На сайтах неоязыческих организаций нас встречают окутанные романтическим туманом пейзажи, деревья и ручьи, камни с руническими знаками, жрецы в белых одеждах и символы: молот Тора, кельтские орнаменты. Они похожи на исповедание веры: они показывают, во что верят современные язычники и что для них важно.

Но они также показывают еще одно: под общим термином "неоязычество" скрываются группы и сообщества, сильно отличающиеся друг от друга.

Таким образом, в нем находятся почитатели древних богов: Зевса, Одина или Световида (славянские последователи предпочитают называть его Святовитом). Есть также друиды, относящиеся к кельтским верованиям; шаманы, искусные в заклинании мира, исцелении и магических практиках; викканы, или, скорее, викканки, потому что это вероисповедание является прерогативой женщин-ведьм, которые не имеют ничего общего с ведьмами древних веков, потому что те были не ведьмами веры, а несчастными жертвами конфликтов и зависть. Другое дело, что современные последователи Викки, имеющие к тому же особый повод для гордости: их вера, как считает Рианнон Биддульф из Британской ассоциации язычников, — "единственная религия, которую дала миру Британия", продукт на сто процентов британский.

Факелы в Афинах

Туристы, которых в Афинах никогда не бывает, вытирали глаза от изумления. Оживленной артерией течет поток машин, неподалеку стоит парламент, на фоне неба рисуются руины Акрополя, а тут... неужели в храме Зевса Олимпийского время отступило на два тысячелетия? Между колоннами три священника протягивают вверх руки в молитвенном жесте, горят факелы, сто человек молятся, длинные белые одежды, венки из листьев на головах...

"Мы молимся за мир во всем мире и за экологический образ жизни",

— объяснил один из священников греческим журналистам.

Объяснение сохранилось в совершенно современном тоне, как, впрочем, и цель: молиться за мир на время, оставшееся до Олимпиады в Пекине.

Это произошло год назад, в январе 2007 г. для греческих неоязыков это был переломный момент: в храме Зевса молились впервые с IV в., когда указ христианства о роли господствующей религии в Римской Империи запретил поклонение древним богам. Кроме того, это был первый неоязыческий праздник, на который власти закрыли глаза. Они не дали согласия, но и не запретили. Когда раньше греческие неоязыки хотели молиться в других важных местах — в Олимпии, на склонах Олимпа, в храме Гефеста на афинской Агоре-они действовали незаконно.

Но затем, в 2006 году, Эллинайс — Священное общество последователей древнегреческой религии — выиграла судебную тяжбу и была внесена в реестр конфессий. Правда, без права давать обеты, крещения и похороны, но все же. Дорога была протерта. Эллинаис, по общему признанию, невелик, насчитывает 34 человека, но в основном это люди из высших слоев общества — юристы, экономисты, ученые — которые рассматривают себя как кадровую организацию, которая привлечет других. Сколько? Число откровенных приверженцев язычества Эллинайс оценивает в 2 тыс., а тихих на 100 тыс. — что в религиозной Греции сильно преувеличено. Православная церковь оценивает язычников как можно хуже.

"Это горстка жалких воскресителей мертвой, вырожденной веры",

— говорил О. Ефстафиос Коллас, председатель Союза греческих священнослужителей.

Церемонии, относящиеся к язычеству, проводятся и в других древних местах поклонения — от Стоунхенджа в Англии до Горы Святой Анны в Силезии. Толпа, от друидов до ведьм, спускается в Стоунхендж для ежегодных обрядов летнего солнцестояния, чтобы поклоняться ритму изменений в природе. Здесь тоже есть старые костюмы. Привязанность к древнему светильнику показательна: даже когда скандинавские неоязыки встречаются не в древних местах поклонения, а в современных помещениях, они стараются выглядеть так, будто только что сошли на берег с лодки викингов.

Образ жизни

В Скандинавии и Прибалтике выделяются два течения неоязыческих конфессий, выделяемых специалистами. Первая — "народная религия": ее ядро-фольклор, нравы, обряды. Второй, называемый общим названием "Асатру", идет глубже, стремясь возродить политеистическую скандинавскую мифологию.

Интерес к дохристианским верованиям был вызван несколькими факторами разного характера, действующими с разной силой и в разное время. Друиды появились на сцене еще в начале XVIII века, когда Джон Толанд, ирландско-английский богослов, основал Первый Орден друидов (древний орден друидов). Однако девятнадцатый век был переломным, особенно романтизм с его поворотом к народу, старым верованиям и природе. Викканскому движению проложили путь к отмене прежних законов против ведьм; это позволило Джеральду Гарднеру создать движение Викки после Второй мировой войны.

Большое влияние на формирование языческих верований оказали и национальные движения в Европе, а позже, в XX в., появление многих новых государств. Обращение к дохристианским корням должно было подчеркнуть идентичность нации, сформированную в то время, когда внешние влияния еще не работали. Не случайно в возрожденной после 1918 года Польше появились такие организации, как Ассоциация Задруга или штамм рогатое сердце. Подобных явлений в конце XX в. пережили независимые Литва, Латвия и Украина.

Что общего между неоязыческими конфессиями сегодня? Общая потребность в связях с природой и пантеизм — ощущение присутствия божества в окружающем мире. Даже если в разных языческих конфессиях восемь самых важных праздников года носят разные названия, составленные из них Колесо Года (Wheel of the Year) и время празднования идентичны. Итак, есть зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, начало весны (в феврале) и лета (в мае), наконец, праздник урожая (в августе) и праздник в честь предков (Хэллоуин, 31 октября). Связь с ритмом природы, фазами Солнца и временами года очевидна.

Сами неоязыки, когда их спрашивают, почему они выбрали былые верования, подчеркивают необходимость общения, сближения с природой, возвращения к былым временам.

"Я вернулась к нашим старым богам, потому что не верю, что в мире существует только один Бог",

— объясняет Доретта Пеппа, жрица языческого греческого культа.

Джи Данн, Норвичская ведьма, на форуме BBC подчеркивает ":

великий индивидуализм духовных практик, для которых не нужны священные книги, Церковь или догмы. Достаточно объединиться с божеством, воздавая ему должное, взаимодействуя с миром природы и принимая цикл своей собственной жизни"

"Для многих язычников вера — это больше, чем религия, это образ жизни, они воспринимают себя как часть природы",

— писал Рианнон Биддульф.

"Поедем в Брюссель"

Однако жизнь язычника бывает трудной.

"Я говорю соседям, что я ведьма, что я молюсь Богу и богине? Позволяю ли я детям говорить о своей вере в школе, подвергая себя преследованиям не только со стороны одноклассников, но и нетерпимых учителей?"

— жалуется Кассандра Сэвидж, тоже ведьма, на форуме Би-би-си.

А в английском городе Гластонбери, где проживает многочисленная община друидов и ведьм, в 2006 году произошли столкновения молодых католиков с язычниками.

Неоязыки быстро учатся: модный аргумент о переживании проявлений дискриминации и нетерпимости также начинает быть их оружием. После событий в Гластонбери некоторые язычники требовали, чтобы католиков обвинили в действиях на почве религиозной ненависти, поскольку они спровоцировали беспорядки, забросали язычников солью и кричали им, что они будут жариться в аду. Это закончилось словами критики и увещеваниями.

Языческая община Корнуолла некоторое время назад обратилась к местным органам образования с просьбой разрешить ее представителям участвовать в консультативном гремиуме по вопросам религиозного образования. Смущенные власти отложили решение, объяснив, что неизвестно, сколько язычников живет в Корнуолле. Однако сам вывод доказывает, что неоязыки не только жаждут равноправия, но и полны решимости в любом случае его получить.

Также далеко от Корнуолла. Многие языческие группы были зарегистрированы как религиозные объединения, но это не всегда связано с правами, которыми пользуются великие религиозные общины — христиане, мусульмане, буддисты или евреи. Хотя только в Скандинавии неоязычные организации получили право давать обеты, это образец для других.

Поэтому, как говорит Доретта Пеппа из Греции, "если власти откажут нам, мы обратимся к Брюсселю".

Поиск

Журнал Родноверие