Статья посвящена анализу феномена общественного объединения «Волшебное войско Руси». В первой части исследования рассматриваются особенности типологизации современного язычества, позволяющие определить характерные черты уникального неоязыческого псевдосимулякра; содержится краткая история становления организации, биография лидера-идеолога движения. Особое внимание уделяется фиксации наличия прямой связи в виде заимствований, параллельных «открытий» в разрабатываемом мировоззренческом дискурсе последователей «Волшебного войска Руси» и других социально-политических движений. В результате разбора интернет-нарративов организаций, историографии вопроса выделить следующее идентичное организационное и идеологическое поле: идентичную специфику создания и функционирования организаций, активную детальность рассматриваемых групп в сети интернет, господство конспирологических представлений, отрицание государственных, в том числе финансовых, институтов современной России.

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, Россия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., ссылка

Аннотация

Статья посвящена анализу феномена общественного объединения «Волшебное войско Руси». В первой части исследования рассматриваются особенности типологизации современного язычества, позволяющие определить характерные черты уникального неоязыческого псевдосимулякра; содержится краткая история становления организации, биография лидера-идеолога движения. Особое внимание уделяется фиксации наличия прямой связи в виде заимствований, параллельных «открытий» в разрабатываемом мировоззренческом дискурсе последователей «Волшебного войска Руси» и других социально-политических движений. В результате разбора интернет-нарративов организаций, историографии вопроса выделить следующее идентичное организационное и идеологическое поле: идентичную специфику создания и функционирования организаций, активную детальность рассматриваемых групп в сети интернет, господство конспирологических представлений, отрицание государственных, в том числе финансовых, институтов современной России.

С 2005 года, с момента создания новой доктрины «шуйного пути»1, оказавшей значительное влияние на развитие одного из направлений в современном российском язычестве — русского (славянского) «родноверия», феномен нового язычества стремительно трансформируется и обогащается новыми идеологемами и структурными формами.

Выбор методов исследования обусловлен особенностями и спецификой объекта исследования — общественного объединения «Волшебное войско Руси». В связи с этим в качестве доминирующего использовался контент-анализ различных информационных источников: социальных сетей определенных организаций, публикаций в средствах массовой коммуникации, теоретических источников, связанных с предметом исследования.

Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в просветительской и образовательной деятельности, при создании соответствующих программ для вариативных курсов.

Типологизация

Разнообразие мировоззренческих «популяций» доходит до определенной точки кипения, заставляя исследователя отойти от привычной, научной классификации нового религиозного движения и задуматься над абстрактной типологизацией, предполагающей условное ранжирование лидеров, групп, направлений, с учетом фактора девиации. В конкретном случае под девиацией мы будем понимать совокупность отклонений мифологического, идеологического, исторического, празднично-обрядового характера, не свойственных носителям современного язычества. Если доминантная часть мировоззренческих дискурсов неоязыческой диаспоры является симулякром, конструирующим вымышленное — «авторское язычество» прошлого или по остаточным элементам, копирующим частные проявления религиозного «исходника» (Шижен-ский, 2020), то искомая девиация выступает в роли псевдосимулякра — «вымысла в квадрате». Другими словами, носители рассматриваемого явления вступают в конфронтацию с представителями современного язычества, не воспринимаются сообществом в качестве «своих». Первичное знакомство с образчиками псевдосимулякра позволяет выделить ряд особенностей, среди которых ярко выраженное неприятие «турбо-неоязычества» в среде носителей религиозного нативизма и собственная ставка «псевдонеоязычников» на «пограничную» религиозность или даже отрицание культовой составляющей в мировоззренческой самоидентификации.

Спустя несколько лет после языческого апгрейда лидеры этноориентированных групп накладывают вето на отдельные персоналии и объединения, подчеркивая их чуждость и языческую несостоятельность. Так, в совместном заявлении «Круга Языческой Традиции» и «Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры» от 25 декабря 2009 г. «О подменах понятий в языке и истории славян и о псевдоязычестве» представители данных «родноверческих» организаций относят к персонам нон-грата перечень псевдоязыческих писателей и идеологов; космополитическая колдовская религия Викка лишается статуса признанных автохтонных религиозных образований2 и т. п. Конструируемая доавраамическая религиозность становится одной из идеологических площадок в проектах КПЕ (Всероссийское общественное движение «Единение»), «Свидетелей СССР» (деятельность организаций запрещена на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») и подобных организаций, широко не декларирующих свою «языч-ность» (Силантьев, Стрекалова, 2020). Одним из характерных объединений неоязыческого псев-досимулякра следует считать феномен «Волшебного войска Руси».

История возникновения организации. Незарегистрированное общественное объединение «Волшебное войско Руси» было создано 25 ноября 2018 г.3 Местом создания организации стал мост в Керченском проливе. В этот же день Игорь Владимирович Полуйчик был провозглашен атаманом «волшебных войск специального назначения Руси»4.

1 Влх. Велеслав. Шуйный путь: черная книга нави. М., 2011. 1080 с.

2 Заявление [Электронный ресурс] // Славянская традиция. URL (дата обращения: 09.04.2021); Интернет-интервью И. Тринку-ниене Р. Шиженскому от 31.10.2020. Из личного архива автора; Гарсиа. Викка в религиозном пространстве России [Электронный ресурс] // WiccanScrolls. URL (дата обращения: 01.11.2020); Гарсиа. Интервью с Морганой Ситхоув // Время Луны. Журнал о викке и язычестве. 2015. № 9. С. 20-24.

3 Орлова Л. Атаман «Волшебного войска» на Урале: «Мы не позволили начаться войне между Украиной и Россией» [Электронный ресурс] // ЕАН интерактивные новости. URL (дата обращения: 13.04.2021).

4 Летопись Войска [Электронный ресурс] // Войско.рус. URL: 11йр://войско.рус/летопись-войска-руси/ (дата обращения: 13.04.2021).

Согласно данным анонимного автора «Нехороших новостей», размещенных на портале «Яндекс Дзен», И. В. Полуйчик — бывший бизнесмен, специализирующийся на металлообработке, создатель виртуального проекта «международной системы поминовения усопших» Skorbim.Com и реформатор системы школьного образования»1. Весьма интересным фактом биографии руководителя «Войска» следует признать обращение Полуйчика в 2017 г. в суд г. Верхняя Пышма с требованием юридического (официального) признания его человеком2. В последующих заметках тема человека/нечеловека, гражданина/негражданина активно развивается будущим атаманом. Приводятся копии обращений соратников в Верховный Суд РФ, обнародуются сенсационные выводы и т. д.

Вместе с тем информация личной интернет-ленты Полуйчика позволяет начать поиск мировоззренческих основ как лидера «Войска», так и созданной им общественной организации. Игры с так называемыми аусвайсами — фальшивыми документами, удостоверяющими личность; игнорирование законов страны; характерные идеологемы упомянутых выше отечественных организаций «живых людей», «свидетелей СССР» сгенерированные в западном (американо-германском) обществе в 1970-х гг. проявились в России в 1990-е г. Анализ ряда источников, прежде всего сайта организации, подтверждает мысль о теснейшей организационной и идеологической связи последователей «Волшебного войска» с группой объединений «живого СССР».

«Волшебное войско Руси» в рамках движений «живых людей» и «свидетелей СССР». Прежде всего следует отметить идентичную специфику создания и функционирования организаций. «Войско» Полуйчика, как и большинство групп «реаниматоров» советской державы, как правило, представители российской провинции. Так, участники «Интернациональной системы Качественного Развития» и ее лидер А. В. Шмидт — жители Челябинска; «Союз славянских сил России» (деятельность организации запрещена на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») имел отделения в Калининграде и Свердловской области; «Союз СССР» возник в Липецке, «Верховный совет СССР» действовал в Кургане, Новосибирске, Краснодарском крае (Силантьев, Стрекалова, 2020, c. 38-39, 47, 57, 67-68). Жизненный сценарий подобных объединений стандартен: после закрытия столичных офисов, главного отделения в крупных областных городах ячейки возникают на периферии. Например, уже упоминавшаяся партия КПЕ достаточно быстро нашла базу последователей в Республике Марий-Эл, обогатив политическую программу псевдоязыческой составляющей.

Многие «гуру» (С. Тараскин, С. Демкин, М. Мелихова-Гришина) -действительные или разорившиеся индивидуальные предприниматели, увлекшиеся оккультизмом, эзотерикой и внезапно открывшие в себе сверхспособности.

Данный путь прошел и предприниматель Полуйчик, кардинально изменившийся в 2018 г. и получивший от безликих сил определенный личностный апгрейд:

«По итогам проведенных в Севастополе и Керчи тризн на Игоря была свыше возложена большая ответственность и перестроена его внутренняя структура вплоть до ДНК»3.

Еще одной структурной особенностью, объединяющей «Войско» и организации «живого СССР», является активная деятельность рассматриваемых групп в сети Интернет. Так, «Всесоюзная организация избирателей народов СССР» имеет шесть действующих сайтов, значительное количество пабликов в социальных сетях. В свою очередь, интернет- пространство «Войска» включает собственный сайт, YouTube-канал И. Полуйчика, страницу лидера организации на платформе «КОНТ». Деятельность объединения освещается в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, Instagram, Facebook (две последние запрещены в Российской Федерации).

В уставном документе объединения «Девятиречение Тридевятое царство» автор считает проявлением определенной ступени «коллективного душевного уровня» организацию, возглавляемую Мариной Каменской («Община Вольных Русов» — организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации) и «Конгресс Коренных Народов»4. Данные структуры представляют собой «официальные» сообщества «живых людей» — «суверенов», «граждан СССР»5 (Силантьев, Стрекалова, 2020, c. 30-46, 94-105).

1 «Спецназ волшебного войска» в Нижнем Тагиле [Электронный ресурс] // Яндекс Дзен. URL (дата обращения: 03.08.2022).

2 Полуйчик И. Дело «О человек» [Электронный ресурс] // КОНТ. URL (дата обращения: 14.04.2021).

3 Летопись Войска [Электронный ресурс] // Войско.рус. URL (дата обращения: 13.04.2021).

4 Девятиречение Тридевятое царство [Электронный ресурс] // Волшебное войско Руси. URL (дата обращения: 18.05.2021).

5 Община Вольных Русов. URL (дата обращения: 18.05.2021).

Кроме того, во многом идентичен набор терминов, действий, характерных идеологических представлений как для «новояза» группы Полуйчика, так и для большинства организаций «свидетелей СССР». Приведем несколько примеров. Одно из видео с YouTube лидера «Войска» (канал насчитывает 21 тыс. подписчиков) под названием «Кто стоит за Игорем Полуйчиком?» содержит размышления «князя» о масштабном гражданском внутрироссийском структурировании населения последователями учения, принявшими главный документ «Войска», так называемую «Русскую Правду». Заявляя, что дружины — лишь одна из малых форм объединений, Полуйчик призывает открывать новые родовые поселения, артели, объединяться в пределах городов, «создавать мобильную структуру»1. Кроме того, в ближайших планах «атамана» запуск «ремиссии новой энергии», называемой идеологом денежной. На первоначальном этапе данная энергия будет находиться «в мере» рубля Российской Федерации, однако со временем возможен отход от существующих денежных стандартов. Итог — создание необходимого количества энергии и образа ее материализации. Этим знанием «князь» планирует наделить практически всех последователей «Войска». Соответственно, и разветвленная организационная структура, состоящая из «своих», и тем более планируемый запуск собственной «энергетической финансовой системы» -определенным образом реформированная калька с прожектов организаций «реаниматоров Советского Союза», отрицающих российские денежные знаки в угоду валюте советского периода или контрамаркам собственного производства. Вместе с тем действующие рубли пользуются спросом у руководства псевдоорганизаций псевдо-СССР; неофиты, вступающие в ряды «профсоюзов» и «верховных советов», расплачиваются ими за новые «паспорта» (грамоты «свободного передвижения»), «водительские удостоверения» и «договоры» публичной оферты.

Весьма близки конспирологические представления идеологов-«некромантов» (термин, используемый Р. Силантьевым и О. Стрекаловой) и «князя» о мировом закулисье. В роли земных врагов традиционно выступают чиновники разных рангов: в случае с Полуйчиком — от директора магнитогорского муниципального предприятия «Комбинат похоронно-ритуальных услуг» до председателя Правительства Российской Федерации. Причиной, позволяющей отнести того или иного деятеля к оси зла, может выступить как личная неприязнь «атамана» («Он нарушил слово, поступил не по-мужски, не по-человечески»)2, так и отход от норм действующего законодательства, естественно, в рамках собственного прочтения руководителя «Войска».

Еще одна категория вражеских сил базируется на классификации иного порядка — этнического. Так, в переписке с автором статьи «князь» жалуется на неудачную попытку проведения обряда тризны в Екатеринбурге — разрыв хоровода во время «боевого пляса, вызванного пагубной деятельностью представительниц еврейского народа»3. Интернет-публикации руководителя общественного движения развивают эту мысль и находят главу сионистского заговора — «Красного вампира» — носителя черномагических и кабаллистических знаний, занимающего земную верхушку в иерархии темных со времен Шумеры и Древнего Египта.

Кульминацией теории заговора большинства организаций «некромантов» следует считать сакральную борьбу со злом на космическом уровне (см.: «СССР» С. Тараскина) (Силантьев, Стрекалова, 2020, с. 49-50). Собственная транскрипция противостояния «светлых сил» с враждебными космическими отражена в трех частях опуса Полуйчика под названием «Наш мир захвачен нечеловеческой расой». Основной смысл весьма пространных текстов сводится к следующему: 15 тыс. лет назад чужеродная раса рептилоидов (змиев) захватывает Землю и ближайшие планеты, уничтожает самых сильных «вездесущих людей — «Богов»; 13 тыс. лет назад часть людей прячется от захватчиков в «Подземное царство (Тартар, Горние миры)». Оставшиеся на поверхности через всю Евразию «Асию — страну асов» строят Китайскую стену и Змиевы валы, защищающие ариев (русских) от земноводных.

Лидер войска осведомлен и о тактике рептилоидов, предпочитающих воевать против славян чужими руками с использованием рас из других миров, подчиненных своему влиянию (через телепатический контакт) вождей отдельных племен4.

Последующие части произведения «атамана» посвящены поиску несоответствий, умышленных темных пятен в мировой и отечественной истории. Примечательна доказательная база, которая легла в основу отторжения фактов и конструирования собственной «настоящей» истории. Источником «правды», согласно мнению Полуйчика, является совесть, которая и должна выстроить правильную хронологию событий и наполнить их истинным, закрытым от непосвященных смыслом.

1 Кто стоит за Игорем Полуйчиком? [Электронный ресурс] // Волшебное войско Руси. URL (дата обращения: 18.05.2021).

2 Полуйчик И. Чиновника в Магнитогорске по суду требуют признать животным [Электронный ресурс] // КОНТ. URL (дата обращения: 19.05.2021).

3 Телефонная переписка Р. Шиженского с И. Полуйчиком от 11.04.2021. Из личного архива автора.

4 Полуйчик И. Наш мир захвачен нечеловеческой расой (часть I) [Электронный ресурс] // КОНТ. URL (дата обращения: 19.05.2021).

Приведенные параллели, возможные заимствования у организаций «коллег» не только допустимы, но и типичны для «некромантов», объединений неоязыческого толка. «Фестивальный серфинг» — дефиниция, введенная религиоведом А. В. Гайдуковым и первоначально означающая участие представителей заинтересованного сообщества (неофитов, адептов неоязычества) в праздниках сразу нескольких общин поочередно (например, в двух-трех купальских торжествах, отмечаемых в разное время) характерен для «Войска» (Гайдуков, Саберов, Шиженский, 2021). В нашем случае функцию лонгборда выполняет не только фактический переход в общественное объединение приверженцев расформированных, запрещенных организаций, но и переносимый идеологический багаж, эволюционирующий в условиях вновь возникающей группы. «Последователи СССР» и «Волшебное войско Руси», кроме параллелизма в области структурного конструирования, общих конспирологических взглядов, имеют единый источник новой мифологии.

Таким образом, в результате контент-анализа различных источников установлено наличие прямой связи в виде заимствований, параллельных «открытий» в разрабатываемом мировоззренческом дискурсе последователей «Волшебного войска Руси» и таких социально-политических движений, как «свидетели СССР», «живые люди». Выделено следующее идентичное организационное и идеологическое поле: специфика создания и функционирования организаций; активная детальность рассматриваемых групп в сети Интернет; господство конспирологических представлений; отрицание государственных, в том числе финансовых, институтов современной России. Исследования изменений, происходящих в неоязычестве, отражают их связь с мировыми тенденциями, в частности с попыткой манипуляции сознанием людей.

Список источников

Гайдуков А. В., Саберов Р. А., Шиженский Р. В. К вопросу о методологии изучения российского неоязычества // Общество: философия, история, культура. 2021. № 3, С. 26. URL Силантьев Р., Стрекалова О. Некроманты наших дней. М., 2020. 156 с.

Шиженский Р. В. Образ служителя культа в нативистском симулякре XXI века // Общество: философия, история, культура. 2020. № 7 (75). С. 38-42. URL.

Информация об авторе

Р.В. Шиженский — кандидат исторических наук, доцент, заведующий Лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, Калининград, Россия.

Поиск

Журнал Родноверие