В течение ряда лет под руководством Н.К. Козловой на филологическом факультете ОмГПУ работал спецсеминар, на занятиях которого студенты занимались классификацией и систематизацией народной мифологической прозы, применяли данные принципы, в работе с текстами быличек, записанных в Прииртышье и хранящихся в ФА ОмГПУ.

Итогом этих занятий стал ряд дипломных сочинений, выполненных в разные годы выпускниками филологического факультета. Работы эти включали указатели сюжетов и мотивов по разным темам мифологической прозы (3, 5, 7, 8, 12, 13, 14, 15). "Указатель сюжетов восточнославянских мифологических рассказов о колдовстве на свадьбе", составленный А.С. Степахиной, — одна из таких работ (9).

Колдовство на свадьбе — это тема, которая, наверное, никогда не перестанет интересовать людей. Из поколения в поколение передаются рассказы о том, как уберечь одно из важнейших событий в жизни человека — свадьбу — от влияния недоброжелателей, способных не только жестоко подшутить над участниками празднества, но и испортить новобрачным всю дальнейшую семейную жизнь. В несказочной прозе восточных славян распространены тексты, повествующие о том, как свадебный поезд по воле не приглашенного на гулянье колдуна внезапно превращается в волков, как жених или невеста во время застолья вдруг начинают лаять по-собачьи, мяукать и кукарекать или как колдун, оберегая свадьбу, заставляет разбушевавшегося гостя лезть "гольем" на горячую печь…

Былички с этими и подобными мотивами широко представлены практически во всех региональных традициях России, Украины и Белоруссии, о чем свидетельствует наличие большого количества этих текстов в сборниках несказочной прозы Севера России, Урала, Восточной Сибири и в ФА ОмГПУ.

В указателе С.Г. Айвазян (1) сюжеты о колдовстве на свадьбе не выделены. Этот пробел восполнили В.П. Зиновьев в своем "Указателе сюжетов сибирских быличек и бывальщин" [4] и Н.А. Гордеева в "Указателе сюжетов быличек и бывальщин Омской области" (2). Но при классификации текстов составители придерживались тех же принципов, что и С.Г. Айвазян, поэтому сюжеты и мотивы, связанные с темой колдовства на свадьбе, вошли в общую группу "сюжетов-мотивов" о колдуне и ведьме. При этом богатейший и весьма разнообразный материал был сведен в несколько формулировок, отличающихся, с одной стороны, закрытостью и неполнотой, а с другой — неоправданной повторяемостью.

В основу данного указателя мифологических сюжетов о колдовстве на свадьбе положены принципы классификации и систематизации эпических произведений, разработанные Ю.И. Смирновым (10, 11) и адаптированные для систематизации мифологических рассказов Н.К. Козловой (6).

За единицу классификации принимается тема. В нашем случае — "Колдовство на свадьбе". И здесь значимыми являются не только (и не столько) персонажи, но и сами явления "порчи", колдовства (не всегда связанные только с колдуном или ведьмой), а также обряд свадьбы как один из трех ключевых моментов жизненного цикла человека.

За единицы систематизации принимаем сюжет и мотив. Эти понятия, в отличие от указателей типа С.Г. Айвазян, строго разведены. Из-за ограниченности объема в данной публикации представлен только указатель сюжетов. Под сюжетом при этом понимается повествование, в котором события изложены в хронологической последовательности, имеющее завязку и развязку. Сюжетный тип — общая схема ряда сюжетов, передающая стереотип мышления.

Каждое фольклорное произведение, имея сюжет, представляет собой совокупность его версий и вариантов. Связь и последовательность их сложения должен продемонстрировать систематический указатель (10).

В качестве временного критерия выбраны изменения в самом сюжетном действии. Сюжет былички — не просто та или иная комбинация мотивов, в которой один является главным. Все элементы здесь подчинены единому стержню, который организует сюжетные ходы опре-деленным образом. Таким стержнем в повествовательном произведении является конфликт, связывающий в единую цепь все мотивы и элементы, придающий им динамику. Основу конфликта былички составляют отношения между человеком и мифическим существом или, как в данной теме, — между человеком и представителем злых сил, посредником между "тем" и "этим" миром (колдуном и ведьмой). В зависимости от характера разрешения конфликта все сюжеты делятся на две три большие группы, обозначенные прописными буквами русского алфавита: А. Колдун вступает в контакт со свадьбой, вредит. Противодействие колдовству либо отсутствует, либо не имеет успеха. Неблагополучный исход; Б. Колдун вступает в контакт со свадьбой, вредит. Это встречает противодействие. Благополучный исход: В. Колдун на свадьбе совершает магические действия, не направленные на причинение участникам обряда непоправимого вреда.

Внутри тематических групп в соответствии с результатом колдовства выделены сюжетные типы, т. е. общие, абстрактные схемы рядов однотипных сюжетов. В индексах они обозначены римским цифрами (например: А.III. Бездетность). Если имеется оппозиционный сюжетный тип, то его индекс указан рядом с индексом сюжетного типа в квадратных скобках (например: А.I Превращение в животных [Оппоз. Б.II.].). Сюжетные типы состоят из сюжетов, обозначенных в индексах первыми арабским цифрами, а сюжеты, в свою очередь, могут быть представлены нескольким версиями. Текст былички изменчив, устойчиво сюжетное ядро, по которому она каждый раз как бы воссоздается заново. Если при этом традиция соблюдена точно, то мы имеем дело с вариантом. Если происходит временной сдвиг, обусловленный изменением мировоззрения, переосмыслением, забвением каких-либо существенных моментов повествования — то с версией. Версии обозначены в индексах вторыми арабскими цифрами, например: А.I.1.1. Колдун или ведьма превращает свадебный поезд или участников свадебного застолья в волков. Обратно в людей превращаются лишь через много лет несколько оставшихся в живых жертв колдовства или не превращается никто. А.I.1.2. Действие развивается так же, как в версии А.I.1.1., только жертвы колдовства превращаются в собак или кошек.

Варианты сюжетов и версий показаны отсылками на источники. Если сюжет или версия контаминируется с другими формами, то это показывается введением цифры 0, обозначающей контаминируемую часть (например: А.V.0.2.[Контаминация с сюжетом "Остановка свадебного поезда"] В результате "порчи" у свадебного поезда на дороге лопаются дуги, кони разбегаются в разные стороны [контаминируемая часть, относящаяся к сюжетному типу А.I. Остановка свадебного поезда], а невеста сходит с ума [основная часть, относящаяся к сюжетному типу Б.V. Сумасшествие].).

Сюжеты могут иметь несколько версий, а версии — множество ва-риантов, а могут быть и уникальными, представленными лишь одной формой. Ее традиционность или искусственность (подделку, фальсификацию) покажет дальнейшее привлечение материала, который, благодаря открытости системы, легко войдет в указатель. А открытым систему делает списочная нумерация.

Аннотации УС составлены так, чтобы отразить основные этапы развития действия.

При составлении указателей сюжетов и мотивов их автор имела своем распоряжении 182 текста из 12 источников: публикаций XIX в., сборников несказочной прозы XX в. (см. список принятых в работе сокращений), текстов ФА ОмГПУ и своего личного архива, состоящего из записей участников фольклорного кружка "Радуга" под руководством Л.В. Новоселовой, действовавшего при Омском городском доме творчества детей и юношества в 1996 — 1997 гг., а также собственных материалов, собранных в с. Соляное Черлакского р-на Омской обл. и в г. Омске в 1995 — 1998 гг.

Тексты неоднородны по своему качеству: наряду с достаточно полными записями, отличающимися развернутым сюжетом и наличием всех или почти всех компонентов мотивов встречаются и неполные, содержащие лишь упоминания о случаях колдовства на

свадьбе. Есть также плохо записанные и разрушенные тексты, процент которых не слишком велик.

Итак, в основу УС положены следующие принципы: тематическая классификация; разграничение понятий "сюжет" и "мотив", выбор первого в качестве единицы систематизации; подробное анноти-рование форм, дающее представление об их сути; показ изменчивости сюжетов при помощи выделения их версий; открытый характер системы.

Литература

1. Айвазян С.Г. Указатель сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологических персонажах// Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. — М., 1975.

2. Гордеева Н.А. Указатель сюжетов быличек и бывальщин Омской области (1978-1984)// Актуальные проблемы сибирской фоль-клористики. — Иркутск, 1991.

3. Ешукова Т.Н. Былички и поверья о цветке папоротника (на материале ФА ОмГПУ и публикаций XIX-XX вв.): Дипломная работа. — Омск, 1999.

4. Зиновьев В.П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин// Локальные особенности русского фольклора Сибири. — Новосиб-к., 1985;

5. Кивенко Е.Л. Мифологические рассказы о русалке. Опыт составления фольклорного сборника: Дипломная работа. — Омск, 1999.

6. Козлова Н.К. Восточнославянские былички о змее и змеях. Мифический любовник. Указатель сюжетов и тексты. — Омск, 2000.

7. Назырова Ф.Н. Мифологические рассказы о лешем. Опыт составления фольклорного сборника. — Омск, 1999.

8. Семиш О.В. Былички о разоблачении ведьмы в записях Прииртышья и публикациях XIX-XX вв.: Дипломная работа. — Омск, 1995.

9. Степахина А.С. Сюжеты и мотивы восточнославянских мифологических рассказов о колдовстве на свадьбе: Дипломная работа. — Омск, 2002.

10. Смирнов Ю.И. Восточнославянские баллады и близкие им формы/ Опыт указателя сюжетов и версий. — М., 1988.

11. Смирнов Ю.И. Сходные описания в славянских эпических песнях и их значение// Славянский и балканский фольклор. — М., 1971; Смир-нов Ю.И. Славянские эпические традиции. _ М., 1974; Смирнов Ю.И. Направленность сравнительных исследований по фольклору// Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. — М., 1981; Смирнов Ю.И. О классификации и систематизации эпических произведений// Македонский фольклор. — 1981 и др.

12. Филиппова О. Баня и ее мифический хозяин в быличках и поверьях Прииртышья: Дипломная работа. — Омск, 1996.

13. Халюта Е. Былички Прииртышья о домовом: Дипломная работа. — Омск, 1996.

14. Чарушина Е. Сюжет "Невеста из бани" (по материалам ФА ОмГПУ и публикациям XIX-XX вв.): Дипломная работа. — Омск, 1992.

15. Шумейко Е.Г. Сюжеты и мотивы о колдуне (ведьме) в быличках Прииртышья. — Омск, 1996.

Указатель сюжетов восточнославянских быличек о колдовстве на свадьбе

А. Колдун* вступает в контакт со свадьбой, вредит. Противодействие колдовству либо отсутствует, либо не имеет успеха. Неблагополучный исход.

* Лица, обладающие магическими способностями, в восточнославянских мифологических текстах о колдовстве на свадьбе могут называться и по-другому (см. "Указатель мотивов восточнославянских быличек и поверий о колдовстве на свадьбе", но здесь мы будем называть их только "колдун" или "ведьма".

А.I. Превращение в животных [Оппоз. Б.II.]

А.I.1.1. Колдун или ведьма превращает свадебный поезд или участников свадебного застолья в волков. Обратно в людей превращаются лишь через много лет несколько оставшихся в живых жертв колдовства или не превращается никто.

Исаевич, с. 700 (1); Колчин, с. 38; Ляцкий, с. 40; Русский Север, № 330; ЭК — 14/1981, № 65; ЭК — 9/1982, № 42; ЭК — 2/1988, № 17; ЭК — 3/1989, № 74; ЭК — 6/1996, № 20

А.I.1.2 Действие развивается так же, как в версии А.I.1.1., только жертвы колдовства превращаются в собак или кошек.

ЭК — 6/1996, № 2

А.I.2. Две ведьмы "оборачиваются" волками (способ не указан) и выходят на дорогу встречать свадебный поезд. Были ли попытки нейтрализации колдовства, не указано. Неблагополучный исход (точно не указан).

ЭК — 37/1980, № 1-а

А.II. Смерть [Оппоз. Б.III.]

А.II.1. Прежняя возлюбленная жениха встречает на дороге свадебный поезд и совершает злокозненные магические действия: проклинает жениха, предрекая ему скорую смерть. Окружающие не придают этому значения и не принимают необходимых мер (не пытаются "отворотить" порчу). Через некоторое время после свадьбы молодой умирает.

ЭК — 3/1975, № 58; ЭК — 9/1989, № 86

А.II.2. Прежняя возлюбленная жениха на свадебном застолье угощает невесту пельменями, которым каким-то образом были приданы магические свойства. Та выходит якобы подышать свежим воздухом, идет в рощу за деревней и кончает жизнь самоубийством (вешается).

ЛА, № 20

А.II.3. Недоброжелатели накануне свадебного застолья подбрасывают в самогон змею, которая выпускает туда яд. Во время свадебного застолья этот самогон подносят молодым, и те, отравившись, умирают.

ЛА, № 22

А.II.4. Колдун на свадьбе или перед ней "портит" молодых, в результате чего те во время первой брачной ночи начинают плясать (им кажется, что с ними пляшет "испортивший" их колдун или что он им велел плясать), или совершать непотребные действия (дерутся, рвут друг на друге одежду, лают, кукарекают, заталкивают друг друга в "подпечье" (?) и т. д.).

Водлозерье, №№ 112, 113, 114, 129

III. Бездетность

А.III.1. На свадьбе мать отвергнутого жениха совершает злокозненные магические действия: проклинает невесту (говорит ей: "Будзяшь жа ты меня помниць увесь свой век!"), в результате чего супруги на всю жизнь остаются бездетными.

Демидович, с. 124

А.IV. Болезнь [Оппоз. Б.VII.]

А.IV.1. Парень, женившийся на дочери ведьмы или отвергший прежнюю возлюбленную и женившийся по воле родителей на другой девушке, вскоре после свадьбы начинает болеть какой-то необычной болезнью ("икает по-петушиному", "до бога лезет", его рвет сажей и т. д.). Мать пытается вылечить его: обмывает водой икону (какую именно, не указано) и поит этой водой, — но лечение оказывается безрезультатным, и больной через некоторое время умирает.

ЭК — 9/1975, № 75

А.IV.2.1. Женщина, которую на свадьбе "испортили" (во время венчания: погладили 3 раза по волосам; точно не указано, как именно) колдун, ведьма или прежняя возлюбленная жениха, во время свадьбы или вскоре после нее начинает болеть какой-то необычной болезнью ("сохнет", наваливается на стенку, плачет, поет, ругается, ее "ломает всяко"; у нее вырастает большой живот, хотя она не беременна). Лечение либо отсутствует, либо не помогает. Она продолжает болеть всю жизнь или умирает через некоторое время после свадьбы.

Водлозерье, № 113; ЭК — 9/1975, № 9; ЭК — 12/1975, № 65; ЭК — 22/1979, № 28; ЭК — 11/1981, № 124

А.IV.2.2. Развитие сюжета такое же, как в версии А.V.2.1., но добавляется следующий сюжетный ход: невеста заболевает после того, как они с женихом, встав под венец, показались друг другу волками и разбежались от испуга в разные стороны.

Русский Север, № 333

А.V. Сумасшествие [Оппоз. Б.V., Б.VI.]]

А.V.1. Колдун во время свадебного застолья "наводит порчу" на жениха, и тот "делается дураком".

ЭК — 12/1980, № 28

А.V.0.2.[Контаминация с сюжетом "Остановка свадебного поезда"]

В результате "порчи" у свадебного поезда на дороге лопаются дуги, кони разбегаются в разные стороны, а невеста сходит с ума.

ЭК — 15/1983, № 25

А.V.3. Колдун, используя определенные магические средства (втыкает в погребе нож под маточную балку; тайком подливает невесте чай, настоянный на лягушачьей коже; невесту кусает "напущенная" им собака и т. д.) "наводит порчу" на невесту, в результате чего та сходит с ума или становится периодически подверженной приступам сумасшествия, кликушествует в церкви.

ЭК — 6/1980, № 58; ЭК — 33/1986, № 36; ЭК — 4/1989, № 109

А.VI. Несчастливая супружеская жизнь [Оппоз. Б.IX.]

А.VI.1. Ведьма с помощью определенных магических действий (с распущенными волосами пролезает под столом и обходит вокруг молодых) "портит" жениха. Он тут же начинает отказываться жить с невестой. Потом его уговаривают, но живут они очень плохо.

ЭК — 11/1989, № 216

А.VI.2. Колдун, желая "навести порчу" на молодых, подбрасывает им комки земли, оставшиеся после собачьей драки, в результате чего супруги потом всю жизнь "дерутся, как собаки".

ЭК — 32/1979, № 3

А.VI.3. В результате "порчи" все участники свадебного застолья "расползаются раком" и лают по-собачьи, а молодые потом всю жизнь живут очень плохо.

Зиновьев, № 304

А.VII.Расставание [Оппоз. Б.X.]

А.VII.1. Ведьма с помощью магических действий (бросает перед молодыми магическое средство (собаку с кошкой; завернутые в лоскут от рубахи бездетной женщины лучинку от сухого дерева волосы вдовца, вдовы и "бабы гулящей", заговоренные и пролежавшие ночь на болоте) и произносит заговор (см. Указатель мотивов) или проклятие: "Как кошка с собакой живут, так и вы будете!"; магические действия не указаны) "портит" молодых, когда те едут в свадебном поезде или выходят из церкви (загса), в результате чего те через некоторое время после свадьбы расходятся.

ЛА, № 4; Шейн, с.557; ЭК — 1/1988, №31

А.VII.2. Ведьма с целью "испортить" молодых рассыпает золу поперек дороги, по которой будет проезжать свадебный поезд. Молодые нечаянно встают на эту золу и в результате вскоре после свадьбы расходятся.

ЛА, № 24

А.VII.3. Недоброжелатели с целью "испортить" молодых накануне свадьбы зашивают им в матрац и подушки магическое средство (швейные иглы, клочки собачьей и кошачьей шерсти), в результате чего те через некоторое время после свадьбы расходятся. Позже невеста случайно находит магическое средство и выбрасывает его, однако, выходя замуж второй раз, она не предпринимает необходимых мер предосторожности, и на нее опять "наводят порчу" тем же способом и с тем же результатом.

ЛА, № 25

Б. Колдун вступает в контакт со свадьбой, вредит. Это встречает противодействие. Благополучный исход.

БI. Остановка свадебного поезда

Б.I.1.1. Колдун с помощью магических действий (разламывает соломинку и бросает половинки по разные стороны дороги; подбрасывает в свадебный поезд стручок с 9-ю горошинами; не указано каких) "шутит" над свадебным поездом: кони не могут тронуться с места, внезапно останавливаются, кружат, распрягаются, падают, поворачивают назад; за свадебным поездом бежит свинья. Ситуация исправляется после угощения колдуна [и приглашения его на свадьбу]: он сам нейтрализует свои злокозненные действия (обходит вокруг лошадей, что-то шепчет; точно не указано, что именно делает).

Водлозерье, №№ 116, 122; Зиновьев, №№ 285, 286, 287,289. 291, 300, 301, 306; ЛА, № 1; Русский Север, № 329; ЭК — 6/1974, № 52; ЭК — 9/1975, № 12; ЭК — 22/1979, № 19; ЭК — 22/1979, № 57; ЭК — 28/1981, № 97; ЭК — 9/1982, № 40; ЭК — 9/1982, № 44; ЭК — 13/1982, № 157; ЭК — 4/1985, № 141; ЭК — 2/1988, № 70; ЭК — 8/1988, № 62; ЭК — 9/1988, № 29; ЭК — 8/1989, № 188; ЭК — 10/1989, № 120; ЭК — 1/1990, № 47; ЭК — 1/1990, № 103; ЭК — 13/1991, № 169

Б.I.1.2. Сначала действие развивается как в версии Б.I.1.1., затем колдун или ведьма добровольно нейтрализуют свои злокозненные действия (что-то шепчут, обходят вокруг лошадей и т. п.), т. к. навредили, сами того не желая (было "невтерпеж" "испортить" свадьбу) или хотели лишь показать свою силу, а не "портить" свадьбу; не указаны причины такого поведения), и ситуация исправляется.

Вятский ф-р, № 286; Зиновьев, № 313; ЭК — 10/1989, № 152

Б.I.1.3. Сначала действие развивается как в версии Б.I.1.1., затем ситуация налаживается в результате помощи другого "знаткого", который нейтрализует чужие злокозненные действия ("отговаривает" магическое средство (клопа в коробочке, положенного на дорогу перед свадебным поездом), обходит вокруг лошадей с иконой, что-то шепчет и т. п.).

ЭК — 7/1980, № 49; ЭК -2/1988, № 18; ЭК — 7/1988, № 46; ЭК — 24/1988, № 40; ЭК- 11/1990, № 52

Б.I.1.4. Сначала действие развивается как в версии Б.I.1.1., затем ситуация исправляется после наказания "знатким" дружкой (произносит фразу с магическим значением; 3 раза обходит с иконой свадебный поезд) колдуна (тот все время, пока идет свадьба, стоит в воротах дома жениха и не может сдвинуться с места (при этом он кажется гостям голым) или просто очень мерзнет, т. к. дело происходит зимой, а он в легкой одежде).

ЭК — 5/1975, № 50; ЭК — 6/1983, № 15

Б.I.1.5. Сначала действие развивается как в версии Б.I.1.1., затем ситуация исправляется после того, как кто-то из гостей находит и выбрасывает из свадебного поезда магическое средство (стручок с 9-ю горошинами).

ЭК — 9/1982, № 43; ЭК — 13/1990, № 76; ЭК — 14/1990; № 50

Б.I.1.6. Сначала действие развивается как в версии Б.I.1.1., затем колдовство, проявившись один раз, прекращается само собой, и свадьба благополучно продолжается (например, кони распрягаются, поезжане, не предпринимая никаких магических действий для нейтрализации "порчи", запрягают их заново, и свадебный поезд едет дальше, не встречая никаких препятствий).

Зиновьев, №№ 288, 290; ЭК — 30/1981, № 52

Б.I.1.7. Сначала действие развивается как в версии Б.I.1.1., затем колдовство не проходит (кони всю дорогу идут очень медленно, с большим трудом, все время распрягаются), но свадебные поезд все же кое-как добирается до церкви или до дома.

Вятский ф-р, №№ 284, 285; ЭК — 6/1980, № 52

Б.I.2.1.Колдун с помощью магических действий (не указано каких) "шутит" над свадебным поездом: поезд останавливается, поезжане вылезают из повозки или саней и начинают совершать непотребные действия (целуют невесту, кидают ей в подол "колтяхи" [конский навоз], моют зад в реке и т. д.). Через некоторое время колдовство проходит само собой, и свадебный поезд едет дальше.

Русский Север, № 332; ЭК — 6/1980, № 57; ЭК — 4/1990, № 56

Б.I.2.2. Сначала действие развивается почти как в версии Б.I.2.1. (поезжане хлещут себя вениками, как в бане), затем ситуация исправляется после угощения колдуна, который "навел порчу" и нейтрализации им последствий своего колдовства (способ нейтрализации не указан).

ЭК — 27/1988, № 88

Б.I.2.3.0. [Контаминация с сюжетным типом "Дока на доку"]

Сначала действие развивается как в версии Б.I.2.1., затем добавляется контаминируемая часть: "знаткой" дружка мстит колдуну (с помощью не указанных исполнителем магических действий посылает в него нож (кинжал)). Тот спасается благодаря собственной находчивости (прячется за жернов или бочку с водой, которые нож не может пробить).

Зиновьев, №№ 309, 310

Б.I.2.4. Сначала действие развивается как в версии Б.I.2.1., затем колдун по просьбе окружающих, которым он демонстрировал свои магические способности, нейтрализует свои злокозненные действия (способ нейтрализации не указан), и ситуация исправляется.

Зиновьев, № 302

Б.I.2.5.0. [Контаминация с сюжетным типом "Невмешательство" колдуна"]

Сначала действие развивается как в версии Б.I.2.3., затем добавляется контаминируемая часть: над следующей свадьбой колдун отказывается шутить, мотивируя это тем, что там дружка "сильнее" его (колдун видит, как перед свадебным поездом бежит собака с длинными ушами, которую не видят окружающие), или тем, что в этой свадьбе, в отличие от предыдущих, нет колдунов и ее охраняет сама Богородица.

Иванов, с. 104; ЭК — 3/1988, № 50

Б.I.2.0.6. [Контаминация с версией Б.I.1.6.].

Колдун с помощью магических действий (давит на окне вошь, глядя на проезжающий мимо свадебный поезд) останавливает свадебный поезд (лопается дуга). Колдовство проявляется один раз и прекращается само собой (дугу меняют, свадебный поезд благополучно доезжает до церкви, молодые венчаются и едут в дом жениха).

Во время поездки в дом жениха возобновляется действие колдовства, и свадебный поезд вновь останавливается. Поезжане вылезают из повозки и начинают совершать непотребные действия (целуют невесту в половые органы). Вскоре колдовство прекращается само собой.

Зиновьев, № 309

Б.I.3.1. Колдун "наводит порчу" (разламывает прут и бросает половинки вниз по течению реки, через которую переправляется свадебный поезд; не указано как) на свадебный поезд: под молодым (дружкой) падает [дохнет] лошадь. Ситуация исправляется после наказания другим "знатким" (женихом или дружкой) (произносят фразу с магическим значением: "Сумел завалить кобылу, сумеет и съесть"; обходят всех гостей; разламывают плеть и бросают половинки в ту сторону, откуда была наслана "порча") колдуна (тот грызет павшую лошадь, ест пригоршнями траву) [и приглашения его на свадьбу].

Зиновьев, № 311; ЭК — 9/1973, № 73; ЭК — 31/1980, № 2

Б.I.3.2. Сначала действие развивается как в версии Б.I.3.1., затем ситуация исправляется следующим образом: по совету другого "знаткого" запрягают самую плохую лошадь, та за воротами падает, и тогда запрягают хорошую лошадь и свадьба благополучно продолжается.

ЭК — 6/1980, № 52

Б.II. Превращение в животных [Оппоз. А.I.]

Б.II.1.1. Колдун с помощью магических действий (не указано каких) "наводит порчу" на свадебный поезд: превращает молодых или всех поезжан в волков. Ситуация исправляется после угощения колдуна [и приглашения его на свадьбу]: он совершает определенные магические действия (не указано какие), в результате которых жертвы "порчи" вновь становятся людьми, и свадьба продолжается.

Вятский ф-р, №№ 250, 252

Б.II.1.2 Действие развивается почти как в версии Б.II.1., только жертвы "порчи" превращаются не в волков, а в собак, и указан способ нейтрализации колдовства (колдун выходит за ворота дома, откуда выехал свадебный поезд, и произносит фразу с магическим значением: "Возвращайтесь все")

ЭК — 30/1981, № 50

Б.II.1.3. Сначала действие развивается как в версии Б.II.1.1., затем ситуация исправляется через некоторое время после проявления колдовства, когда колдун по не указанной исполнителем причине нейтрализует действие "порчи" (способ нейтрализации не указан) и оборотни вновь становятся людьми.

Вятский ф-р, № 251

Б.II.1.4. Действие развивается почти как в версии Б.II.1.3., только колдовство проходит само собой через заранее определенное колдуном время (3 года; точно не указано какое).

Русский Север, №№ 329, 332

Б.II.1.5. Действие развивается почти как в версии Б.II.1.4., только колдовство нейтрализуется не само собой, а в результате помощи другого "знаткого", случайно "отличившего" [заметившего среди волков] жениха-оборотня (способ нейтрализации не указан).

Кемерово, № 269

Б.II.1.6. Сначала действие развивается как в версии Б.II.1.1., затем ситуация исправляется через несколько дней, когда другой "знаткой находит и расколдовывает" "волков" и наказывает ведьму, которая "навела порчу" (велит зарезать лошадь и положить ее у ворот дома жениха, пригоняет туда оборотней, те перескакивают через лошадиную тушу и вновь становятся людьми; ведьма, пока оборотни бегут к дому жениха, грызет лошадь, а за час до их появления умирает).

ЭК — 5/1975, № 179

Б.II.1.7. Сначала действие развивается как в версии Б.II.1.1, но в волков превращаются только лошади в свадебном поезде, а поезжанам никакого вреда не причиняется. Колдовство проявляется один раз и больше не повторяется.

Русский Север, № 320

Б.III. Попытка отравления [Оппоз. А.II.]

Б.III.1. Ведьма пытается "навести порчу" на молодых, подсунув им еду, над которой, видимо, были совершены какие-то магические действия, в результате чего она стала ядовитой. "Знаткой", оберегающий свадьбу, или гости на свадебном застолье распознают это магическое средство и выбрасывают его или обращают "порчу" на не очень ценные объекты (двух поросят), в результате чего молодые остаются живы.

Колчин, с. 37-38; Русский Север, № 330

Б.IV. Непотребное поведение

Б.IV.1.1. В результате "порчи" (способ "порчи" не указан) молодые (или кто-то один из них) [и гости] во время свадебного застолья внезапно начинают лаять, мяукать, кукарекать и т. п. Ситуация исправляется после помощи другого "знаткого" (способ нейтрализации "порчи" не указан).

Зиновьев, № 294; ЭК — 9/1975, № 10

Б.IV.1.2. Сначала действие развивается как в версии Б.III.1.1., затем ситуация исправляется после медицинской помощи: молодой делают операцию, во время которой у нее из желудка достают щенят и котят.

ЭК — 28/1984, № 19

Б.IV.2. В результате "порчи" (способ "порчи" не указан) молодые во время свадебного застолья внезапно начинают ругаться и драться. Ситуация исправляется после приглашения и угощения колдуна, который "навел порчу" (способ нейтрализации колдовства не указан).

ЭК — 52/1980, № 33

Б.IV.3. Колдун "портит" свадьбу (способ "порчи" не указан): после свадебного застолья гости, вместо того, чтобы расходится по домам, начинают лезть на кровать, приготовленную для молодых, стараясь подвинуться поближе к стене. Ситуация исправляется после приглашения колдуна и его магических действий (увещевает гостей: "Ну, господа гости, милости просим к нам!"), в результате которых гости встают с кровати и идут гулять.

Зиновьев, № 296

Б.V. Временное помрачение рассудка [Оппоз. А.V.]

Б.V.1.1. В результате "порчи" (способ колдовства не указан) жених или невеста "дуреет": отказывается вступать в брак (либо немотивированно, либо из-за того, что лицо невесты (жениха) кажется ему (ей) рябым). Ситуация исправляется после приглашения и угощения колдуна, который "навел порчу" (способ нейтрализации колдовства не указан).

Зиновьев, №№ 292, 294

Б.V.1.2. Сначала действие развивается как в версии Б.IV.1.1. (указан способ колдовства — проклятие), затем колдовство не прекращается, но свадьба все же кое-как проходит.

Зиновьев, № 295

Б.V.2. Жених просит ведьму "показать" ему невесту (та до свадьбы жила очень далеко, и он ее ни разу не видел). Ведьма соглашается сделать это на смотринах, но во время обряда "шутит" над женихом: подает ему вино, над которым, видимо, были совершены какие-то магические действия. В результате "порчи" невеста кажется жениху медведицей. Исход точно не указан, но можно предположить, что колдовство в данном сюжете действует только во время смотрин и больше не повторяется. (Ср.: Б.IV.3.)

Вятский ф-р, № 253

Б.V.3. Ведьма "наводит порчу" на молодую, и та после свадьбы начинает по ночам казаться мужу медведицей. Ситуация исправляется в результате помощи другого "знаткого" (способ нейтрализации "порчи" не указан). (Ср.: Б.IV.2.)

Вятский ф-р, № 254

Б.V.4.1. В результате "порчи" (способ колдовства не указан) гостям на свадебном застолье, кажется, что вместо пола вода. Они забираются на стол, поднимают подолы, чтобы не замочиться и т. п. Ситуация исправляется после того, как жертвы колдовства начинают читать молитвы. (Ср.: Б.IV.5.)

ЭК — 6/1983, № 16

Б.V.4.2.Действие развивается как в версии Б.IV.2.1., затем колдовство через некоторое время проходит само собой.

Кемерово, № 270; ЭК — 22/1979, № 66

Б.V.5. В результате "порчи" (способ колдовства не указан) жениху, приехавшему за невестой, с порога кажется, что в доме нет пола (видно то, что находится в подполе). Ситуация исправляется, как только тот отваживается перешагнуть через порог: он сразу же начинает видеть пол. (Ср.: Б.V.4.1., Б.IV.4.2.)

Вятский ф-р, № 259

Б.V.6.1. Пришедший на свадьбу колдун "наводит порчу" на свадебное застолье (способ "порчи" не указан): на столах начинает двигаться посуда. Ситуация исправляется в результате помощи этого же колдуна, (он проходит вдоль столов, и посуда перестает "плясать").

Зиновьев, № 287

Б.V.6.2. Сначала действие развивается как в версии Б.IV.3.1., затем ситуация исправляется после помощи "знаткого", оберегающего свадьбу (магические действия не указаны), [и наказания им ведьмы, которая "навела порчу" (способ нейтрализации "порчи" не указан) (она сначала не может отойти от стомяка [столба, на котором висит умывальник], потом перетаскивает в подоле весь навоз, оставшийся от коней из свадебного поезда)]

Колчин, с. 37-38; ЭК — 27/1988, № 1

Б.VI. Сумасшествие [Оппоз. А.V.]

Б.VI.1. В результате "порчи" (способ колдовства — заговор) молодая во время первой брачной ночи сходит с ума. Ситуация налаживается через некоторое время в результате помощи другого "знаткого" (он "зашептывает" "порчу").

ЭК — 11/1990, № 6

Б.VII. Болезнь [Оппоз. А.IV.]

Б.VII.1.1. В результате "порчи" (способ колдовства не указан) молодая после свадьбы начинает болеть какой-то необычной болезнью (все время лежит и не может встать). Ситуация исправляется через год, когда больная вспоминает, что не "одарила" кого-то на свадьбе и "одаривает" его (способ нейтрализации им "порчи" не указан).

Щербинина, № 3

Б.VII.1.2. Сначала действие развивается почти как в версии Б.VII.1.1. (молодая [и свекровь] начинают "лезть на стенки", у молодой жены раздувается живот). Ситуация исправляется после помощи другого "знаткого" (способ нейтрализации "порчи" не указан) и выявления [и наказания] им колдуна или ведьмы, которые "навели порчу" [(заставляет таскать конский навоз, пока не попросят прощения)].

ЭК — 10/1972, № 162; ЭК — 9/1975, № 11

Б.VII.2.1. Колдун или ведьма во время свадебного застолья "портят" молодых и гостей: ночью у них начинается понос. Ситуация исправляется к утру, когда действие колдовства проходит само собой.

ЭК — 12/1980, № 30; ЭК — 30/1981, № 51

Б.VII.2.0.2. [Контаминация с сюжетом "Остановка свадебного поезда"]

Ведьма встречает на дороге свадебный поезд и просит, чтобы ее угостили. В ответ на отказ она с помощью магических действий (произносит проклятие: "Ну, а раз без водки едете, так вот и стойте") останавливает свадебный поезд. Ситуация исправляется после угощения ведьмы: она нейтрализует свои злокозненные действия (не указано каким способом), и свадебный поезд едет дальше.

Во время свадебного застолья ведьма продолжает свои злокозненные магические действия: "наводит" на жениха понос (не указано каким способом). Ситуация исправляется после просьбы жениха "снять порчу" и нейтрализации ведьмой своих магических действий (не указано каким способом).

ЛА, № 1

Б.VII.3. В результате "порчи" (магические действия не указаны) молодые [и гости] во время свадебного застолья внезапно "помирают" [теряют сознание, их никак не могут привести в чувство]. Ситуация исправляется после приглашения колдуна, который "навел порчу" и нейтрализации им своих злокозненных действий (окунает ножницы в стакан с водой и брызгает ей на лежащих).

Зиновьев, №№ 297, 298, 299

Б.VII.4. Гостью на свадебном застолье угощают самогоном из заговоренной ради баловства (хотели посмотреть, что из этого получится) мерной кружки. На следующий день ее тело начинает покрываться рыбьей чешуей. Ситуация исправляется через несколько дней в результате помощи другой "знаткой" (способ нейтрализации "порчи" не указан).

1988 — без №

Б.VIII. Неспособность к выполнению супружеских обязанностей

Б.VIII.1.1. Колдун "наводит порчу" на жениха (засовывает сложенный и завязанный кусок бересты в щель от удара топором в полене и накануне свадьбы прячет это полено в поленнице у жениха): у того пропадает мужская сила. Ситуация исправляется после просьбы молодого "снять порчу" и помощи колдуна (велит найти в поленнице магическое средство и вытащить из полена бересту, что молодой и делает).

Водлозерье, № 130

Б.VIII.1.2. Сначала действие развивается почти как в версии Б.VIII.1.1. (магические действия не указаны), затем ситуация исправляется в результате помощи другого "знаткого" (способ нейтрализации колдовства не указан).

ЭК — 30/1981, № 53

Б.VIII.2. В результате "порчи" (магические действия не указаны) жених в первую брачную ночь не может найти у невесты половые органы (ему кажется, что там привязана сковорода). Ситуация исправляется в результате помощи другого "знаткого" (способ нейтрализации колдовства не указан).

Вятский ф-р, № 268

Б.IX. Несчастливая супружеская жизнь [Оппоз. А.VI.]

Б.IX.1. Отвергнутая невеста жениха с помощью определенных магических действий (крадет у молодых кашу, потом ходит поперек дороги свадебного поезда и "нитки цкет [ткет]" (?)) "наводит порчу" на молодых: те через некоторое время после свадьбы начинают жить недружно, часто ссориться. Ситуация исправляется в результате помощи другого "знаткого" (тот "пускает по ветру" какие-то слова с магическим значением).

Русский Север, № 331

Б.X. Расставание [Оппоз. А.VII.]

Б.X.1. Свекровь-ведьма с помощью определенного магического действия (зашивает молодым в матрац пачку швейных игл) "наводит порчу" на молодых: жених в первую брачную ночь уходит от невесты, потом возвращается, но живут они очень недружно. Через некоторое время жена с ребенком уходит жить к матери. Та однажды случайно находит зашитые иглы и по совету "знаткого" бросает их в печь, тем самым нейтрализуя колдовство. В результате зять возвращается к дочери, а сватья признается в колдовстве и вскоре умирает.

ЭК — 49/1980, № 105

В. Колдун на свадьбе совершает магические действия, не направленные на причинение участникам обряда непоправимого вреда.

В.I. "Дока на доку"

В.I.1. "Знаткой" с помощью определенных магических действий (заставляет выпить водку, которой, видимо, каким-то образом были приданы магические свойства; не указано каких) наказывает колдуна, намеревавшегося "испортить" свадьбу. У того вырастают рога, и он умирает; у него выпадают в стакан с водкой зубы (а в них, по мнению некоторых исполнителей, заключена вся сила колдуна) и встают на место только после того, как он попросит прощения за свои намерения; он всю ночь, пока идет свадьба, ходит по огороду и собирает "шавяки" (навоз); "знаткой" выводит его на реку, где тот примерзает ко льду и не может сдвинуться с места, пока не попросит прощения и т. п.

Вятский ф-р, №№ 255, 294; Зиновьев, № 314; Исаевич, с. 700 (2); ЭК — 16/1975, № 92; ЭК — 16/1975, № 103; ЭК — 16/1975, № 104; ЭК — 2/1988, № 38

В.I.2. "Знаткой" дружка или приглашенный оберегать свадьбу колдун с помощью определенных магических действий (закручивает вожжи на придорожном столбе и одевает на этот столб шапку; не указано каких) предотвращает действие "порчи", обращая ее на не очень ценные предметы (столб, двух поросят) или вообще нейтрализуя ее [и наказывает колдуна, который "навел порчу" (тот ест пригоршнями траву и т. п.), или предупреждает его, что в следующий раз накажет

Зиновьев, №№ 303; Колчин, с. 37-38

В.I.3. "Знаткой" с помощью определенных магических действий (не указано каких) наказывает колдуна, который "навел порчу" на свадебный поезд и сам же ее исправил, после того, как поезжане пожаловались ему на этого колдуна (тот стоит во дворе "знаткого" на коленях, "воет" и просит прощения, потом его прощают, и действие колдовства проходит).

Зиновьев, № 315

В.I.4.1. Два колдуна во время свадебного застолья с помощью определенных магических действий (заставляют выпить водку, которой, видимо, каким-то образом были приданы магические свойства; не указано каких) демонстрируют друг другу и окружающим свои способности, желая доказать собственное превосходство и унизить противника (у более "слабого" колдуна выпадают зубы и встают на место только после того, как его простит более "сильный" колдун; его притягивает вверх ногами к потолку; он оказывается в печной трубе; по воле "сильного" колдуна он идет на реку и всю ночь, пока идет свадьба, ходит по льду и т. п.).

Водлозерье, № 123; Зиновьев, № 312; Иванов, с. 100, 100-101; ЭК — 22/1979, № 19; ЭК — 30/1981, № 29; ЭК — 8/1988, № 62; ЭК — 8/1988, № 118

В.I.4.2. Цель действий колдунов та же, что и в версии В.I.3.1., но магические действия (складывают руки "лодочкой" и что-то шепчут, глядя на свадебный поезд; не указано какие) направлены не на колдуна-соперника, а на оберегаемую им свадьбу (свадебный поезд останавливается, поезжане вылезают и совершают непотребные действия; во время свадебного застолья гостям кажется, что в доме вместо пола вода, и т. п.).

Зиновьев, № 313; ЭК — 1/1990, № 132

В.I.5. Два колдуна во время свадебного застолья не могут усидеть за одним столом. Уходит более "слабый" колдун.

Зиновьев, №№ 316, 317

В.II. "Невмешательство" колдуна

В.II.1. Колдун просит, чтобы ему каким-нибудь образом помешали придти на свадьбу (заперли в чулане, привязали к столбу и т. п.), т. к. свадьба у его родственников (выходит замуж внучка), а он чувствует непреодолимую потребность "испортить" свадьбу, но не хочет причинять зла родным. [Он просит сноху выпустить его, когда свадебный поезд уже уедет в церковь, но та забывает выполнить его просьбу, а когда наконец отпирает чулан, то находит свекра мертвым.]

Ушаков, с. 168-169; ЭК — 10/1989, № 153

В.II.2. Колдун, у которого женится сын, хочет пойти "поглядеть на молодых", но его не пускает жена.

ЭК — 14/1991, № 50

В.III. Колдун оберегает свадьбу.

В.III.1. Колдун с помощью определенных магических действий (не указано каких) оберегает свадебный поезд: "знающие" люди видят, как перед свадебным поездом двигаются три огненных столба (если кто-то не уступит свадьбе дорогу, что может привести к "порче", то эти столбы "сшибут" его в сторону).

Водлозерье, № 115

В.III.2. Дружка или колдун, оберегающий свадьбу, с помощью определенных магических действий (держит молодых за руки, чтобы между ними никто не прошел; дает молодым обереги (монеты по 10 копеек) и велит перед свадьбой положить их вместе с кусками рогожи в обувь и т. п.) защищает участников свадебного обряда от возможной "порчи".

Зиновьев, №№ 304, 307

В.III.3. Колдун во время свадебного застолья с помощью определенных магических действий (не указано каких) наказывает разбушевавшихся пьяных гостей: те лезут "гольем" на горячую печь, всю ночь стоят, "как петух", на одной ноге. Колдовство проходит только тогда, когда нарушители спокойствия попросят прощения у колдуна

Зиновьев, №№ 316, 317

Список принятых сокращений

1. Водлозерье — Памятники русского фольклора Водлозерья. Предания и былички. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1997. — 145 с.

2. Вятский ф-р — Вятский фольклор. Мифология / Подгот. А.А. Иванова. — Котельнич, 1996. — 119 с.

3. Гринченко — Гринченко Б.Д. Из уст народа. — 1901.

4. Демидович — Демидович П.П. Из области верований и сказаний белорусов // Этнографическое обозрение. — 1896. — № 2, 3. — с. 124.

5. Зиновьев — Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири/ Сост. В.П. Зиновьев. — Новосибирск: Наука, 1987. — 401 с.

6. Иванов — Иванов А.И. Верования крестьян Орловской губернии // Этнографическое обозрение. — 1900. — № 4. — С. 100-104.

7. Исаевич — Исаевич С.Н. Еще рассказец о вовкулаках и чаровниках // Киевская старина. — 1883. — С. 700.

8. Кемерово — Фольклор Кемеровской области / Сост. Е.И. Лутовинова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — 200 с.

9. Колчин — Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии // Этнографическое обозрение. — 1899. — № 3. — С. 37-38.

10. ЛА — личный архив.

11. Русский Север — Мифологические рассказы и легенды Русского Севера/ Сост. О.А. Черепанова. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. — 212 с.

13. Ушаков — Ушаков Д. Материалы по народным верованиям великороссов // Этнографическое обозрение. — 1896. — № 2-3. — С. 168-171.

14. ФА ОмГПУ — фольклорный архив Омского государственного педагогического университета (шифры: ЭК — 5/1975, № 50; С — 9/1992).

15. Шейн — Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. В 3 томах. Т. 3. — СПб., 1903. — С. 250-251.

Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.

Поиск

Журнал Родноверие