116). Подобное переплетение реалистичных и фантастических элементов повествования характерно для саг о древних временах.

Северный Ветер, №40, 2023, стр.133

Поиск

Журнал Родноверие