Дерево сбросило с себя одежду. Когти ветвей царапают небо. Падающие капли в белом сугробе покрывают землю. Наступает период затишья, период отдыха. Она идет.

Укороченный день проходит в робкое мгновение ока, в то время как ночь поднимается до высот. Зимнее солнцестояние.

Подобно природе, силы человека убывают. Долгие ожоги сменились сырыми утрами и холодными ночами. Растягивающаяся темнота манит ко сну. Наконец Дыхание Мораны овевает Землю, и мир погружается в дремоту. Хлопья осыпают Мать-Землю, утяжеляют голые ветви, накладываются на достижения времени. Разнообразие цветов пройдет, только для того, чтобы новое возрождение приобрело еще более насыщенные оттенки. Под властью Мораны только белый цвет сохраняется в сверкающих, мерцающих отблесках. Даже когда наступает самая темная и плотная темнота, пейзаж остается ярким в этом сиянии, как рождение нового дня перед рассветом. Волшебный мир на мгновение напомнит о временах детства и успокоит ноющий разум.

Затем идет крекер. Солнце едва выглядывает, чтобы продать власть Луны. Самый короткий день, самая длинная ночь. Границы между мирами потрескивают, магия окутывает тело, ласкает душу. Русалки порхают в волнах, лабиринты не манят свернуть с дороги, гномы на мгновение откладывают выбор. Может быть, вдалеке мы увидим дракона или водяного, считающего звезды на поверхности. Духи забытого шепчутся в дуновении ветерка, который мягко овевает лицо. Наши миры рушатся вместе. Эти мгновения неповторимы и мимолетны, как первая снежинка на языке.

В то время как природа, свернувшись калачиком в глубоком сне, набирается сил, чтобы продолжить борьбу за выживание, человек бодрствует. Как и у наших предков, у нас есть вопросы о будущем. Мы не знаем, будет ли она полна Нового Солнца, или болезнь захватит Вселенную. Поэтому мы благодарим вас за подаренные нам дары и просим дальнейших благословений. Двадцать первый день последнего месяца заслуживает похвалы. Необходимо на мгновение замереть и прислушаться к древней песне, которая бьется в нашей груди. Сердце и в нем наследие предков.

Резная кукла, изображающая приход нового Солнца – сына Сварога, – обходит дома. Предполагается, что в сезон морозов и отчаяния это принесет надежду на лучшее завтра, которое будет сиять насквозь и согревать. Нельзя забывать о каждом доме, ферме, амбаре, чтобы лучи проникали не только в глиняные стены под крышами, но и в души всех существ. Поемые колядки касаются губ колядующих, закутанных в маски. Не только кукла в их окружении должна приносить добро, но и стихи с заклинаниями или пожеланиями. Они счастливы на каждом шагу, а танец только заполняет пустоту. В ту ночь, в эти моменты, вещи, запрещенные в браздах правления, будут строго разрешены.

84

Столы прогибаются под тяжестью закусок и еды. Теплый сок смачивает горло. Посетители угощаются свининой на Крачуне. Наблюдение за золотой свиньей — не просто продукт древних слухов. Мясо, которое обычно не предлагалось в будние дни, было основным блюдом. На празднике царило гостеприимство, желание жить в свое удовольствие. Не было никакого поста (хотя ведь и рождественская рыба — всего лишь кусок мяса), совсем наоборот. Каждый свист, хлопок только возвещал о том, сколько изобилия выросло. Если природа с помощью плуга обеспечила урожай, то женщина испекла огромный пирог. Прежде чем поделиться им, она прячется за ним с вопросом «Могу ли я быть увиденным?» Потому что если он есть, то через год он станет еще больше и скроет нас всех». Пока торт собирается в голодные рты обедающих, мужчина натирает медом лбы всех гостей. Форма X (защитный знак Перуна) должна отгонять недуги, плохой момент. Точно так же, как и эмблема Перуна, цепь, связывающая ножки стола, не должна позволять разорвать семейные узы. Тугие звенья металла сплетаются в плотную цепь и между ними на полу металлический инструмент. Цель, в зависимости от характера владельца, состоит в том, чтобы обеспечить достаточный урожай или хорошие навыки в ремесле. Крестьянин кладет плуг, дровосек — топор, резчик — долото, а крестьянин — колокольчик.

Так как большую часть времени мы просыпаемся в плену тьмы, нам необходимо осветиться. Очищающее пламя подавляет тьму, освещает новый путь. Кремень атакует кварц, искры пробиваются сквозь пыль. Веет теплым дыханием, и первый светящийся язык прорезает тьму .

85

Наконец зажигают костры. Не просто венок с четырьмя свечами, символизирующий священную сваргу. Четыре пламени, каждое для одной стороны света, каждое для одной стихии или времени года. Окуривание жилища травами – один из основных элементов очищения и подготовки к вступлению в новый сезон. К вечеру расцветут большие языки пламени. Мужчины высоко прыгают, а женщины поют. Оригинальные колядки с танцами несут к каждому окну или двери. Ничто не помеха — даже закрытые ставни или закрытые двери. Всевышний должен воспринимать каждый импульс радости, чтобы не впасть в грусть и вновь не одарить изобилием. Стук, стук в землю. Тела корчатся в танце, внутри веселый визг, тепло. Торжества – это радость, поэтому нужно избавиться от грусти, ведь даже самое слабое покрытие может завладеть душой и не допустить ее. Не нужно останавливаться на забытых днях, но открыть новые горизонты, где судьба произносится только устами Розария. Судьба, которую никто из нас не знает. Вот почему мы поднимаем руки и топаем по рулю.

86

Праздник зимнего солнцестояния – Крачун отмечался нашими предками «с незапамятных времен». Многие забыли или были соблазнены липким видением более сладкого света. Однако многие выстояли и несут это послание дальше, продавая его новым ветвям. Можно надеяться, что наша история не будет забыта и заключена лишь в страницы тяжелых летописей, засунутых на нижнюю полку запрещенных книг.

Я знаю, что в Словакии, а также в Чехии, оригинальные праздники все еще традиционны, и люди танцуют или рисуют медом крестик на лбу. Мы должны помнить, что это наследие нашей крови и не стоит его выбрасывать. Пусть боги сопровождают каждый твой шаг и несут покой душе и телу. Вот почему я воздеваю руки к небу и сыплю вам на головы пригоршнями зерна. Урожая и изобилия вашей семье.

Поиск

Журнал Родноверие