Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, Россия

Продолжение статьи, опубликованной в № 9 журнала «Общество: философия, история, культура». © Шиженский Р.В., 2022

Аннотация

Статья посвящена анализу феномена общественного объединения «Волшебное войско Руси». Во второй части исследования рассматривается специфика обрядовой практики последователей князя Игоря. Источниковая база движения позволяет выделить ряд системных компонентов, формирующих мировоззренческий базис «Войска». К числу основополагающих ритуальных звеньев организации относятся «боевой пляс», хоровод, обряды имянаречения, очищения и клятвы (в рамках принятия «Русской Правды»), откровения неофитов и др. Синкретизм обрядовой практики «Волшебное войско Руси» включает как «традиционные» составляющие современного русского язычества, так и комплекс религиозных «открытий» одного из смежныхо псевдоязыческихо объединений. Религиозный продукт А.Ю. Хиневича привнес в рассматриваемое движение празднично-обрядовый календарь, систему символов и образ лидера-харизмата.

Обрядовая практика «Волшебного войска Руси». Несмотря на заявление создателя «Войска» о внерелигиозном мировоззрении группы («У нас — духовное воинство, и оно объединяет людей совершенно разных религиозных взглядов. У нас есть и атеисты, есть и родноверы <...> У нас движение не религиозное! Более того, мы против религии»1), языческий характер организации подчеркивают представители религиоведческого сообщества и челябинской метрополии РПЦ. Религиозная составляющая «Войска», с учетом определенных нюансов, фиксируется на некоторых информационных площадках современного «официального» язычества. Заметка о «волшебном войске» присутствует в новостной линейке проекта «Красная лента» — мониторинге актов агрессии против последователей языческих традиций и религий коренных народов, проживающих в России. На данном информационном ресурсе «Фонда традиционных религий» рассматриваемая организация относится к сообществам инглиистического толка. На сайте «Пантеон» сообщество Полуйчика характеризуется как «нечто среднее между магическим салоном и кружком фольклористов-любителей»2.

С определенной условностью градации направлений современного славянского язычества, производимой носителем мировоззрения Скрытимиром Волком (С.С. Лифантьев) «Войско» можно считать примером синкретизма мифологической и ведической «школы» современного язычества3. Такая терминологическая неопределенность вполне закономерна. Мировоззренческий дискурс рассматриваемого сообщества ультрасинкретичен. Ему присущи черты как языческой пролификации (преемственность преобразованных идеологем) обрядовых практик, присущих современному славянскому религиозному нативизму, так и заимствования из псевдоязыческих учений и мифологем течений New Age.

Остановимся на ключевых элементах, формирующих парадокс «Волшебного войска». Главным элементом обрядовой практики «дружинников» является так называемый боевой пляс, представляющий собой хороводное движение — круг, объединяющий членов сообщества мужского пола, сопровождающийся общими возгласами, характерными движениями ног в центр круга и ритмичной музыкой электронного или живого звучания. Неотъемлемыми составными частями «пляса» также являются монологи Полуйчика, обсуждение изменений, происшедших с участниками круга во время обряда, и принятие главного документа «Войска» — «Русской Правды». Таким образом, хороводный пляс выступает практической площадкой сообщества, включающей и обряд перехода — смену статуса неофита, и агитационный лекторий харизматического лидера, визуально — офлайн — утверждающего свою идеологию. В настоящее время актив «Волшебного войска» провел данные обряды в 43 городах Российской Федерации или, согласно собственной хронологии объединения, в 14 городах «по буквице».

Хоровод и «боевой пляс» как составные части и отдельные единицы обрядовой практики широко представлены в «родноверческом» движении c последней трети XX в. и по настоящее время. Так, основоположник современного язычества А.А. Добровольский (Доброслав) считал магический хоровод ключевым действом обрядовой практики. По мнению Добровольского, хоровод позволяет человеку наладить прямое общение с «Родными Светлыми Силами» через постепенное вхождение в состояние религиозного экстаза — «одержания духами»4.

Идея исключительности хороводного действа получает развитие в концепции почвенника от язычества Н.Н. Сперанского (волхв Велимир). Находя корни ритуального кружения в практиках хлыстов, Сперанский считает хоровод необходимым элементом русского шаманизма (кудесниче-ства). Эта коллективная практика радения включает пение, «гудение» и сопровождается звуками бубна5. Богом хоровода, согласно версии Велимира, является Хорс — крылатый конь Святовита6.

Так называемый боевой пляс используется в среде групп, практикующих славяно-горицкую борьбу (движения языческой направленности), и обозначается как стиль «ломание». По мнению создателя борьбы А. Белова (Селидор), через пляс боец связывается с предком, «вовлекает его в действие»7.

1 Орлова Л. Атаман «Волшебного войска» на Урале: «Мы не позволили начаться войне между Украиной и Россией» [Электронный ресурс] // ЕАН интерактивные новости. URL (дата обращения: 13.04.2021).

2 ФТР зафиксировал массовый анти-языческий вброс в СМИ [Электронный ресурс] // Фонд традиционных религий. URL (дата обращения: (12.05.2021) ; BratonegMolotkov. Против лжи безумцев. Часть III: Демон, душащий правду [Электронный ресурс] // Пантеон. URL (дата обращения: (дата обращения: 12.05.2021).

3 Лифантьев С.С. (Скрытимир Волк). Азбука начинающего язычника. М., 2017. С. 384-385, 420-425.

4 Доброслав. Радость Солнцепоклонника. Б. м., 2003. С. 22-23.

5 Влх. Велимир. Дар шаманизма — дар волхования. М., 2012. С. 274.

6 Там же. С. 118-120.

7 Русская борьба (Славяно-горицкая) — Боевой пляс [Электронный ресурс] // YouTube. URL iw (дата обращения: 20.05.2021).

А история «обретения» хоровода, расшифровка его функциональных значений в трактовке лидера «Волшебного войска» напрямую связаны с сакральными силами. Выступая в роли пророка, Полуйчик получает от бога Рода послание с необходимой информацией о хороводе как русской системе управления и «расшифровывает» полученный текст. Тезисно, хоровод «князя» Игоря — это «1. самый древний народный круговой массовый обрядовый танец; 2. в противовес демократиям хоровод является структурой единодушия; 3. важнейшим элементом и ключевой целью хоровода является обрядовый момент»1. Мистическую силу современного обрядового хоровода лидер «Войска» подтверждает примером из практики организации. По его мнению, мистика хоровода не допустила строительство православного «храма-на-воде» в центре Екатеринбурга.

Следует отметить, что рассматриваемый центральный ритуал общественного объединения выходит за рамки обрядовой практики. В мифологии Полуйчика хоровод — первоэлемент самоорганизации русского народа, уничтоженный триста лет назад (!?) во время борьбы христианства и государственных органов с язычеством. Только возрождение множества локальных обрядов сможет восстановить находящуюся «в колониальном плену Державу Света, Святую Русь»2. Итак, «пляс» рассматриваемого псевдосимуляра включает традиционные для современного славянского язычества обрядовые практики, однако в формате идеологического апгрейда, предполагающего наделение хоровода дополнительным надобрядовым функционалом.

Кроме непосредственного «танца», хороводная мистерия включает «клятву» — принятие членами круга так называемой «Русской Правды». Согласно информации сайта организации, данный «сильнейший магический документ»3 обрела дружина «Войска», поднявшись на вершину горного Алтая 22 марта 2020 г. «Русская Правда» представляет собой распечатанный лист бумаги, имеющий окантовку красного цвета, по углам которого содержится изображение «Звезды Руси» («Квадрат Сварога») и словосочетания «Слава небесной Руси» (в верхней части документа), «Мы земная Русь» (в нижней части документа) и набора знаков «славянской буквицы» (правая и левая стороны документа). В центре «Русской Правды» размещен рукописный текст из девяти пунктов-положений. Например, «2. Русь Есмь Земля. Русский народ (Русы, Русичи, Рус-кие, Русские) вступает в наследие Мидгард-Землёй, нашей Родиной»4. На реверсе документа содержится рукописный перечень принявших «Русскую Правду». «Роспись» также весьма специфична: «Игорь, сын Владимира из Белых Русов», «Евгений, сын Николая из Рода Русов, из Кузнецовых», «Марк, сын Рудольфа из Рода Полянских, из Свято Русов» и т. д.

Многочисленные видео «плясов» позволяют познакомиться с «клятвой» неофита, принимающего «Правду».

Получая из рук «князя» Игоря документ в форме свитка, посвящаемый располагается в центре круга единомышленников и произносит следующую фразу:

«Я Имярек, сын Имярек из Рода Имярек. Готов здесь и сейчас коли на то потребуется расстаться со своей земной оболочкой по Русской Правде во имя добра на Мидгард-Земле. Ради детей наших и внуков. Простите меня, люди добрые, и я вас прощаю»

После импровизируемой присяги под одобрительные возгласы посвященный кланяется по сторонам света, обнимается с лидером объединения и по очереди со всеми участниками круга. В конце обряда Полуйчик круговыми движениями вращает свиток и все собравшиеся кричат «Ура!!!». Далее наступает время «волшебного пляса», после которого следует заключительная часть обряда — своеобразное подведение итогов: влияние коллективного «радения» на состояние конкретных участников.

Даже беглый просмотр выложенного материала позволяет утверждать, что «откровения» вновь принятых в «Войско» в подавляющем большинстве случаев ненатуральны, их возникновение спровоцировано и в дальнейшем усиленно поддерживается исключительно монологами Полуйчика, его ближайшего окружения, путешествующего с лидером по городам и сформированным ими коллективным «волшебным бессознательным».

После «танца», минутных медитаций в кругу с закрытыми глазами «князь» предлагает собравшимся высказаться. Как правило, первое слово берет постоянный участник объединения, задающий полилогу правильное направление через разбор ключевых терминов и понятий (см.: «хара»: энергетический центр в мифологии последователей различных учений на основе «буквицы» и т. д.)5, принятых в «Войске».

1 Полуйчик И. Второе послание Рода: хоровод как русская система самоуправления [Электронный ресурс] // КОНТ. URL (дата обращения: 22.05.2021).

2 Полуйчик. Второе послание Рода...

3 Русская Правда [Электронный ресурс] // Волшебное войско Руси. URL: 11йр://войско.рус/русская-правда/ (дата обращения: 25.05.2021).

4 Там же.

5 Хара — пояснение и раскрытие образа на основе древнеславянской буквицы [Электронный ресурс] // Славянская академия духовного развития. URL (дата обращения: 26.05.2021).

Кроме того, окружение Полуйчика «снимает» психологическое напряжение, снижает барьер стеснительности новичков, мотивируя их к высказываниям1.

Характеризуя сценарные элементы обрядовой практики «Войска» и их составляющие, прежде всего следует обратить внимание на сакральный документ объединения — «Русскую Правду». Наличие подобных священных писаний — весьма распространенная практика в среде «традиционных» «родноверческих» групп. Достаточно вспомнить устаревшую фальсификацию российского неоязычества «Велесову книгу» (брошюра запрещена на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») или тексты украинских неоязыческих организаций: «Мага Вира», «Волхв Сила», «Родной Украинской национальной Веры» и «Великого Вогня» соответственно2.

Принятие «Русской Правды» содержит черты практик-переходов: «имянаречения» и «очищения», а послеобрядовые высказывания практически повторяют обращения к богам, членам своего микросообщества во время кругового пускания общинной братины. Даже само наименование сакрального текста — «Волшебное войско Руси» — вполне укладывается в «методику» отечественного язычества XXI в., активно использующего приемы «новояза», в том числе технику подмены признанного исторического источника новоделом, созданным идеологом конкретного сообщества (Шиженский, 2017).

Вместе с тем мировоззрение группы Полуйчика переполнено элементами иного порядка. Так «Круголеть» — календарь празднично-обрядовых мероприятий «Волшебного войска» представляет собой аналог календарной системы «Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов» (деятельность организации запрещена на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») — нового религиозного движения.

Кроме календаря и набора идентичной символики, инглиизм и «Войско» объединяют структурные элементы. В частности, оба движения сделали ставку на активное привлечение в свои ряды представительниц прекрасного пола. Сакральная функция берегинь сводится к ментальной защите и очищению последователей рассматриваемых НРД. В организации Полуйчика женщины являются авторами стихотворных «напутствий», мотивирующих членов организации на проведение значимых событий. Во время обрядовых действий берегини, находясь за кругом мужчин -участников «пляса», формируют так называемый обережный круг, защищая собравшихся.

Безусловно, системообразующим звеном двух организаций следует признать пассионарность фигур лидеров: «культовое новообразование неотделимо от своего харизматического лидера» (Яшин, 2010). Как в случае с отцом Александром (А. Ю. Хиневич), так и с князем Игорем (И. В. Полуйчик), возглавляемые идеологами движения распадутся или трансформируются в новые проекты при исчезновении лидера.

Таким образом, анализ деятельности общественного объединения «Волшебное войско Руси» позволяет констатировать появление в религиозном пространстве России нового явления — неоязыческого псевдосимуляра. Для данного феномена характерен синкретизм «турбо-язычества» в виде инглиизма и практик, мировоззренческих установок, присущих «официальным» общинам современных русских язычников.

Список источников

Шиженский Р. В. Особенности нового языка («новояза») русских язычников XXI века // Научное мнение. 2017 № 11. С. 25-33.

Яшин В. Б. «Церковь православных староверов-инглингов» как пример неоязыческого культа // Неоязычество на просторах Евразии: сб. ст. / Сост. В. Шнирельман. М., 2010. С. 56-68.

1 Боевой Пляс С Добром В Екатеринбурге [Электронный ресурс] // Волшебное войско Руси. URL: ||йр://войско.рус/2020/12/14/боевой-пляс-с-добром-в-екатеринбурге/ (дата обращения: 26.05.2021) ; Боевой пляс на месте Собора Руси в поселке Силач [Электронный ресурс] // YouTube. URL (дата обращения: 26.05.2020) ; Боевой пляс в Керчи по буквице 11ервь [Электронный ресурс] // Там же. URL (дата обращения: 26.05.2021).

2 Максименко Г. З. Велесова книга. Веды об укладе жизни и истоке веры славян. М., 2019. 672 с. Лев. Силенко. МАГА В1РА. РiднаУкраíнськаНацiональнаВiра (РУНВiра). N.-Y., 1979. 1393 с. Огин. Волхв Силы [Электронный ресурс] // Великий Огонь. URL (дата обращения: 26.05.2021).

Информация об авторе Р.В. Шиженский — кандидат исторических наук, доцент заведующий Лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, Калининград, Россия.

Поиск

Журнал Родноверие