169 13 03 10 agora
Исполнительница главной роли в фильме «Агора» Рейчел Вайс. Фото: Jason Merritt/Getty Images

Александрия, 391 год нашей эры. Переполненные нетерпимостью сердца религиозных фанатиков до предела накалили атмосферу между приверженцами трех основных религий в древней Агоре — язычниками, христианами и иудеями. Ситуация готова выйти из-под контроля и перейти в неуправляемую
кровавую расправу.

На фоне волнений религиозно настроенной толпы философ, выдающийся астроном и создательница теории эллиптических орбит Гипатия обучает своих учеников. Здесь у каждого своя религия — для верного поклонника Гипатии Ореста это поклонение языческим Богам, для раба Давуса, тайно влюбленного в свою госпожу, это христианство, а для самой Гипатии — наука.

Философ Гипатия обучает своих учеников жить по известному принципу:

«Если один предмет равен другому, а тот, в свою очередь, равен третьему, то они все равны между собой»

К какой бы религии ты не принадлежал, ты, прежде всего, человек.

Но начинается настоящая религиозная война, язычников изгоняют из города, многие из них принимают христианство и теперь занимают важные должности в правительстве. Среди них и Орест, который стал префектом Агоры.

Пока философы и ученые спорят круглая ли Земля или плоская, империя разделилась на две части — христианскую и иудейскую. Когда нет внешних врагов, стремящиеся к власти используют религию, чтобы с именем Божьим на устах, подстрекать на братоубийственную войну для утоления своей кровожадности.

В фильме чувствуется дух того времени — изысканное общество ученых людей и невежественная толпа вперемешку с рабами, древние храмы в пыли знойного дня и прохладная свежесть библиотек с их тишиной, хранящей в свитках мудрость поколений.

Совсем немного затронута линия личных отношений Гипатии в исполнении Рейчел Вайс.

Мы видим благородную, умную и независимую женщину, готовую отказаться от любви и брака ради того, чтобы посвятить себя науке, «чтобы хоть чуточку приблизиться к разгадке движения Земли вокруг солнца» и потом умереть счастливой.

Основное внимание режиссер уделяет историческим событиям. Совсем неприглядными получились древние христиане, полная противоположность тем, которых в своей книге «Куда идешь» описал Генрих Сенкевич.

В моменты особо жестоких религиозных расправ мне начинало казаться, что передо мной разворачивается некий жуткий фарс: люди, преклоняющиеся перед Иисусом, призывают убивать, когда его заповедь гласит «не убий!».

Но кто знает, как все было на самом деле, возможно, это всего лишь видение автора сценария и режиссера Алехандро Аменобара.

Поиск

Журнал Родноверие